Рубиновый звон
Драматург, поэт и режиссер Жан Кокто был большим оригиналом. В 65 лет он стал членом Французской академии,и ему понадобилась парадная шпага. Друзья, среди которых была Коко Шанель, надарили ему для этого проекта рубинов, изумрудов, бриллиантов, а также прислали стальной клинок, выкованный в Толедо. Эфес и ножны из золота, серебра и слоновой кости по собственному эскизу он заказал у Дома Cartier.
Знаменитая мексиканская актриса Мария Феликс любила держать дома крокодилов. «У меня много животных, говорила она, и они плохие. У меня мало друзей, и они хорошие». Двух своих земноводных любимцев она увековечила в колье от Cartier, сделанном из тысячи желтых бриллиантов, тысячи изумрудов, пары рубиновых и пары изумрудных глаз.
Дейзи Феллоуз родилась в семье наследницы швейной империи Исаака Зингера и третьего герцога Деказа, она была замужем за принцем де Брольи, которому родила трех принцесс, а позже, по слухам, застала его в постели с шофером. Второй супруг ее состоял в родстве с Уинстоном Черчиллем. Законодательница мод, литератор, глава парижского бюро журнала Harper’s Bazaar в 30-х годах, Дейзи пожелала иметь колье в индийском духе из резных, гладких и гравированных изумрудов, сапфиров, рубинов и бриллиантов разной огранки. Яркое ожерелье положило начало ювелирному стилю Тutti Frutti от Cartier.
Посмотреть в немигающие глаза крокодилов, оценить профиль Орфея на шпаге и полюбоваться жизнерадостной индийской безделушкой можно будет с 25 мая по 25 августа в Московском Кремле. Звонница Успенского собора принимает коллекцию шедевров Дома Cartier, официального поставщика Императорского двора с 1907 года. Позиционную войну за звание главного ювелира тогда выиграла фирма «Фаберже», но исторический реванш не за горами.
Из трех с половиной тысяч экспонатов парижского музея Cartier устроители выбрали 165 самых выразительных и для своего времени новаторских, задававших тон и моду в ювелирном деле. Среди них шестнадцать украшений в созданном Cartier «стиле гирлянды» начала XX века, отсылающем к архитектурным и прочим излишествам века XVIII, но вдохновленном, в частности, дягилевскими балетными сезонами. Здесь есть графически строгие черно-белые изделия в духе ар-деко из бриллиантов и оникса, яркие, сочные разноцветные украшения, навеянные Востоком, драгоценная флора и фауна, в том числе символ Cartier- платиновая пантера на сапфировом шаре, купленная в 1949 году герцогиней Виндзорской.
На выставке много пищи для размышлений. Например, о том, что же можно хранить в несессере из розового золота и платины, декорированном сапфирами, изумрудами, бриллиантами и топазами. Ответ находится там же.Может быть, браслет-трансформер «Газовый шланг» революционного в 1934 году дизайна, превращающийся то в колье, то в часы по желанию владельца? Символизм названия в современной Москве трудно переоценить.