Гиронтология. Интервью с Ричардом Гиром
Ричард Гир прославился после фильма «Американский жиголо» (1980). «Красотка» (1990), в которой он снялся с Джулией Робертс, сделала его седым секс-символом Голливуда. В 1999-м он повторил успех «Красотки», сделав с Джулией Робертс «Сбежавшую невесту». Гир известный благотворитель и борец за гражданские права, а также пианист и композитор. Сейчас выходит в прокат фильм «Мистификация», в котором он сыграл жулика Клиффорда Ирвинга, написавшего фальшивую автобиографию таинственного миллионера-авиатора Говарда Хьюза. К 1970 году, когда происходила эта история, Хьюз уже двадцать лет прятался от мира и считался самым богатым сумасшедшим современности (эта история довольно подробно описана в фильме «Авиатор» Мартина Скорсезе). Ирвинг подделал письма Хьюза, и издательства с радостью ухватились за эту «биографию». Уже к 1972 году обман был раскрыт в частности потому, что Хьюз прервал свое уединение и рассказал журналистам, что никогда не надиктовывал и не присылал никому своей автобиографии. Ирвинга осудили за мошенничество, он провел в тюрьме 14 месяцев, после чего продолжил писательскую карьеру. Он живет до сих пор и участвовал в производстве фильма о себе дал интервью продюсерам.
Откуда у вас такой интерес к личности Говарда Хьюза?
Говард сказочный зверь. Он живет только в нашем воображении. Об этом человеке пишут и говорят самые невероятные вещи именно потому, что его никто не видел и не знает. Речь в фильме идет о власти, по сравнению с которой блекнет любое правительство. Хьюз кажется вселенской божественной силой, он дергает правительство за ниточки. Наверняка и сейчас на планете есть люди столь же богатые и могущественные, как Хьюз, но мы о них никогда не узнаем. Поэтому естественно, что в нашем фильме его никто не увидит. Фильм не о Говарде, а об искусстве рассказывания историй. Самый интересный персонаж здесь- Клиффорд Ирвинг. Он обладает потрясающим шармом и считает себя эдаким изгнанником в духе Хемингуэя. Ирвинг придумывает истории, в которые сам верит настолько истово, что для его читателей они тоже становятся правдой. Он может заставить поверить во что угодно.
Вам понравилось играть героя, который постоянно врет и манипулирует другими?
Мы ведь все играем в игры, правда? А уж актеры всегда были самыми лучшими лжецами. Наша работа сделать притворство как можно более правдоподобным. Кстати, тридцать лет назад журналистам верили гораздо больше, чем сейчас. В Европе, может быть, по-другому, но в Америке уже никто не верит тому, что пишут в газетах. Когда я вышел из самолета в Риме, ко мне подошла взволнованная сотрудница аэропорта и сказала, что мы с ней родились в один день. Я спросил, когда она родилась, и пришлось огорчить ее: у нас разные дни рождения. Оказалось, что она это вычитала в интернете.
Вам не хотелось познакомиться с Клиффордом Ирвингом?
Я собрал о нем огромное количество материала. Это потрясающий персонаж ведь, по-моему, он непрерывно врет. Его мистификация была в какой-то мере художественной акцией, причем он не ожидал, что она зайдет так далеко. Он явно талантливый манипулятор, поэтому для сохранения объективности я не стал с ним встречаться. При этом фильм ему самому наверняка понравится.
Знали ли вы об этом скандале, когда он произошел?
Да, знал. Забавно то, что вскоре после этого я играл мужчину по вызову в фильме «Американский жиголо», в котором роль мадам играла актриса Нина Ван Паландт. Так вот в «Мистификации» она была одной из героинь, любовницей Клиффорда, и, в свою очередь, ее в нашем фильме играет Джули Дельпи.И все это время у Нины был роман с Клиффордом Ирвингом. В 70-х мы были очень наивны. Фильм рассказывает о Уотергейтском скандале и президенте Никсоне. Оказалось, что правительство нас обманывало. Мы сняли рекламный ролик для «Мистификации», который таки не использовали,хотя он мне очень нравится. Там вначале Никсон говорит: «Я не обманщик», потом Клинтон: «Я не занимался сексом с Моникой Левински,потом Джордж Буш: Мы знаем, где в Ираке спрятано оружие». Наша реальность покрыта блестящей пленкой лжи, которой нас потчуют правители, и фильм как раз пытается раскрыть ее природу. Иногда поддержанием этой лжи занимаются целые народы, целые страны.
А что, по-вашему, вообще подтолкнуло Ирвинга к созданию этой мистификации?
Очевидно, что у него была масса жизненных неурядиц. Он выглядит как большой мальчишка. Он не мужчина, ему не хватает внутреннего стержня. Он утверждает, что у него был контракт на четыре книги, который принес бы ему четверть миллиона долларов- огромная сумма для того времени. Еще он говорил, что ему заплатили 50 тысяч аванса за книгу, что тоже немало. У него шизофренический взгляд на самого себя. Сначала он искренне описывает себя как посредственного писателя-поденщика, автора дешевых романчиков, а потом заявляет, что он чуть ли не следующий Хемингуэй. В нем постоянно борются две силы, и в его фальшивой автобиографии есть прекрасное место, где он разбирает себя и Говарда Хьюза с точки зрения психологии оба были единственными детьми в семье и росли без отца. И для Ирвинга было очень важно одурачить нью-йоркскую литературную тусовку. Нас объединяет одно: мы умеем врать. Ты врешь для защиты себя и своих близких. Ложь неотъемлемая часть нашей жизни. «Мистификация» исследует эту темную зону сознания и показывает, как мой персонаж прячется в дымке обмана.Больше всего мне в сценарии понравилось то, что утешительная ложь может привести к довольно серьезным проблемам. И все это из-за небольшой экономии на правде. А ведь именно так работает мир: мелочи вызывают значительные последствия.Это касается нас всех, включая и наше правительство.
Расскажите немного о своей вере. Помогает ли буддизм бороться с ложью?
Ложь она ведь как вирус.И, как любой вирус, ее можно победить. Но ты можешь бороться только с собственной ложью, а не с чужой. С другой стороны, борясь с собственной ложью, ты получаешь шанс подействовать на своих близких и излечить их от этой болезни.Каждый день я прошу в молитвах храбрость, чтобы бороться со своей ложью и не отступить. Цель буддизма преодоление страданий и поиск счастья. Он помог мне победить моих демонов.
Женщины считают, что вы до сих пор один из самых привлекательных мужчин на планете. В чем ваш секрет?
Пластическая хирургия! Как минимум раз в месяц. Будете в Нью-Йорке, заходите к моему хирургу, он просто бог! (Смеется.)
Нет, серьезно, вы уже пережили тот возраст, когда еще можно называться секс-символом?
Мне 57 лет, и мне осталось не так много времени до тех пор, пока я не превращусь в дряхлого старика. Так что приходится брать от жизни все.
После фильма «Американский жиголо», где вы играли мужчину-проститутку, прошли слухи, что вы гей.
Мой ответ и тогда, и теперь: с космической точки зрения нет ничего ужасного в гомосексуальности, гетеросексуальности, метросексуальности или омнисексуальности до тех пор, пока это не ранит кого-нибудь, включая и тебя. А какое мне дело, что обо мне подумают, если я живу честно, с открытым сердцем?