Город контрастов Такеши Китано
На родине его в первую очередь любят не за фильмы, которыми так восхищаются европейцы, а за юмористические телепередачи, которые за пределами страны мало кому не известны. Многолюдный мегаполис напоминает гигантскую машину, не прекращающую свою работу ни на минуту. Днем в центре города не протолкнуться, суета улиц напоминает советские госучреждения из фильмов 60-х годов, в которых люди не останавливаются ни на минуту. А ночью в Токио начинается новая жизнь, наполненная яркими
красками неоновых вывесок. Фильмы Китано в полной мере впитали в себя всю самобытность этого города. Его фильмы одинаково сочно и бескомпромиссно преподносят зрителю и гангстерские трущобы, и колорит традиционного театра кукол.
Вообще, ощущение ломки стереотипов возникает у прибывшего в Японию гостя на перманентной основе. Несмотря на то что в стране ежедневно фиксируется несколько землетрясений, Токио при первом знакомстве напоминает космопорт из фильма про Алису. Гигантские небоскребы, со стороны кажущиеся необычайно хрупкими и уязвимыми, рвутся к небу на каждом углу, но даже при семибалльной жесткой «встряске» здания лишь вежливо покачиваются, словно гигантские деревья. И, кажется, единственное, что может нанести им непоправимый ущерб, это нашествие гигантской ящерицы Годзиллы. Те же чувства испытываешь, когда на экране герой кинокартины Такеши Китано обычный молодой человек, работающий на автозаправке,- противопоставляет себя гигантскому механизму японской мафии. Да и про самого режиссера можно сказать: «Гнется, но не ломается».
По иронии судьбы, именно Китано является негласным рупором японской культуры во всем мире. Он представляет Японию на европейских кинофестивалях, приглашается для участия в многонациональных кинопроектах, снимается в рекламе Panasonic для России и стран СНГ.
Его узнаваемость высока в нашей стране, а в Токио он просто не может выйти на улицу поклонники не дадут и шагу ступить. Япония умеет любить и ненавидеть одновременно. Этими же качествами отличаются и персонажи кинофильмов мэтра. Герой картины «Фейерверк», бывший полицейский, до беспамятства любит свою умирающую жену и до безумия ненавидит своих врагов.
Не перестаешь удивляться увиденному на прогулке по улицам Токио. В стране с самым развитым в мире автопромом на улице нередко можно повстречать рикшу, запряженного в повозку. Основными их клиентами, правда, остаются туристы, но, что бы там ни было, смотрится такая картина гротескно. Познакомившись с фигурой Китано, каким его знают в Японии, испытываешь похожие чувства. Пока мы удивляемся натурализму его картин, называя Китано «певцом жестокости», японцы продолжают смеяться над его шутками, несущимися с экранов телевизоров. Да и сам мэтр продолжает каждым своим фильмом загонять в тупик кинокритиков и простых зрителей. После кровавых фильмов про якудзу и романтичных «Кукол» Китано неожиданно представляет на суд зрителей «Такешиз» – сентиментальную комедию о своей жизни.
С искренним желанием хоть немного понять земную почву творческих порывов режиссера мы отправляемся в старейший квартал Асакусы, родной район Такеши Китано. По словам Китано, в детстве он зачастую cтановился невольным свидетелем гангстерских разборок, когда бандиты кололи друг друга ножами в живот и крушили головы бейсбольными битами. Когда же пришло время делать кино, он имел очень хорошее представление, как это надо снимать. В Асакусе до сих пор ходят слухи о Такеши и его семье. Такие же слухи бегут и впереди героев его картин: никогда не ясно, что в них правда, а что ложь. Известно лишь одно: и главные герои кинокартин Китано, и сам мэтр легенды. Их можно любить, уважать или ненавидеть. Единственное, что никому не удается, это игнорировать их подкупающую прямоту и характерность.
Такеши Китано: «Меня называют раковой опухолью японской культуры, потому что я проникаю во все сферы общественных коммуникаций кино, телевидение, радио, прессу и оказываю влияние на общественное мнение».
Продолжать рассказывать о Токио и его контрастах можно бесконечно долго, но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Вариантов почувствовать атмосферу этого удивительного мегаполиса не так уж и много: либо сесть на самолет и через долгие часы подвешенного состояния самолично оказаться на месте событий, либо посмотреть парочку фильмов от Такеши Китано самого жесткого шутника Японии.