Мизантроп. История Евгения Цыганова
Девочки падают. Они очень любят артиста Евгения Цыганова. Ходят на все его спектакли, даже на те, где Цыганов просто стоит в уголке и бренчит на гитаре, как в «Двенадцатой ночи» Деклана Доннеллана. А пять лет назад солист группы «Гренки», устроившей дебош в питерском клубе Fish Fabrique, отплясывал ну очень чувственные танцы и висел на деревянных столбах. Кто знал, что пластичный парень с непроницаемым лицом, учившийся у Фоменко, скоро станет звездой поколения? Героев делает ТВ, но Цыганов был готов к тому, чтобы стать «открытием».
С группой «Гренки», игравшей дурашливый брит-поп на клубных площадках, почти покончено: «Мы собираемся в студии и делаем новый проект. Но это для личного пользования„. Жалко „Гренки“: там Цыганов, непростой и закрытый, позволял себе немного расслабиться. Теперь на все лишнее наложено табу: интервью немногословны и касаются только работы. На фоне повальной „новой искренности“, которую ввел в обращение Евгений Гришковец, это кажется странным. И вызывает уважение.
В институтской молодости Цыганов играл математика Валентайна из „Аркадии“ Стоппарда и коммуниста-электрика Федора из „Фро“ Андрея Платонова. Валентайн почему-то не ходил по-человечески, а летал из угла в угол, странно склонив голову набок. Такие вещи запоминаются.
Теперь роли пошли другие. Кино требует от актера обаяния, не оставляющего равнодушной женскую половину зала. Очередной харизматичный персонаж найден. Цыганова снимают лучшие российские режиссеры. Многие говорят: вырос новый Жан Габен.
На вопрос, не станет ли кино главным в его жизни, театральный актер Цыганов без промедления отвечает „нет“. “Просто сейчас так все складывается, что меня приглашают„, — мягко объясняет он.
Оценкой ролей Цыганов себя не утруждает: “Везде есть свои минусы„. В последнее время везет на „историческое“: в феврале Алексей Учитель выпускает “Космос как предчувствие„ по сценарию Александра Миндадзе. Послевоенные годы снимались в индустриальных ландшафтах Ленинградской области. На пробы Цыганов пришел с видом человека, не сильно озабоченного, возьмут его или нет. Взяли — работать с партнером — Евгением Мироновым. Это Миндадзе первым заметил, что Цыганов похож на Жана Габена: “Я мало видел Цыганова в работе, но одно могу сказать точно: он очень содержательный актер, обладающий редкой особенностью — умеет выразительно молчать. На фоне американского коммерческого кино с хлопаньем глазами Цыганов — совсем другой. Он не играет, а живет. Кстати, это хорошо видно в „Детях Арбата„“.
В фильме, снятом по знаменитому в 80-х роману Анатолия Рыбакова о судьбах, искалеченных сталинским режимом (как только начался сериал, книжка взлетела в цене до 500 рублей), персонаж Цыганов главный — Саша Панкратов. Важен, считает Цыганов, не исторический антураж — чувства. “Вот если бы роман лет десять назад экранизировали, наверняка получилось бы что-то разоблачающее, а сейчас важны человеческие отношения. Да и сам роман — не про то, что в стране были 30-е годы, а про людей, которые жили, любили и иногда предавали друг друга„.
В театре сейчас Цыганов играет не много: Раскольников в спектакле Елены Невежиной на Новой сцене МХТ, Себастьян в „Двенадцатой ночи“ да деревенский парень Михеев в “Одной абсолютно счастливой деревне„ Мастерской Фоменко. Цыганов никуда не спешит и умеет выбирать главное, не хватаясь за все подряд. В этом — большая человеческая свобода. Звучит пафосно, а человек не пафосный. На вопрос, где же новые спектакли, отвечает, что работает, “просто некоторые проекты, затевавшиеся с моим участием, иногда не выходили„.
Его интересуют неформатные вещи и не очень — успех. На вопрос, согласился бы он участвовать в малобюджетном проекте неизвестного режиссера, издевательски отвечает: “Нет, только за огромный гонорар„. Недавно закончились съемки у Оксаны Бычковой в дебютном „Питер FM“: “Мне было интересно, потому что люди делают кино первый раз: им хочется действовать по новой схеме„.
Другое дело, что “кино — это такой процесс, где деньги все-таки требуются„, справедливо изрекает актер. “Если у того, кто хочет заниматься кино, их нет, лучше другим способом самовыражаться. Взять листок бумаги и что-нибудь нарисовать. Может, что гениальное выйдет. Хотя это редко бывает„. В Колумбии Цыганов видел уличный театр: “Это настоящий праздник. У нас, к сожалению, он совершенно невозможен — за окном совсем другое„.
За окном — Москва. Цыганов — герой этого города и нашего времени, хотя не в восторге ни от того, ни от другого. “Москва так сильно меняется, что вряд ли я родился в этом городе. Здесь не так много мест, куда можно прийти и провести время: чтоб играла музыка, которую я люблю, чтобы люди были, которые мне приятны. Вот это жалко„.
Кажется, Цыганов — настоящий мизантроп: “Я просто живу в это время. Иногда оно мне не нравится. А временами нравится. Вот сейчас снег, не очень грязно, и вроде ничего. Придет весна, все растает, и опять будет плохо. Гаишники пристают со штрафами. Машину поцарапал кто-то гвоздем. Как вы думаете, нравится мне такое время? Так себе».