Наигрались в декаданс. История группы “Агата Кристи”
«Давно не виделись», говорит Глеб Самойлов, выкладывая на стол пачку красного Marlboro. Такие же сигареты он курил 10 лет назад — беспрерывно, одну за одной. Тогда вокруг группы «Агата Кристи», выпустившей альбом «Опиум», случился припадок народной любви со всеми вытекающими радостями и патологиями. Они собирали стадионы. Их все время спрашивали, зачем они поют про опиум: наркоманы, что ли? В двух братьев не то чтобы модельной внешности остервенело повлюблялись все эмоционально нестабильные девушки страны: звонили по ночам домой, угрожали женам, рыдали в трубку, а после концертов прокалывали колеса микроавтобуса и личных автомобилей участников группы. Так «Агата Кристи» переживала пик славы. И потихонечку, шаг за шагом, сгущала вокруг себя сумрак.
Альбомом «Ураган» можно было пытать врагов: привязывать их к стулу и устраивать принудительное прослушивание, лишая тем самым психического равновесия. На пластинках «Чудеса» (1998) и «Майн Кайф» (2000) они развели такую нечисть (пауков, мертвецов, и демонов), что заставили всерьез за себя поволноваться. Резонанс последовал самом неожиданным образом: в 2001 году в одном из московских ресторанов от сердечного приступа умер клавишник группы Александр Козлов, самый тихий, спокойный и уравновешенный участник коллектива. И вот тогда-то «чур меня, чур!„ сказала большая часть поклонников. И, немного посочувствовав, отправилась искать кумиров повеселее.
Конечно, „Агата“ могла бы играть „Сказочную тайгу“ до пенсии, на сборных концертах и корпоративных вечеринках. Но перспектива заморозить шкалу достижений на отметке „девяностые“ никак не льстила самолюбию: поэтому был записан альбом „Триллер“. И вот они возвращаются — с обратной стороны реальности, откуда могли бы и не вернуться. Давно не виделись! “Мы дошли до кульминации — и в нашей эстетике, и в жизни, говорит Глеб Самойлов. Все было взаимосвязано. С одной стороны, песни отражали состояние души. С другой — они же его и диктовали„. “Опасная игра, добавляет Вадим . И тем не менее мы ее сами выбрали. А потом выбрали жить„.
“Самые мрачные песни в нашей истории мы уже записали„, Глеб Самойлов снова наливает в стакан минеральной воды. Оба брата выглядят значительно бодрее, чем бывало за последние пять лет. Пьют минералку и курят, сбавив обороты (одна сигарета за полчаса). Делюсь наблюдениями: альбом „Триллер“ на фоне их творчества последних лет звучит жизнеутверждающе. “Ну, насколько это вообще можно сказать про нас„, уточняет Глеб. “После того как умер Саша Козлов, мы очень долго восстанавливались, говорит Вадим. Не понимали, как будем сочинять, как теперь функционировать группе. Много времени ушло на то, чтобы появились силы по-новому взглянуть на жизнь, на музыку, на себя. И начать все сначала„.
Альбом „Триллер“ записывали с февраля по октябрь 2004-го, на собственной студии на Южной. Писали вдвоем, даже без техников. После долгих поисков подходящей рекорд-компании решили выпускать пластинку самостоятельно: теперь они сами себе лейбл и сами себе продюсеры, осуществляющие сверхзадачу — выйти из сумрака. Сами организовывают и устраивают презентации альбома в Екатеринбурге, Питере и Москве. Столице готовят сюрприз — 17 декабря собираются выйти на сцену впятером. Одним из „людей икс“ наверняка будет барабанщик Андрей Котов, в последнее время существующий как-то сам по себе, отдельно от группы, как сессионный музыкант. Он не принимал участия в создании альбома, не ходит с группой на интервью, и вообще несколько лет назад уехал жить в Ригу. Так что теперь „Агата Кристи“ это Самойлов и Самойлов. Братья, которых раньше часто путали внешне (теперь Глеб носит ирокез, а Вадим — длинные волосы, так что обознаться невозможно), стали „единым целым“, достигнув поразительного духовного единения. “Раньше мы работали на антитезе, каждый гнул свое. А теперь — просто перестали спорить. Больше доверяем друг другу. Теперь у нас меньше личных амбиций внутри коллектива„. Внутри, возможно, и меньше, но это не имеет никакого отношения к „внешней“ политике. Самойловы все время повторяют: “Мы — культовая группа„, как бы самоутверждаясь в статусе. Если ты можешь позволить себе выпуск нескольких альбомов „не для всех“ с последующим четырехлетним исчезновением, и тебя при этом все равно любят и забрасывают письмами фэн-сайты — это действительно культ. У „Агаты“ по-прежнему есть преданная армия фанатов (Глеб с удовольствием рассказывает, что их страшно любят готы и всегда ставят их песни на своих вечеринках). “Сейчас я знаю, кумир — временное положение вещей, говорит Вадим, и весь ажиотаж, связанный с этим статусом, обман„.
Впрочем, рефлексии теперь в прошлом. Сегодня есть другие поводы поволноваться: за успех и признание альбома. С детским восторгом братья Самойловы переключаются на обсуждение хит-парада „Чартова Дюжина“ на „Нашем Радио“, где „группа “Агата Кристи“ вышла на первое место, оттеснив на второе группу „Агата Кристи“ (треки „Триллер“ и „В интересах революции“ делили первые места несколько недель). Сидящие в клубе „16 тонн“, в окружении родных (Вадик пришел на интервью с женой Юлей, Глеб — с маленьким сыном Глебом, который, карабкаясь на Юлю, доводит до абсолюта картину семейной идиллии), они кажутся остепенившимися и взрослыми, хотя им эта характеристика не по вкусу.
„Наверное, мы просто приобрели некоторый опыт. Все же мало кому посчастливилось пройти такой путь“, говорит Вадим. „А кому посчастливилось, так уж на все сто — их с нами нет, добавляет Глеб. А мы живы, мы снова делаем рок-н-ролл“. Почти в каждой песне с альбома „Триллер“ звучит слово „любовь“. Раньше они так же часто играли со словом „смерть“. Наигрались. За несколько недель до выхода альбома „Триллер“ демо-запись попросила послушать Земфира. Ей было интересно: говорят, она искренне любит группу „Агата Кристи“. Самое трогательное в случае с „Агатой Кристи“ что все их любят. Как бы там ни было.
ПЛАВАЛИ — ЗНАЕМ:
UP&DOWN
В отличие от многих групп, чье движение можно охарактеризовать как ровное и поступательное, музыканты „Агаты Кристи“ вполне могли бы сказать о себе словами Лени Федорова: „Я столько падал, столько же вставал“.
UP: 1988-1990
Первая „золотая эра“ 1988 год. Группа выступает на фестивале „Сырок“ и попадает в прогрессивную телепрограмму „Взгляд“. Надо напомнить: в те времена не было не только музыкальных каналов, но и музыкальных программ — кроме разве что „Музобоза“ и „Утренней почты“, активно промоутировавшей Валерия Леонтьева и певицу Азизу . „Съемку с фестиваля посмотрела Марина Лозовая, музыкальный редактор „Взгляда“, вспоминал Саша Козлов. И что-то ей, очевидно, понравилось в нашем выступлении: совершенно без всяких просьб она включала какие-нибудь кусочки этого концерта в каждую вторую передачу „Взгляд“. По тому времени это была феноменальная раскрутка — тем более для группы, которую никто особо не знал“. Результат — бешеная гастрольная деятельность: например, в период с декабря 1988-го по июнь 1989-го группа отыграла около 80-90 концертов. География — от Калининграда до Красноярска. Публика ломилась на концерты, однако в рок-музыкальной среде, чья оценка была тогда весьма актуальной, „Агата“ признания не получала, оставаясь в своем роде белой вороной. Весной 1989 года группа начинает записывать первый вариант альбома „Коварство и любовь“ (по техническим причинам впоследствии перезаписанный), „с массой клавишных… Пафосный симфонизм“. В Свердловске альбом приняли на ура, „а вот в Москве и в Питере его посчитали интеллектуальной попсой — в том смысле, что очень много красивостей, гармонизмов, мелизмов и клавиш, чтобы считать это настоящим рок-н-роллом“. Затем последовал „Декаданс“. „Если ставить их подряд, говорил Козлов, складывается ощущение, что это две разные группы. Был он чересчур меланхоличным, интимным, уж очень осенним, личностным, мрачноватым. И когда мы играли „Декаданс“ на концертах, отклик публики был менее энергичный — не слишком к месту он пришелся, но самим нам очень нравился“.
„Мы трепетно относились к тому, что делали, и понимали: дело тут совершенно не в музыке. Мы имеем право играть то, что хотим, и это всегда было самым главным“, говорил старший Самойлов. Гастролируя по клубам Дании, Франции, Германии, группа вступала в период down.
DOWN 1990-93
К 90 году свобода на ТВ закончилась, в систему взаимоотношений с программами вошло слово „бизнес“, подразумевавшее оплату музыкальных эфиров, и „Агата Кристи“ из телевизора исчезла. О ней стали забывать — период 1990-92 годов группа доживала на прежней славе. Ощущение, что нужно что-то менять, вылилось в запись альбома, „нарочито популярного и по звучанию, и по подаче“, „Позорная звезда“. „Мы делали его как бы немного назло… Говорят — „гитары“, а мы сыграем электронный бас. Говорят — „живые барабаны“, а мы возьмем и спрограммируем эти барабаны, выберем самую что ни на есть синтетическую кассу. Было такое легкое озлобление, захотелось наплевать на мнения всех окружающих. И когда мы его записали, буквально спустя недели две почувствовали, что получилось. Это был первый альбом, который нас удовлетворил полностью“, вспоминали музыканты. Концертов по-прежнему не было. Денег, чтобы снять хоть какой-нибудь малобюджетный клип, тоже. "Мы продолжали писать музыку и даже немного гастролировали. Сначала казалось — вот, временные трудности… Но это продолжалось три года… В тот период куча народу ушла в ларьки, кооперативы всякие… А мы делали свое дело, потому что деваться было некуда», говорил несколько лет спустя Саша Козлов.
UP: 1994-2000
В 1994 году на московском канале бешено заэфирили видео «Как на войне» начинался период мощнейшего подъема. До конца девяностых «Агата», сотрудничавшая с компанией Rise Music (летом 1996 года преобразованной в «Райс Лис’С»), с легкостью собирала стадионы по всей России, оставаясь самой успешной гастролирующей группой страны. В 2000-м, через три года после триумфального «Урагана», выходит «Майн Кайф?». 2 марта 2001 года умирает Саша Козлов — один из основателей группы.
DOWN: 2001-2004
Период полной тишины.
UP: 2004
Выходит альбом «Триллер».
(в тексте использованы архивные материалы)