Фестиваль «Новые фильмы Гонконга» | Кино | Time Out

Фестиваль «Новые фильмы Гонконга»

  27 августа 2010
4 мин
Фестиваль «Новые фильмы Гонконга»
В кинотеатре «35 мм» впервые в России покажут много гонконгских фильмов.

Какие ассоциации первым делом возникают у нашего зрителя, когда он слышит слово «Гонконг»? Комедии Джеки Чана, боевики Джона Ву и Джонни То и кунг-фу-фильмы с Брюсом Ли. Впрочем, любители артхауса смогут назвать еще Вонга Кар-Вая. Меж тем у гонконгского кино богатое и бурное прошлое и не менее любопытное настоящее. Хотя «гонконгская новая волна» схлынула (по словам карваевского оператора Кристофера Дойла, нынче она бушует в материковом Китае), новое кино Гонконга оказалось достаточно интересным, чтобы быть показанным на фестивале в Москве. Хочется заметить — первом в России.


Близость (Chan mat). Режиссер Айви Хо, 2008


Невероятно медленная история несостоявшегося служебного романа между офисной сотрудницей и ее женатым боссом была бы ничем не примечательна, если б не была рассказана в обратном порядке — от расставания к знакомству. С учетом того, что в фильме, по сути, ничего не происходит (герои сидят в автомобильном салоне, обедают в кафе, обмениваются репликами в офисе, взгляды и жесты здесь значат больше, чем слова), главная нагрузка ложится на плечи актеров: великолепно сыгравшей свою роль Карины Лам и любимца гонконгских девочек Экина Чена. Ну и, конечно, в каждом плане сквозит преклонение создателей «Близости» перед Вонгом Кар-Ваем: оператором фильма стал Марк Ли, работавший когда-то и на съемках «Любовного настроения».


Любовь в облаках (Chi ming yu chun giu). Режиссер Пан Хочун, 2010


После того как три года назад в Гонконге ввели жесткий антитабачный закон, те, кто не смогли бросить, оказались вынуждены прятаться в переулках. Постепенно сотрудники разных компаний сплотились в маленькое сообщество — они ежедневно встречаются и травят анекдоты. Именно в таком закутке и начинается роман молодого рекламщика и продавщицы из магазина «Сефора»… Режиссер, сценарист и писатель Эдмонд Пан Хочун, четыре года назад открывший для Большой Земли Изабеллу Люн в своей «Изабелле», использует дискриминационную ситуацию как повод для великолепной лирической комедии, снятой хоть и попроще, на цифровую камеру, но с все тем же легким настроением.


Воскрешение (Joi sun ho). Режиссер Вай Ка-Фай, 2009


Сольная карьера режиссера и сценариста Вай Ка-Фая, давнего соавтора Джонни То, складывается не слишком удачно. Сняв еще в 90-е эстетский истерн «Мирный отель» с Чоу Юн-Фатом и удачную комедию «Слишком много способов стать №1» с Лау Чинваном, он лишь в последние годы пытается наверстать упущенное. Его «Воскрешение» начинается как блестящая киноверсия кортасаровской «Непрерывности парков». Десять лет назад отец семейства погиб в автокатастрофе, оставив безутешными жену, сына и ослепшую дочь. Решив хоть как-то исправить ситуацию, дочь пишет книгу, в которой все наоборот: там погибли те, кто выжил, а отец ослеп и тоскует по утерянной семье. В попытках справиться со своим горем он пишет книгу — в которой, конечно же, воскрешает погибшую семью. Фантазия, загробный мир и реальность начинают смешиваться, история разветвляется и расслаивается так, что позавидовали бы и Кристофер Нолан с Чарли Кауфманом. Жаль только, что ближе к концу все скатывается в мистический китч.


Отражение радуги (Sui yuet san tau). Режиссер Алекс Ло, 2010


Автобиографическую мелодраму Алекса Ло тоже немного подпортил сентиментальный финал. Желтые розы в крови — это, пожалуй, слишком. Фильм спасают ностальгическая (дело происходит в 60-е) атмосфера, великолепная съемка в желтых тонах и актерская игра. Саймон Ям сыграл в «Отражении радуги» отца будущего режиссера — строгого, но беззаветно преданного семье сапожника, все заработанные деньги отдающего детям на образование. Картина мягко и осторожно балансирует между ностальгической мелодрамой и романтической комедией — до тех пор, пока на семью не обрушиваются все возможные несчастья сразу.


Ночь и туман (Tin shui wai dik ye yu mo). Режиссер Энн Хуэй, 2009


Главная тема картины ветерана «гонконгской новой волны» Энн Хуэй — семейное насилие. Но не только оно: в трагической истории семьи Ли морским узлом переплетаются проблемы, возникшие после перехода города под юрисдикцию Китая, — превосходство островитян над мигрантами с материка, неповоротливость социальных служб и полиции, неуместность патриархальной семьи в условиях современной экономики. Этот фильм тоже начинается с конца — телевизионное сообщение о коллективном самоубийстве семейства безработного предпринимателя сменяется показаниями соседей и знакомых. Злого и злосчастного мужа сыграл все тот же Саймон Ям, знакомый нашим зрителям по дилогии «Выборы» и классической «Пуле в голове».


2—7 сентября, «35 мм»