Подсчет цыплят по осени | Театр | Time Out

Подсчет цыплят по осени

Елена Груева   3 сентября 2010
3 мин
Подсчет цыплят по осени
Большой фестивальный сезон в Москве уже начинается и продлится до августа 2011 года: премьер больше обычного.

Количество международных и не очень театральных фестивалей в Москве дошло до того, что они выстраиваются в параллельный сезон. Причем премьер и эксклюзивных проектов в их афишах куда больше, чем в репертуарных театрах. Да и длится фестивальный марафон дольше: стартует в начале сентября 2010-го, а закончится очередным Чеховским фестивалем в начале августа 2011-го.


«Золотая маска» уже во второй раз проводит фестиваль «Премьеры Александринского театра в Москве». Прошлый — в 2008 году — прошел с триумфом. Валерий Фокин тогда привез труппу в такой боеспособной форме, что она легко справлялась и с классикой, и с авангардом, и со своими режиссерами, и с зарубежными. И сейчас замах не меньший. Для затравки сыграют прошлогоднюю премьеру Фокина по пьесе Вадима Леванова о блаженной Ксении Петербургской «Ксения. История любви» (ср 8 сентября, 19.00, на сцене Театра им. Моссовета). А дальше только новинки. Литовец Оскарас Коршуновас сделал ремейк своей постановки в «Комеди Франсез» шекспировской комедии «Укрощение строптивой» (сб 11, вс 12 сентября, 19.00, на сцене Театра им. Моссовета). Режиссер заявляет, что она не «об искусстве дрессуры, а о креативности, о том, что любые отношения можно создать такими, какими хочется». Следующую порцию подадут в ноябре: «Гамлет» в постановке Валерия Фокина, нашумевший «Изотов» Андрея Могучего по пьесе Михаила Дурненкова и «Дядя Ваня» в версии известного румынского режиссера Андрея Щербана. На фестивале «Территория» театр занимает не самое большое место. Но и тут одним «Гамлетом» Томаса Остермайера не обойдутся. Не менее громкий проект — «Карл Маркс: Капитал, том 1» знаменитой швейцарской труппы «Римини Протокол». Режиссеры Хельгард Хауг и Даниэль Ветцель работают с непрофессиональными актерами, всякий раз создавая про участников постановки документальные спектакли, которые иногда похожи на затейливые инсталляции, а иногда на доверительные беседы. Про «Капитал» они спрашивали случайных людей в Цюрихе, Дюссельдорфе и Берлине: читали ли они том в 751 страницу, как часто, при каких обстоятельствах и почему? Еще с 20 сентября в центре «На Страстном» начнется фестиваль моноспектаклей «Соло», но первый спектакль — «Икар» (чт 9 сентября, 19.00) клоуна и режиссера Даниэле Финци Паска — покажут уже сейчас.


В октябре в шестой раз пройдет «Сезон Станиславского», на котором опять покажут прошлогоднюю премьеру Някрошюса «Идиот» и его же легендарного «Отелло». Впервые в Россию приедет спектакль голландца Йохана Симонса, который поставил в Мюнхене спектакль «Иов» о еврейской семье, попавшей в жернова истории начала ХХ века. Алвис Херманис представит спектакль «Вечеринка на кладбище», сочиненный им вместе с актерами его Нового Рижского театра на основе их семейных историй и традиций поминовения усопших в Латвии. Херманис будет и участником NETа в ноябре. В этом году фестиваль «Новый европейский театр» будет посвящен постановкам известных молодых режиссеров не в своих театрах и странах. Свободное передвижение художников по всей Европе стало одной из самых ярких примет единства ее культурного пространства. А то, что все они стремятся показать свои премьеры в Москве, — примета того, что она — настоящая европейская столица.