Псалмы, рубины и иллюзии
Балет главного театра страны открывает сезон премьерой — Анжелен Прельжокаж выпускает 14 сентября спектакль под названием «Creation 2010».
Когда год назад подписывали контракт, название было другим — «Апокалипсис», но потом Большой испугался: уж слишком много его собственные артисты шутили, что, мол, точная дата конца света уже известна. Поэтому — «Creation»: с одной стороны, нейтральное обозначение новой постановки (так в Европе привычно называют мировые премьеры, броский титул которым еще не придуман, а билеты уже продаются), а с другой стороны, именно в этом случае — не совсем нейтральное. Все-таки creation — «творение, сотворение» — это нечто противоположное концу света, то есть в названии есть игра. Прельжокаж впервые сотрудничает с Большим, но в Москве его постановки видели уже не раз. Его собственная труппа привозила на гастроли «Ромео и Джульетту», где действие было перенесено в мрачненькое будущее (богатые кварталы и районы пролетариата разделяли там стены, по которым ходили охранники с автоматами и овчарками; собаки, кстати, были натуральные, живые; Ромео, чтобы пробраться к Джульетте, с легкостью убивал часового). На одном из фестивалей показывали его «Благовещение», и около театра митинговали православные фундаменталисты, шокированные тем, что роль Архангела Гавриила досталась женщине. (Они увидели в этом пропаганду лесбийских связей, хотя хореограф ничего подобного в виду не имел.) В общем, «Творение-Сотворение» явно будет спектаклем нескучным. И посмотреть его стоит именно в сентябре, потому что потом спектакль отправится в огромный тур и вернется лишь к концу сезона. (Именно поэтому в балете не занят никто из звезд — народ не пожелал отрываться от родного театра надолго; но Прельжокаж способен сделать звезду даже из девочки, стоящей в «Лебедином озере» в последнем ряду, «у воды».) Следующая премьера грянет под католическое Рождество — Большой покупает права на баланчинские «Рубины» и «Herman Shmerman» Уильяма Форсайта. А в апреле Алексей Ратманский выпускает спектакль на музыку Леонида Десятникова «Утраченные иллюзии». В романе Бальзака главный герой начинал как театральный критик, а закончил содержантом богатого аббата — сюжет, способный вдохновить немалое количество хореографов, но, по слухам, Ратманский сильно переделывает либретто. Последней же новинкой сезона станут в июле «Симфония псалмов» Иржи Килиана и «Chroma» Уэйна Макгрегора. Сезон запланирован насыщенным и концептуальным, ну а как будут воплощены эти великие планы, поживем — увидим.