Метро полис | Город | Time Out

Метро полис

  4 июня 2007
16 мин
Метро полис
Метрофаны, они же метрофанаты, — люди, бескорыстно увлекающиеся метро, изучающие его во всех возможных проявлениях, включая магические. Они уверены: метрополитен — это рукотворная версия подземного царства, потустороннего мира. Time Out составил список 50 самых интересных фактов о московской подземке, включая слухи, легенды и планы расширения.

Слухи и легенды

1
Крысы-мутанты

Они размером с собаку. Живут в тоннелях метро и перегрызают кабели. Спецназовцы охотятся на них с огнеметами. Слух родился во время перестройки,но оказался на редкость живуч. В Алматы метро только строится,а легенды о крысах-мутантах уже тревожат горожан.

2
Метро-2

С начала 90-х появились слухи о существовании секретного метро. Якобы три или четыре ветки ведут от Кремля к военным объектам в Подмосковье (Подольск, Чехов, Внуково-2). Если американцы сбросят на Москву атомную бомбу, правительство сможет эвакуироваться в безопасное место. По одним сведениям, эта система получила название «Метро-2„,по другим — “Д-6„.

3
Собаки в метро

В метрополитене живет порядка 500 особей. Здесь они греются зимой и попрошайничают. Одни собаки толкутся в вестибюлях станций, другие ездят в поездах. Насколько хорошо ориентируются животные в системе линий ипересадок московского метро,неизвестно.Однако ходят упорные слухи, что многие псы живут на одних станциях, а “на работу„ ездят на другие.

4
Станция “Советская„

Эту станцию Замоскворецкой линии планировалось построить прямо под зданием Моссовета (ныне мэрии). Говорят, ее и впрямь построили,но почти сразу закрыли, засекретили, и теперь даже следов не найти: тоннель как тоннель. Несомненно одно: с 1938 до 1979 года,пока не открыли “Тверскую„, между “Маяковской„ и “Театральной„ был длинный перегон без остановок.

Слухи и легенды

5
Загадочный переход на “Ленинском Проспекте„

В середине станции находится закрытый переход. Он ведет на уже построенную пассажирскую станцию “Площадь Гагарина„ Малого кольца Московской железной дороги. Когда-нибудь здесь организуют пассажирское движение,и переход пригодится.

6
Закрытый выход на “Битцевском Парке„

Закрытый выход в город находится тоже на Калужско-Рижской линии — конечной станции “Битцевский Парк„. В конце 80-х годов в Битце планировали построить гигантский зоопарк c отдельным выходом к нему, но не построили. Есть только портик, и на портике — железный флюгер с изображениями зверей и птиц.

7
Исчезнувшие станции

Две станции метро закрыты для пассажиров навсегда. “Первомайская„ (не путать с действующей современной одноименной станцией) и “Калужская„ раньше были конечными и располагались на поверхности одноименных депо.Потом линии продлили, построили новые подземные станции,а старые закрыли.

8
Метро при царе

Первые проекты строительства метро в Москве относятся к 1890 году. Линии планировалось проложить в тоннеляхи по эстакадам. Любопытно, что метровокзал должен был располагаться на Красной площади, примерно в том месте, где сейчас находится Мавзолей. Постройке помешали извозчики и духовенство.

9
Метро в Мытищах и Бирюлеве

Разговоры о появлении метро в этих районах ведутся так давно, что стали похожи на злую шутку.Глава московского метро Дмитрий Гаев признается, что метро еще не скоро придет в Мытищи и Бирюлево. Мытищинцам особенно обидно, ведь одно время в вагонах висели карты с запланированной станцией “Челобитьево„.

Слухи и легенды

10
Подземный Кремль

В 1934 году был разобран белокаменный Серпуховский кремль. Камень, из которого он был построен,пошел на отделку станций первой очереди — Сокольнической линии от “Сокольников„ до “Парка Культуры„ и нескольких станций Филевской линии.Говорят,что несколько камней досталось и открытой в 1983 году станции “Серпуховская„.

11
Потопы

В 84-м сразу после открытия движения на участке “Каширская„ — “Орехово„ в один из тоннелей прорвались воды Царицынского пруда. На восстановление участка ушло два месяца. Крупные прорывы происходили здесь в 2001 и 2003 годах.

12
Бодрая корова

Это сейчас метро не хватает,а в 1960-е годы оно прокладывалось с опережением: так, в 1963 году открылось движение по участку “Университет„ — “Юго-Западная„. Во время строительства тоннелей случился казус: в котлован упала корова.

13
Машинист-африканец

Долгие годы ходят слухи о том,что в Москве есть чернокожий машинист. Известна история про эфиопа Ильма Мидексса Тебеко, который приехал в Москву учиться на летчика, но не смог вернуться на родину из-за государственного переворота.Он водит электропоезда на Замоскворецкой линии. Другая версия гласит, что юноша всю жизнь прожил в Москве и наполовину русский.

Полезное

14
Бюро находок

За забытыми в метро вещами отправляйтесь на “Университет„. Склад забытых вещей находится в южном вестибюле (выход из центра зала). Если ваше имущество не украли бомжи,есть шанс получить его назад.

15
Падение на рельсы

Если вы оказались на путях, ложитесь в специальный лоток между рельсами — здесь поезд вас не заденет.Не лезьте на платформу: вы рискуете наступить на контактный рельс,по которому проходят 850 вольт.

16
Музей метро

Музей находится в южном вестибюле станции “Спортивная„ по адресу: улица Хамовнический Вал, д. 36. Самые интересные экспонаты — макеты поездов и станций.

17
Как первым войти в вагон

Если присмотреться к перрону станций, то за белой полосой обнаружатся протоптанные дорожки к дверям вагонов. Состав всегда останавливается в одном и том же месте. Встаньте посередине светлого промежутка,и двери откроются перед вами.

18
Секс в метро

Чтобы избежать посторонних глаз, лучше выбрать утренние или ночные часы, когда некоторые вагоны пустуют. Оптимальный вариант — ответвление Филевской линии в сторону “Международной„. От “Киевской„ до “Делового Центра„ поезд идет 6 минут. Подождите конца года: на новых участках Арбатско-Покровской линии будут длинные перегоны — 5,7 км от “Парка Победы„ до “Кунцевской„ и 6,1 км от “Крылатского„ до “Строгино„.Тогда у вас будет 7-8 минут.

Забавные факты

19
Доисторические животные в метро

Их можно встретить в любое время на тридцати станциях — тех, что выложены мрамором. Аммониты и наутилусы, морские ежи и брюхоногие моллюски — все чувствуют себя в безопасности, навечно вмурованные в мрамор. Отыскивать их на станциях занимательно, особенно если вы кого-то ждете. Подсказки на сайте www.paleometro.ru.

20
Ноутбук и мобильный на “Киевской„

Станция “Киевская„ Кольцевой линии покрыта мозаичными панно, прославляющими дружбу русского и украинского народов. В 2004-м во время “оранжевой революции„ иные остроумцы заметили, что на панно “Борьба за советскую власть на Украине„ изображен красноармеец с ноутбуком, разговаривающий по мобильному телефону. Зануды утверждают, что речь идет всего лишь об армейской рации.

21
Фонтан в метро

В переходе между станциями “Римская„ и “Площадь Ильича„ находится действующий фонтан.

Забавные факты

22
Рекордсмены по переименованиям

Больше всех не повезло “Александровскому Саду„. Станция называлась и “Коминтерн„, и“Имени Коминтерна„, и “Улица Коминтерна„, с 1946 по 1990 год носила название “Калининская„. В 1990 году станция буквально несколько дней называлась “Воздвиженкой„.

23
Станция “Римская„

В Москве есть станция метро “Римская„, а вот в Риме “Московской„ нет. Зато станция “Mosсova„ есть в Милане. Названа она в память о миланских солдатах, участвовавших в Бородинской битве, естественно, на стороне Наполеона.

24
Кино в метро

Практически вся реклама,где действие происходит в метро, а также кино и сериалы снимаются на неработающем втором перроне “Полежаевской„. Также нуждам кино пару раз служили тоннели центрального участка Люблинской линии. В тоннелях между будущими станциями “Марьина Роща„ и “Достоевская„ снимали сцену фильма “Мужской сезон. Бархатная революция„.

25
Русские горки

На Кольцевой линии перед станцией тоннель идет немного вверх, на выезде — немного вниз.Так сделано,чтобы поездам было проще тормозить и разгоняться.

26
Станция “Физтех„

В 1996-м в некоторых вагонах появились схемы линий,на которых была отмечена строящаяся станция “Физтех„. Она располагалась сразу за станцией “Алтуфьево„. Меж тем тянуть ветку через леса и поля к МФТИ, в город Долгопрудный, никто не собирался. Это была просто шутка студентов Физтеха. Подобрали соответствующий шрифт и цвет, на дорогом принтере распечатали “усовершенствованные„ схемы и отправились их расклеивать по вагонам. По самым хвастливым оценкам, в акции участвовали 600 человек, по более реалистичным — 40. Еще несколько лет станция всплывала на самых различных ветках метро.

Для любопытных

27
Как поезда оказываются в метро

Поезда для московского метро делают в Мытищах на заводе “Метровагонмаш„. Готовые вагоны прицепляют к тепловозу и везут сперва по Ярославской железной дороге до станции “Северянин„, оттуда по окружной до пересечения с веткой Рижского направления и дальше до станции “Подмосковная„. Отсюда есть ветка в депо “Сокол„. Схему путей можно посмотреть по адресу: www.metro.molot.ru/img/metro_all.gif.

28
Грузовые поезда

Часто днем в метро можно встретить грузовые поезда. В непиковые часы они перевозят из одного депо в другое электромоторы и запасные колеса. Грузовые поезда делают из обычных составов, с вагонов снимают крышу, чтобы помещать туда габаритные грузы.

29
Число вагонов

На Таганско-Кpаснопpесненской, Калужско-Рижской, Замосквоpецкой, Серпуховско-Тимирязевской — в поездах по восемь вагонов. На Филевской, Кольцевой, Каховской — по шесть, на остальных — по семь. На Бутовской иФилевской линиях ходят новые поезда типа “Скиф„, состоящие из трех двойных вагонов.

30
Рекорды строительства

Долгое время рекорд скорости в прокладке тоннелей в Москве составлял 460 метров в месяц. Он был установлен в 1965 году на строительстве перегона “Кузьминки„ — “Рязанский Проспект„. Этот результат удалось улучшить: при строительстве тоннелей от “Парка Победы„ к “Кунцевской„ рабочие за месяц прошли 650 метров. Абсолютный же мировой рекорд принадлежит метростроевцам Петербурга. Там в 1970-е годы проходили до 1200 метров в месяц. Скорость строительства определяется многими факторами, из которых главные — качество оборудования, подготовка рабочих и инженеров, состав грунта, через который пробивают тоннель, и, разумеется, финансирование строительства.

31
Близнецы Арбатско-Покровская и Филевская линии

Многих пассажиров удивляет, что Арбатско-Покровская и Филевская линии дублируют друг друга. Дело в том, что сначала был построен радиус мелкого заложения. От “Площади Революции„ поезда шли к “Александровскому Саду„, после “Арбатской„ и “Смоленской„ пересекали Москву-реку по метромосту и прибывали на “Киевскую„. Однако во время войны тоннель пробила бомба. Сталин велел прорыть радиус глубокого заложения. В 1953 году был открыт новый участок. Теперь от “Площади Революции„ поезда следовали к новым “Арбатской„ и “Смоленской„, пересекали реку по тоннелю и приходили на новую, глубокую, “Киевскую„. Старый участок был закрыт, и здесь устроили склад для сломанных вагонов. Но в 1958-м начали строить наземную ветку в сторону Филей, и вот тогда пригодился участок от “Александровского Сада„ до “Киевской„. С тех пор линии дублируют друг друга, путая приезжих.

Для любопытных

32
Монеты, жетоны и билеты

В 1935 году в метро проходили по специальным картонным талонам, которые действовали всего 35 минут,а проезд стоил 50 копеек. Турникеты появились в 1959-м, а в 1960-м, в связи с денежной реформой, проезд стал стоить 5 копеек.Так продолжалось до 1991 года, когда цену подняли до 15 копеек. В 1992-м появились пластиковые жетоны, в ноябре — железные, которые действовали до февраля 1999-го. Вышедшие из употребления московские жетоны используются в метро других городов, например в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. В Москве же теперь используются только магнитные билеты (с 1993 года) и бесконтактные карты (с 1998-го).

33
Метромосты

Иногда линии метро выходят на поверхность — чаще всего для того,чтобы пересечь реку. Три моста пересекают Москву-реку: Киевский на Филевской линии, Автозаводский на Замоскворецкой и Лужнецкий со станцией “Воробьевы Горы„ — на Сокольнической. На севере Сокольнической линии есть также небольшой мост через Яузу. Во всех остальных случаях метротоннели проходят под реками и каналами.

34
“Воробьевы Горы„

Эта станция, расположенная на двухэтажном Лужнецком метромосту, открылась в 1959 году и стала любимым местом для встреч влюбленных: парочки шли гулять по парку или поднимались по построенным рядом эскалаторам наверх, на самую вершину Воробьевых (в те времена Ленинских) гор. Строилась станция в спешке, торопились к Международному фестивалю молодежи: в результате и станция, и мост начали осыпаться. К 80-м годам ситуация стала критической. В 1983 году станцию закрыли, а в 1986-м поезда пустили по специально проложенным временным обходным путям. Реконструкция станции затянулась, и лишь в 2002 году ее открыли заново.А эскалаторы так и не восстановили; впрочем, их остатки и сейчас можно увидеть слева от южного выхода.

Для любопытных

35
“Площадь Революции„

В нишах-арках станции “Площадь Революции„ установлены 76 бронзовых фигур, изображающих советских героев. У статуи красноармейца периодически воруют револьвер:в среднем оружие пропадает 3-4 раза в год. А студенты предпочитают скульптурную группу “Пограничник с собакой„. Поверье гласит, что, если потереть нос сторожевого пса, экзамен будет непременно сдан успешно. В итоге собачий нос блестит, как хорошо начищенный самовар.

36
Самые-самые линии

Самая длинная линия — Серпуховско-Тимирязевская (41 км),а самая короткая — Каховская (всего 3,3 км). Самая загруженная линия — Таганско-Краснопресненская, с северо-запада по ней попадают в центр Москвы жители районов Строгино и Митино,а с юго-востока — жители Люберец, Жуковского и Раменского. Самая старая линия — Сокольническая, ее центральный участок открылся в 1935-м. Самая новая линия — “Бутовская„, она открылась в 2003 году.

37
Кросс-платформенные пересадки

В Москве есть три станции с удобными кросс-платформенными пересадками, когда поезда разных линий приходят на одну и ту же платформу. Это “Китай-город„, “Третьяковская„ и “Каширская„. Для пересадок удобно, а вот для встреч — не очень: многие путаются, назначая свидания “у первого„ или “у последнего„ вагона.

38
Обмен поездами

Такие же, как в Москве, метропоезда работают в метро всего СНГ, а также в Софии, Будапеште, Варшаве, Праге и Тегеране.

39
“Парк Победы„

Это самая глубокая станция в Москве — 84 м до поверхности. Однако в мире есть станции и глубже: например, киевская “Арсенальная„ — 100 м. У “Парка Победы„ два зала и четыре пути — здесь должны были пересекаться Арбатско-Покровская линия и хорда, ведущая из Митина в Бутово. Также была запланирована отдельная третья станция для линии в Солнцеве.Но недополучающий финансирования метрострой с трудом осилил нынешние два зала, а проекты хорд отпали сами собой.

Несбывшиеся надежды

40
Проект “Большого кольца„

На станции “Курская„ висит табличка “Курская Большого кольца„. Дело в том, что в конце 1940-х годов, когда появился проект нынешней Кольцевой линии, была также задумана и Малая Кольцевая, проходящая под бульварами. Однако проект так и не был осуществлен. Сейчас Большим кольцом называют линию, которая, возможно, когда-нибудь свяжет между собой спальные районы. В нее войдут современная Каховская линия и участок Сокольнической линии от “Черкизовской„ до “Преображенской Площади„.

41
Московский монорельс

Монорельс в Москве планировали построить давно. Сперва собрались провести ветку от “Каширской„ в район Орехова, потом хотели построить линию от “ВДНХ„ вдоль Ярославского шоссе, но поняли, что монорельс просто не справится с пассажирскими потоками. Однако идея монорельса воплотилась в жизнь в 2004 году. Линия от метро “Тимирязевская„ до улицы Сергея Эйзенштейна представляет собой довольно бессмысленный аттракцион.Проезд на нем стоит 50 рублей, составы ходят раз в 25 минут, пассажиров считаные единицы, а линия и вагончики сконструированы таким образом, что в случае внезапной остановки посередине перегона или аварии люди не смогут выбраться из поезда самостоятельно и вынуждены будут ждать помощи на высоте 6-10 метров. Линию должны были продлить до метро “Ботанический Сад„, но об этих проектах пока ничего не слышно.

42
Пригородные поезда в метро

В конце 40-х существовал проект пустить пригородные поезда от Ярославского вокзала в тоннели под центром Москвы и состыковать их,выведя на поверхность в районе Таганки, то есть создать систему городских электричек типа немецкого S-Bahn. Этот проект остался неосуществленным.

43
Трехпутные станции

В Москве есть две станции с тремя путями: “Партизанская„ и “Полежаевская„. Это остатки неосуществленных замыслов. В районе нынешней “Партизанской„ планировалось построить колоссальный стадион, и третий путь сделали, чтобы увеличить пропускную способность станции и исключить давку после окончания матчей. Также здесь планировали организовать вилочное движение, южное ответвление должно было идти вдоль Измайловского проспекта (так же, как оно идет и сейчас), северное — под Измайловским бульваром. От “Полежаевской„ тоже планировали строить ветку — в Серебряный Бор и Строгино, в районе улицы Берзарина можно найти остатки этого строительства.

44
Хордовые линии

В конце 1980-х появился оригинальный проект строительства в Москве хордовых линий. С целью обеспечить жителям удаленных районов быстрый проезд, не перегружая пересадки в центре города.Были запланированы четыре хорды: первая должна была идти из Митина через “Парк Победы„ в Бирюлево и Бутово, вторая — из Химок через “Рижскую„ в Жулебино, третья — из Солнцева через “Парк Победы„ и “ВДНХ„ в Мытищи, четвертая — из Балашихи через “Ленинский проспект„ в Дудкино. По линиям предполагалось пустить десятивагонные экспрессы. Сейчас от хорд практически отказались, в Митино должна прийти Арбатско-Покровская линия, а в Бутове построили наземное легкое метро. Лишь Солнцевская линия иногда еще появляется в планах на отдаленное будущее. Она начнется в Новопеределкине, пройдет через Солнцево, Олимпийскую деревню, Мичуринский проспект, Мосфильмовскую улицу и “Парк Победы„. Дальше через “Международную„, “Беговую„, “Савеловскую„ и “Марьину Рощу„ линия пойдет к “ВДНХ„, а оттуда под Ярославским шоссе — в Мытищи.Или не пойдет.

Планы на будущее

45
Новые станции на Кольцевой

На Кольцевой линии появятся еще две станции: “Суворовская„ в районе Театра Российской армии (между “Проспектом Мира„ и “Новослободской„) и “Российская„ в районе Белого дома (между “Краснопресненской„ и “Киевской„).

46
Люблинская линия

В этом году обещают открыть станции “Трубная„ и “Сретенский Бульвар„, а через пару лет — “Достоевскую„ в районе Театра Российской армии и “Марьину Рощу„ около кинотеатра “Гавана„.

47
Калининская линия

Эта линия пока не строится, однако у нее радужные перспективы. После “Третьяковской„ запланирована станция “Кадашевская„ под островом на Москве-реке, дальше будут станции “Остоженка„ с пересадкой на “Кропоткинскую„, “Смоленская„ с пересадкой на две другие “Смоленские„, а затем линия придет в “Сити„ к “Международной„. Потом тоннели пойдут через Филевскую пойму и Серебряный Бор в Строгино.

48
Новые выходы старых станций

Помимо новых линий в Москве строятся также новые выходы из старых станций. К 2010 году планируют открыть новые выходы из станций “Бауманская„ и “Арбатская„,а к 2012-му — третий выход из “Комсомольской„.

49
Метро в Строгине и Митине

Схема метро на западе Москвы претерпит сильные изменения. К концу года обещают построить тоннели от “Парка Победы„ до “Кунцевской„. Станции “Молодежная„ и “Крылатское„ отойдут к Арбатско-Покровской линии, а “Кунцевская„ станет конечной для Филевской линии. Из “Крылатского„ поезда по новым тоннелям пойдут вСтрогино.Если верить московскому правительству, всего через полгода строгинцы смогут быстро добираться до центра. В 2008 году между “Парком Победы„ и “Кунцевской„ откроют станцию “Славянский Бульвар„, а к 2010-му обещают построить еще три станции.

50
Новая наземная станция

На наземном участке между “Автозаводской„ и “Коломенской„ планируют построить станцию “Технопарк».