Вследствие любви к отечеству
Восемнадцатый век для балета — время доисторическое, легендарное. Еще не изобретены пуанты; детей в театральном училище учат одновременно петь, танцевать и рисовать декорации — глядишь, на что-нибудь выросший человек пригодится. От этого века остались названия спектаклей, но ни одного танцевального текста; портреты даже прим — редкость, а как выглядели, например, первые солистки, неизвестно в принципе. Многие из господ артистов читали по слогам и писали еле-еле; мемуары, соответственно, тоже вещь нечастая. Потому нынешняя книжка — почти сокровище: редкий шанс посмотреть на жизнь балетного театра того времени. Сын театрального костюмера Иван Вальберх появился на свет в 1766 году; двадцатилетним закончил школу и был принят в петербургскую труппу сразу солистом, минуя кордебалет. Сочинять спектакли он начал в 29 лет, еще раньше стал преподавать — но и со сцены не уходил, танцевал и тогда, когда ему было за сорок. Тому были веские причины помимо любви к профессии — пятнадцать детей. Книжек Вальберх не сочинял; ныне изданная собрана из его дневников и писем к жене, которые он, кажется, в служебных командировках писал так же часто, как мы пишем эсэмэски.
В этих записках возникает человек старательный и добросовестный, трогательно влюбленный в жену и зацикленный на родном театре ровно в той же степени, что сегодняшние артисты. В 1802 году Вальберха (тогда штатного балетмейстера в Петербурге) отправляют в командировку в Париж, чтобы он ознакомился с новинками в балете. Что же мы видим в дневнике? Ревнивые сравнения с родным городом, насмешки над местной звездой Вестрисом, жалобы на чудовищную грязь во французской столице и постоянные стоны — когда же можно будет наконец вернуться домой и там заняться делом?! (Мимоходом можно выяснить, что фирменное петербургское ругательство по отношению к чужакам, что, мол, руками не работают — существовало уже тогда.) При этом эпоха еще простодушна, и никаких заморочек с авторским правом нет — Вальберх аккуратно записывает в дневник, что вот, мол, увидел в таком-то спектакле такую-то композицию, надо запомнить для своей будущей постановки. Пусть хоть чем-то поездка будет полезна, а то видел в Париже «б… и три балета», только даром время потратил.
В качестве бонуса к этим занятным запискам приложены либретто пары балетов Вальберха. Чтение сценария «большого пантомимно-анекдотического балета в четырех действиях» под названием «Русские в Германии, или Следствие любви к отечеству» (1813 г.) продлит вашу жизнь не на малый срок: там с немецкими разбойниками сражается пятилетняя россиянка — и побеждает злодеев, конечно же. А когда через местную деревню проходят направляющиеся во Францию русские войска, «жители хотят потчевать безденежно храбрых россиян, но сии за все платят наличными деньгами, изъясняя, что такова есть воля их государя». Жаль, что всю эту прелесть нам остается только воображать — было бы здорово хоть одним глазком взглянуть, как все это изображалось в танце.
И. И. Вальберх «Из архива балетмейстера» «Планета музыки», 2010