Все розы к их ногам. 13 спектаклей московских театров к Международному женскому дню
Поход в театр — прекрасный вариант для романтического свидания, поэтому обязательно рассмотрите в качестве подарка к 8 Марта билеты на постановку о женщинах или созданных их силами. Time Out советует присмотреться к 13 спектаклям, которые отлично вписываются в концепцию Международного женского дня.
«Дикарка»
Спектакль Юрия Иоффе превращает комедийную драму о нравах общества, написанную Александром Островским совместно с Николаем Соловьевым в 70-х годах XIX века, в гимн внутренней свободе. Режиссер увидел в главной героине (Анастасия Дьячук) цельную личность, не испорченную социальными играми и интригами, для которой главная ценность — стремление к вольной жизни и независимости. Дикарка Варя очаровывает окружающих своим жизнелюбием и открытостью. Хоть и деревенская, но не приземленная бытом, она сумела сохранить в душе живительный огонь непосредственности.
«Чайка 73458»
Директор Театра на Таганке Ирина Апексимова с самого начала руководства показала себя реформатором. Она перевернула заведение с ног на голову, устроила в театральном мире шумиху и, несмотря на злые языки, продолжает вести театр избранным ею путем. Апексимова совершенно не боится экспериментов. Театр под ее руководством стал площадкой свободного высказывания для самых непредсказуемых режиссеров-новаторов: Андрея Гончарова, Юрия Муравицкого и Алексея Франдетти.
Сама она тоже выходит на сцену в самых неожиданных образах. Например, в недавней премьере «Отелло» Гончарова она предстала в образе Дездемоны. И в то же время она — Аркадина в «Чайке 73458» Дайнюса Казлаускаса. И если в первом спектакле она играет только тонкий силуэт любящей женщины, то в «Чайке» Аркадина — живая, спесивая и страстная возлюбленная своего удачливого драматурга.
«Снегурочка»
Режиссер Денис Азаров ставит «Снегурочку» Островского под рифы рок-версий известных поп-хитов и в обстоятельствах фантастической, смешанной берендеево-советской реальности. Каноническим осталось воплощение Снегурочки в исполнении Дарьи Авратинской, которая передала трагедию существования классической героини в сегодняшнем мире. Путешествие сквозь время позволяет поразмышлять о том, насколько возможна любовь сегодня, когда даже самые искренние чувства могут стать разменной монетой.
«Чапаев и пустота»
Театральный художник Галина Солодовникова считает, что ей всегда очень везло. Она и правда работает с самыми яркими театральными режиссерами: Кириллом Серебренниковым, Максимом Диденко, Филиппом Григорьяном и другими. Они дают ей совсем непростые задачи, а сложно — это всегда интересно. В детстве Солодовникова хотела стать художником, затем — модельером. В театре она воплощает обе мечты в жизнь, ведь занимается как декорациями, так и костюмами.
Яркий пример работы Солодовиковой — долгоиграющий и не теряющий интереса у зрителей спектакль Диденко «Чапаев и пустота». Трехчастная постановка, в которой каждая часть имеет свое цветовое и стилистическое решение, но в то же время именно художественная часть склеивает части в единое целое, а также добавляет масштаб во втиснутый в маленькое подвальное помещение спектакль.
«Ложные признания»
Спектакль худрука театра Евгения Писарева по пьесе французского драматурга XVIII века Пьера Мариво насыщен событиями, хитросплетениями человеческих чувств и амбиций. Однако любовь, конечно, успешно преодолевает все встречающиеся на ее пути препятствия и козни.
Обворожительная вдова Арминта (Виктория Исакова) умна, целеустремленна, серьезна и совершенно очарована своим новым поверенным — молодым красавцем Дорантом (Федор Левин). Она из тех женщин, которые привыкли самостоятельно определять свою судьбу. И все же скрытые мотивы окружающих — в первую очередь, взбалмошной матери, склоняющей ее к браку с богатым аристократом — заставляют Арминту отстаивать право на свое представление о счастье.
«Пер Гюнт»
Совершенно незаметно Евгения Крегдже стала одной из ведущих актрис Театра имени Вахтангова. Ей могла бы позавидовать любая театральная артистка, ведь ей не пришлось играть «кушать подано» — с первых дней работы в театре Евгения стала получать только главные роли.
Крегдже играет в самых знаковых спектаклях театра, от «Евгения Онегина» Римаса Туминаса до «Пера Гюнта» Юрия Бутусова, которые наглядно показывают широту ее таланта. Татьяна Ларина — нежное дитя, которое познало первую любовь, а мать Пера Гюнта — величественная властная женщина со своим скелетами в шкафу. Крегжде, кажется, подвластно все. Жаль, что этого не понимают кинорежиссеры, но хорошо, что мы можем увидеть это в театре.
«Про мою маму и про меня»
Пьеса Елены Исаевой о сложных взаимоотношениях матери и дочери впервые была представлена в 2003 году на фестивале молодой драматургии «Любимовка» и долго шла на сцене Театра.doc. Спустя почти 20 лет в первоначальном составе на сцене Электротеатра ее играют Елена Морозова и Диана Рахимова — и в память об основателях Театра.doc Елене Греминой и Михаиле Угарове. Спектакль вполне может заменить сеанс психотерапии: здесь проживается чувство утраты близкого человека, способность поверить в собственный дар, попытки воплотить в жизнь мечты и умение выразить свою любовь.
«Боюсь стать Колей»
Марина Брусникина — главный театральный режиссер в области современной прозы и драматургии. Любовь к литературе ей привил школьный учитель, любовь к актерам — ее собственное артистическое прошлое, а уж любовь к зрителям появляется на этом фундаменте сама по себе. С ними ей интересно говорить только про здесь и сейчас — и в этом она безусловно права.
«Боюсь стать Колей» — спектакль Брусникиной по пьесе современного уральского драматурга Ивана Андреева. В плацкартном вагоне — вся наша жизнь в миниатюре, а все попутчики — персонажи из нашей жизни. Все мы хотим стать кем-то, когда вырастем, и боимся стать похожим на какого-нибудь соседа или дальнего родственника. Так и главный герой Алик оглядывается по сторонам и чего-то боится.
«Дурочка»
Анатолий Шульев в своей интерпретации пьесы Лопе де Веги рассказывает о всепобеждающей силе любви, которая возвышает, преображает, дарит мудрость и рождает красноречие. Главная героиня Финея (Екатерина Крамзина) слывет городской сумасшедшей, девушкой с наивностью маленького ребенка. И выдать девицу замуж для ее отца становится задачей не из легких, даже несмотря на богатое приданое.
Однако, полюбив бравого красавца Лисео, из совершенной дурочки Финея превращается в сложную и духовно одаренную личность. Спектакль погружает в мир фантазии и театральной магии, складывающейся из летающих рыб, испанского дворика с красной оградой, но главное — из искристых колких реплик, где на вопрос «Ты дурочка?» можно получить ответ «Когда хочу!».
«Мастер и Маргарита»
Не будет преувеличением назвать Викторию Севрюкову самым стильным театральным художником по костюмам, поэтому ее так любят приглашать лучшие театры Москвы. На ее счету более 350 спектаклей. Кажется, все эпохи — и реальные, и вымышленные — прошли через ее руки.
Одна из последних ее работ — «Мастер и Маргарита» Робера Лепажа. Представление гостей Маргарите на балу у Воланда хочется смотреть снова и снова; жаль, что в театре нельзя проматывать назад. Замысловатые фантазийные костюмы гостей — это отдельный спектакль, на который обязательно нужно брать бинокль, чтобы рассмотреть каждую деталь.
«24 часа из жизни женщины»
Лирический камерный мюзикл на музыку Сергея Дрезнина поставлен по одноименной и одной из самых известных в России новелл австрийского писателя Стефана Цвейга. Режиссер Гульназ Балпеисова представляет на сцене историю суток из жизни Миссис К, которая предается воспоминаниям о событиях, произошедших с ней однажды в Монте-Карло, и случившейся тогда роковой страсти.
В постановке переплетаются музыкальный, драматический театр и философия самого Цвейга. Именно с помощью такой полифонии выразительных средств авторам спектакля во всем объеме удается передать, какие следы, отметины и даже шрамы может оставлять пережитый водоворот эмоций и чувств.
«Леха»
«Драматург — это буковки, а режиссер — это уже некий объем», — говорит Юлия Поспелова, но именно ее буковки так любят режиссеры. Она дебютировала восемь лет назад — и вот уже по всей России можно встретить в афишах ее фамилию. Чаще других ставят пьесу «Леха», получившую Гран-при на драматургическом конкурсе «Ремарка».
«Леха», поставленный Данилом Чащиным — невероятно трогательная история о вечной молодости, которая может таиться внутри стариков, о старости в молодости и о том, что такое настоящая жизнь и большая любовь. Поспелова и Чащин совместно рассуждают о том одиночестве, в котором можно неожиданно оказаться, и обо всем недосказанном и невысказанном, что мы зачем-то храним до лучших времен.
«Александр_а»
Спектакль «Александр_а» посвящен первой советской женщине-министру Александре Коллонтай. Благодаря исательнице, дипломату, революционерке и феминистке в России, например, появились детские дома и роддомы. Драматург Екатерина Августеняк создала пьесу на основе дневниковых записей Коллонтай, хранящих ее воспоминания, и, прежде всего, убеждения.
Режиссер Виктория Привалова придумала концепцию, при которой зрители смогут занять одну из двух позиций: стороннего наблюдателя или непосредственного участника событий в роли фабричного работника или гостя на свадьбе. Эта постановка — своего рода перформативный эксперимент, позволяющий не только узнать больше о биографии и судьбе выдающейся личности, но и присвоить ее переживания на физическом уровне.