140 лет на арене: юбилей Московского цирка Никулина на Цветном бульваре
Цирк! Цирк! Цирк!
Представления на круглой арене год за годом впечатляют москвичей, навсегда влюбленных в этот жанр. Сочетание волшебства и опасностей, трюки на пределе человеческих возможностей — ради этого зритель приходит в цирк. А еще — ради харизматичных актеров, главным из которых всегда был любимец страны Юрий Никулин.
Однако цирк на Цветном бульваре начал свое существование задолго до рождения самого доброго клоуна. У истоков этой сказки стоял итальянец.
Дебют Саламонского
Итальянская диаспора оставила в Москве заметный след: дворцы, доходные дома, парки и даже цирк. Всему этому мы обязаны итальянцам, которые с XVII века наполняли город не только архитектурными красотами, но и новыми развлечениями. Одним из них и стал цирк.
Альберт Саламонский — важное имя для искусства. Он был не единственным, кто начал традицию постоянных выступлений под куполом. Однако именно он оказался тем, кто превзошел остальных и добился невиданного успеха.
Альберт Саламонский — потомственный артист и наездник — приехал в Москву в 1870 году. К тому времени он был уже достаточно успешен, чтобы претворить в жизнь амбициозные планы и открыть собственное дело, получившее название «Цирк Саламонского».
Его планы распространялись не только на завоевание московской аудитории — филиалы своего увеселительного бизнеса он открыл также в Риге, Одессе и Берлине. Однако наибольшее вложение сил и средств получил именно цирк на Цветном Бульваре, как самый перспективный и востребованный зрителями.
Построил первое, историческое здание австрийский архитектор Август Вебер на деньги купца Данилова. Изначально в нем было пять рядов кресел, ложи и бельэтаж.
Старые проблемы — новые решения
Из-за большой конкуренции приходилось искать новые способы привлечь внимание зрителей. В скором времени в цирке появились стоячие места по низким ценам: так представления стали в равной мере доступны для всех.
Помимо этого, Саламонский первым понял, какую важную роль для цирка играют дети. Именно он придумал давать дневные спектакли для самых маленьких. Традиция «утренников» сохранилась и в наши дни.
Во времена Альберта Саламонского на большой арене появлялись любимцы тогдашней публики. Здесь были и клоуны, и наездники, и акробаты, фехтовальщики и воздушные гимнасты соревновались в своем мастерстве. А в элементах представления использовались привычные для той эпохи образы — маски комедии дель арте. Пьеро и Полишинель участвовали в карнавальных шествиях и комических интермедиях.
Отдельно стоит отметить дрессировщиков зверей — уже тогда животные, исполняющие опасные трюки, восхищали зрителей.
Второе дыхание
В таком виде цирк существовал долгие годы. В 1919 году указ Владимира Ильича Ленина превратил его в Первый национальный цирк Советского Союза.
Художественным руководителем назначили Вильямса Труцци — обрусевшего итальянца из знаменитой семьи артистов и наездников.
Для советской власти цирк стал своеобразным рупором пропаганды. Многие известные поэты и писатели работали над номерами наряду с артистами. Публика могла наблюдать, например, номер клоуна Виталия Лазаренко, написанный Владимиром Маяковским.
Так продолжалось до начала Великой Отечественной Войны.
100 советских и русских песен, изменивших нашу жизнь: от 60-х до 2020-х
От Пугачевой до Земфиры, от Цоя до Mujuice, от «Пусть всегда будет солнце» до «Солнышка в руках», от важных гимнов до хлесткого рэпа. Time Out выбрал более 100 самых значимых песен в музыкальной истории страны, начиная с советских композиций 60-х годов и заканчивая молодежной русской музыкой дня сегодняшнего.
В дни войны…
Но даже когда тысячи людей ушли на фронт, цирк продолжал работать. Потому что представления под куполом на Цветном бульваре поднимали боевой дух зрителей и приносили им радость.
Знаменитый клоун Карандаш высмеивал фашистов в своих представлениях, тем самым помогая москвичам подавить страх перед врагом.
Готовились новые номера, но вместе с акробатами, клоунами, дрессировщиками и воздушными гимнастами в них участвовали танковые войска. Большая часть представлений ставилась на военную тему. Многие артисты цирка тоже уходили на фронт — прямо с арены.
Вел эти представления Александр Буше — лучший шпрехшталмейстер в истории советского цирка. Он представлял номера, объявлял клоунов и смешил публику, подготавливая ее к зрелищу.
…и в мирное время
В 1946 году при Московском цирке была открыта студия клоунады. Одним из ее первых выпускников стал никому тогда не известный Юрий Никулин.
До появления в 1984 году Circus du Soleil Московский цирк на Цветном бульваре не имел аналогов на мировой арене.
Для советского зрителя давали уникальные представления бесстрашные эквилибристки сестры Кох и иллюзионисты Кио. Клоун Карандаш показывал трюки со своей собакой Кляксой. Здесь родился дуэт Юрия Никулина и Михаила Шульдина.
Гастроли Московского цирка собирали под куполом тысячи зрителей в Канаде, США, Европе, Японии и даже Африке. Мастерство актеров и талант дрессировщиков приковывали взгляды к арене и заставляли зрителей со всего света, затаив дыхание, ждать чуда.
Время Никулина
Новая звезда цирка зажглась, когда в 1982 году Юрий Никулин был назначен его руководителем. Таинство арены привлекало Юрия с пятилетнего возраста. Впервые попав в цирк, он увидел клоунов и решил, что это самые важные люди — потому что они заставляют зрителей смеяться.
Именно этим он и занимался всю свою жизнь: доводил других до слез и колик от хохота своими выдумками, авантюрами, яркими номерами и запоминающимися образами.
Сюжеты клоунад и интермедий он и его партнер Михаил Шульдин находили в реальной жизни, а потом оттачивали и заостряли, делая узнаваемые образы комичными и гротескными. Главная особенность творчества Никулина — он никогда не играл низких, подлых людей. Его героями всегда были простые, добрые, смешные, нелепые персонажи, в которых зрители могли увидеть себя и своих знакомых и порадоваться этому сходству.
Благодаря Юрию Никулину ставились новые программы, появлялись оригинальные номера. Он покровительствовал молодым артистам, привносящим свои, современные и неожиданные подчас, идеи. Чтобы развивать любовь к цирку, Юрий Никулин открыл Творческо-Экспериментальную студию по подготовке новых проектов. Занимался ею Валентин Гнеушев — самые лучшие, оригинальные номера шли в цирковую программу.
Среди артистов, выступающих под куполом, были дрессировщики слонов Корниловы, дрессировщик собак Простецов, конные наездники, воздушные акробаты, а трюки показывали львы, кони, белые тигры. Представления собирали аншлаги — снова и снова.
Имена московского метро: о заслугах людей, в честь которых названы станции метрополитена
Time Out подготовил серию статей, призванных напомнить о заслугах личностей, чьими именами названы станции метрополитена.
И опять — обновление
Также именно стараниями Юрия Никулина здание цирка было обновлено. Его внешний вид сохранился со времен Саламонского, зато внутренние помещения были полностью переделаны. Цирк изменился, но только в сторону удобства и безопасности для зрителей и артистов. Его цель и суть оставались прежними. Одновременно расположиться под 22-х метровым куполом могли теперь до 2000 зрителей. Для репетиций появился отдельный манеж, что упростило подготовку номеров.
Занимались перестройкой цирка архитекторы Владилен Красильников, Николай Кудряшев и Александр Агафонов.
Москвичи с удовольствием пересказывали такую легенду про Юрия Никулина и Михаила Горбачева. При встрече президента с творческой интеллигенцией присутствовал и руководитель цирка. Никулин не побоялся встать и сказать Горбачеву, что мяса для животных почти не осталось. А раз так, то еще день-два, и артисты объявят забастовку. «Погрузим тигров на грузовики, и двинемся к Моссовету. Правительство, естественно, вызывает усиленные наряды милиции, а мы в ответ на это требуем для тигров мяса! И если ничего не добьемся — открываем клетки! Пусть тогда наши звери вашими милиционерами питаются. Устраивает вас такая перспектива, дорогой товарищ президент?».
После такой речи Горбачев расхохотался, а мяса тиграм привезли в тот же день.
В 1996 году Юрия Никулина наградили орденом «За заслуги перед Отечеством», а Московский цирк был переименован в его честь. Отныне он стал называться «Московский цирк Никулина на Цветном бульваре».
10 лет жизни. Что случилось в Москве за последнее десятилетие: с 2011 по 2020
Time Out продолжает серию материалов о том, как время меняло Москву последние 10 лет, какие катаклизмы происходили в столице, как воспринимались перемены тогда и чем они стали для города сейчас.
А дальше что?
Юрий Никулин умер в 1997 году, и управление перешло в руки его сына — Максима Никулина, который продолжил артистическую династию.
Благодаря Никулину-младшему цирк выжил в условиях затяжного кризиса. Правительство решило поднять арендную плату вдвое — и это означало полный крах для бизнеса, ведь после всех этих выплат денег не осталось бы ни на постановку номеров, ни на выплату гонораров актерам.
Тогда Максим Никулин обратился в СМИ. Дело получило большую огласку: потерять легендарный Московский цирк не хотел никто. Потому в виде большого исключения Никулин получил возможность сохранить льготную ставку по аренде: 1 рубль за 1 квадратный метр.
Это позволило продолжать выплачивать зарплаты артистам и ставить новые программы. Цирк продолжает гастролировать — в основном, в Японию — и давать по три-четыре представления в день.
Он по-прежнему популярен — самый старый, любимый Московский цирк, под куполом которого бережно сохраняются главные ценности Юрия Никулина: доброта и смех.