“Ухватить бога за бороду”. Интервью с Сергеем Сельяновым
«Кремень» – последний сельяновский фильм, снятый режиссером-дебютантом Алексеем Мизгиревым, рассказывает о юноше, который после армии начинает строить свою жизнь сначала и, разумеется, едет в Москву- как это делают все, кто хочет чего-то добиться в жизни. В Москве он показывает себя настоящим кремнем, человеком действия, работает в милиции и отвечает ударом на удар. В результате именно он оказывается тем самым новым героем, которого русское кино ищет уже много лет, по крайней мере со времен Данилы Багрова — нашего общего брата. Но, кстати, не единственным. В этом году дебют следует за дебютом,на экранах появляются свежие лица, в погоне за новым героем участвует все больше народу.
Правда, что вы встретили Алексея Мизгирева на пляже, на «Кинотавре»?
(Смеется.) К сожалению, нет. Встретились в рабочей обстановке, наверное, в московском офисе. Из очередной подборки короткометражек мы выделили его картину. Увидели в нем интересного режиссера. Он из Сибири, ученик Вадима Абдрашитова.
Слово «Таксист» (драма Скорсезе, где Де Ниро сыграл ветерана вьетнамской войны. Прим. Time Out) звучало во время работы над сценарием «Кремня»?
Звучало. Либо сразу, либо чуть позже мы увидели связь с фильмом Скорсезе. Я к таким историям отношусь спокойно. Сказал: «Тем лучше. Значит, сценарий действительно хороший». Быть похожим на «Таксиста» не худший вариант. Но «Кремень» оригинальная история, в ней нет заимствования.
У Скорсезе Тревис был ветераном Вьетнама, а Антон из «Кремня» просто вернулся из армии…
Может быть, по жизни ему было бы правильно служить в горячей точке. Но это штамп,от которого мы старались избавиться. На войне его травмировали, поэтому он такой дурак. А без войны получается — он с этим родился. После армии для тех, кто в нее все-таки попадает, начинается собственно жизнь, в которой надо как-то встать. И встать надо ровно. Получается жизненная проблема для молодого человека, который чего-то хочет, чего-то про этот мир и про себя думает. Добавлять сюда войну — переводить стрелки в другом направлении.
Антон все-таки хороший или плохой?
Он герой фильма. С моей точки зрения, он, конечно, хороший, несмотря на совершение ряда чудовищных поступков. Он ломится напролом, хочет, как раньше говорили, «ухватить Бога за бороду». И из-за этого делает некоторое количество глупостей.
Как этот герой соотносится со временем, с современностью?
Когда что-то появляется, оно не может не быть связано с текущим моментом. Проблема выбора сейчас более актуальна и сложна, чем десять лет назад. Если огрублять ситуацию 90-х годов, можно сказать, что для такого человека тогда было два пути: либо идти в бандиты, либо влачить существование честное, но беспросветное. Сейчас все намного сложнее. Можно заниматься деньгами, встраиваться в систему всеобщей коррупции, как-то в ней жить-поживать, добра наживать. Герой «Кремня» дикий, он не знает никаких правил и добродетелей. Но что-то внутри его толкает, вынуждает сделать правильный, единственно возможный выбор.
Одно правило, мне кажется, ему все-таки вбили: надо поехать в Москву и схватить Бога за бороду…
Но у него это какой-то свой Бог. Он не хочет украсть миллион долларов. Есть ведь такая простая модель — грохнуть кого-нибудь, аферу какую-нибудь придумать. Но Антон верит в свою ценность, хочет, чтобы и мир его оценил. Хочет занять в нем какое-то правильное высокое место. В этом нет корысти. А есть какой-то принцип. Уже то, что нет корысти, достаточно актуально и любопытно для нашего времени.
Как появился актер Евгений Антропов, сыгравший главную роль?
Были пробы с разными актерами, неплохими. Но я говорил: «Нет, нет, нет». Когда Мизгирев предложил Антропова, мы сразу поняли, что это он. Немного толковали про то, что Женя худоват, узковат. Но быстро стало ясно, что в этом есть выигрыш для картины — в теле не самом богатырском оказался сильнейший дух. А уж когда одели его в ментовскую одежду — совсем красота.
«Кремень» уже сравнили с «Братом»…
К этим сравнениям я отнесся с легким недоумением. То есть понял, откуда они берутся, но мне они кажутся все-таки определенной натяжкой. Возможно, трудно сравнивать вещи, которые очень твои. О«Таксисте» говорить проще.
Данила Багров был героем 90-х, но после него никто так и не появился. Может ли быть, что Антон из «Кремня» придет ему на смену?
Не думаю. «Кремень» сильная работа. Но «Брат»… Такое бывает раз в 10-15 лет. В последнее время едва ли не в каждом русском фильме герой приезжает из провинции покорять Москву… Это архетип. Растиньяк. Тем более актуальный в России, централизованной стране. Есть такое место — Москва, магическое и мистическое. Если ты победил ее, то ты — человек. Это вызов — не для каждого россиянина, конечно: кто-то живет себе спокойно иможет быть счастлив. Но те, в ком маховик крутится, едут в Москву — именно такие люди кинематографистам и вообще художникам интересны. Трудно сделать фильм про человека, который ничего не хочет.
По-моему, в нашем кино происходит встречное движение. Одни едут из провинции покорять Москву. Другие, как герои «Бумера», из Москвы отправляются в провинцию — тоже по-своему мистическое пространство…
Вторая модель, кстати, интереснее. Быть первым в Риме или в Париже — увлекательный, но достаточно стандартный сюжет. Но «вон из Парижа»… Вот у древних греков был полис, а за его пределами — невнятное, не сформулированное пространство. И попасть туда для человека тоже означало некий мистический опыт. Таких сюжетов в кино хватает. Но большинство сценариев, разве что кроме «Бумера», они просто несильные, там все очень банально происходит. Количество достаточно, но качество оставляет желать.