Дэниел Штамм: «Почему они продолжают снимать, когда начался ад?»
Все персонажи фильма выглядят очень натуралистично. Вы сами проводили кастинг? Где вообще вы нашли эти типично американские лица?
Сложнее всего было найти актера на роль Коттона Маркуса, потому что именно на нем держится весь фильм. Я лично отсматривал кандидатов. Когда-то я был стажером у покойной Мелани Финн, кастинг-директора всех фильмов Джеймса Кэмерона и Гаса Ван Сента, и ее главный секрет был в том, чтобы смотреть не на то, как люди играют, а на то, кто они на самом деле. Потому что на десятом часу напряженной съемки актеры всегда возвращаются к своему естеству. Я выходил из комнаты, где проходило прослушивание, и тихонько садился в коридоре вместе с кандидатами — меня же никто не знал в лицо. Я болтал с каждым минут десять, притворяясь таким же соискателем роли, а поскольку в очереди на прослушивание все страшно нервничают, я быстро выяснял, кто есть кто.
То есть Патрик Фабиан, который играет Маркуса, на самом деле такой непотопляемый?
Ну, вы же должны понимать, что его герой так спокоен и уверен в себе просто потому, что он до самого конца не понимает, во что ввязался. Если бы он понял, точно бы сорвался.
Вы вставляли в фильм какие-то сознательные цитаты из других картин?
Единственное, что мы держали в голове, это «Экзорцизм Эмили Роуз» и «Изгоняющего дьявола», — и от обоих мы хотели максимально дистанцироваться. Правда, с «Изгоняющим дьявола» пришлось поиграть — это ведь классика, существование которой просто нельзя игнорировать, так что в том мире, который показан в фильме, кино Фридкина смотрели. А вот что реально повлияло на меня — это всевозможные псевдодокументалки: «Озеро Мунго», «Парк наказаний». Такие фильмы снимали задолго до «Ведьмы из Блэр».
Но «Ведьма» полностью исчерпала жанр, верно?
Конечно! В хоррор-мокьюментари всегда есть скользкий момент: почему они продолжают снимать, когда начался ад, и кто все это смонтировал? В «Ведьме» этому дается объяснение, но во всех следующих фильмах такого рода на него уже невозможно вестись. Поэтому мы решили просто проигнорировать два этих вопроса. У нас не будет титра «эти пленки были найдены там-то». Какая разница? Но, оказалось, разница есть — после показов ко мне подходили и спрашивали, кто смонтировал материал. У меня нет на это ответа. Допустим, что фильм закончила секта сатанистов, которые убили оператора.
А сколько зрителей спросило, настоящие ли это записи?
Ни одного, слава богу.
Но Нелл на самом деле поворачивала голову на 180 градусов?
Да! Причем на кастинге она этого не показывала. А вот потом, на второй день съемок, она устроила нам спектакль. Она оказалась гимнасткой.
Клифф Дёрксен, Time Out Chicago