“Кто Амбу обидел – не сносить головы”. Интервью с Ильей Лагутенко
Что за Амба такая?
Был такой фильм «Дерсу Узала» Акиры Куросавы: о путешественнике Арсеньеве, который изучал Приморский край и встретил в тайге охотника, живущего «по законам джунглей». В детстве этот фильм произвел на меня впечатление, я хотел быть то Арсеньевым, то Дерсу Узала… Оттуда же пришло словечко «Амба», на каком-то древнем языке это значит «тигр, бог тайги». Было в этом слове что-то страшное, загадочное, манящее и рокочущее… Потом я узнал, что слово «амба» на криминальном жаргоне означает «конец» или «капут». А на игорном сленге «амба» это «двойной выигрыш». Значений у слова много — значит, нам можно с этим работать.
Мы подумали, что кроме альбома у нас будет как минимум мультипликационный, как максимум — художественный фильм: миф об Амбе, которая вселяется в охотника…Можно также выпустить учебники по китайскому и английскому языкам. This is Amba. Here is Amba and me. Все, кто с нами работает, заразились идеями, пошли в разные стороны, я говорю: «Подождите-подождите, у нас же еще пластинка…»
Я все-таки старомодный товарищ. Знаю, что есть айтьюнсы. Что мир стоит на синглах. Прекрасно это понимаю, будучи активным пользователем… Но в личном творчестве — мне нравится, чтобы была пластинка. Чтобы она была связана некоей концепцией. И чтобы это было честное отражение того, чем сегодня занимается группа. А идти на поводу у времени или не идти — это уже вторично. Главное, что на этом альбоме — тот настоящий я и та настоящая группа, которая есть сейчас.
Ты готов к упрекам в «несовременности»?
Мне как-то удалось посмотреть такой замечательный документальный фильм — «Конфликтный тигр» называется. Про то, как недалекие охотники обижали тигра, а потом тигр не оставил в живых никого…Я понимаю, что сейчас мы вышли с такой пластинкой, на которую будет… ну, скажем так, неоднозначная реакция, в первую очередь от наших поклонников.
Ни на один ваш альбом реакция не была однозначной.
Мы не говорим сейчас о реакции широкой аудитории: к неоднозначной реакции на «Мумий Тролль» уже все привыкли. Я имею в виду поклонников. Они получают не то, чего ждали. Процесс написания песен был очень быстрым и происходил не в контексте событий шоу-бизнеса или внешнего мира. Наше настроение в последний год было «Героическим вдохновением». Эта пластинка — то, чем мы занимаемся каждый день. Там нет экспериментов и нет технологий. Это музыка, которую делают четыре человека на сцене, в общем-то все. Возвращаясь к фильму «Конфликтный тигр»: кто амбу обидел — не сносить тому головы. Это предупреждение для тех, кто не очень внимательно отнесется к этой работе.
Почему песен так мало — всего десять?
Написано в два раза больше. Но я вообще не любитель длинных работ, восемьдесят минут — я не могу это слушать. Мне интересно, когда все коротко и ясно. На данный момент, на рубеже 2007 года, мне лично хотелось бы, чтобы все было коротко и ясно. Чтобы и со мной так же разговаривали. Чтобы музыка моя была короткая и ясная. И мир вокруг меня был коротким и ясным. Не надо заниматься никакими приукрашательствами. Зачем, если все самодостаточно? В каком-то древнем понятии вещей это, наверное, и есть настоящий рок-н-ролл. Или, если хотите, панк-рок: придумали, сели, сыграли, встали — что-то хорошо, что-то плохо, но так оно есть. В момент исполнения песни все ясно: или нравится, или не нравится.
Мы решили остановить дебаты. Потому что вот Курт Кобейн слушал-слушал, как его критикуют, и застрелился… Говорят, очень переживал, читал во всех газетах рецензии на альбомы.
Какой ужас! А ты восприимчив к мнениям?
У нас другая история: мы в другой стране выросли. У нас чье-то мнение мало кого касается (смеется). Вот вам наше мнение! Развивайте свое — а наш ролл покатится дальше. «Ролл» это я у Кейта Ричардса в интервью вычитал. Он сказал: « Есть проблема в современном рок-н-ролле. Рок хорошо развивается. Ролла не хватает». А еще, у нас даже возникла идея послать пластинку самым разным людям — не профессиональным критикам — и попросить высказать мнение.
Я уже знаю одно. Артемий Троицкий сказал, что пластинку как будто записывал Шевчук.
А вот Шевчук, например, отказался слушать! Я вот не отказался слушать его пластинку: зашел в интернет, послушал, замечательная работа, наконец-то человек нашел себя…
Шевчук — честный, прямой, рубашку на груди рвет…
А мне кажется, моя позиция честнее… Она яснее и бескомпромисснее.
Она как-то все время немного опережает происходящее здесь и сейчас.
Ну да, мне тоже кажется, что я несколько вперед бегу… Все, что я хочу, мне удается. Проблема в том, что остальные не поспевают. Все жалуются: Москва — быстрый город. А если вдуматься, мы бесконечно занимаемся тем, что ждем других… Я вот вчера ездил к своему другу, он стал профессором, к семи часам пригласил — так все началось дай бог полдесятого… А я в полдесятого намеревался поехать в другое место! Поэтому, в принципе, жизнь в Москве не такая быстрая, как кажется. Мы все равно все очень медленно делаем. Строим медленно. Кино снимаем медленно. У многих творческих людей просто нет помощников, чтобы все делать быстро, все суетой занимаются.