Киногерои и кинозлодеи | Кино | Time Out

Киногерои и кинозлодеи

  9 июля 2007
32 мин
Киногерои и кинозлодеи
За что мы любим этих персонажей.

1. Терминатор
(Арнольд Шварценеггер, трилогия о Терминаторе, 1984, 1991, 2003) Робот без страха и упрека, со стальным скелетом и телом бодибилдера, присланный из будущего, чтобы убить Сару Коннор, и еще раз присланный оттуда же, чтобы спасти героя «Терминатора-2». В третий раз могли бы и не присылать. Красный глаз, зачаточное чувство юмора, ничего лишнего в мозгах: идеальный отец для трудного подростка, идеальный губернатор какого-нибудь штата.

2. Шрек
(Майк Майерс, трилогия о Шреке, 2001, 2004, 2007) Зеленая версия Прекрасного принца, мужиковатый, любящий порыгать, полный благородства рисованный огр. Раньше по-русски его называли гоблином, теперь благодаря Шреку слово «гоблин» означает «обаяшка». Его семейная жизнь с зеленой принцессой Фионой оказалась даже интереснее, чем период их предварительных ласк.

3. Штирлиц
(Вячеслав Тихонов, «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой, 1973) Главный советский разведчик и, наряду с Чебурашкой, культовый советский киногерой. Если через пару сотен лет от СССР останется лишь один культурный символ, это будет Максим Максимыч Исаев, он же штандартенфюрер СС Штирлиц, свой среди чужих, персонаж непереводимых анекдотов, ставший знаменитым благодаря семнадцати мгновениям весны и двадцати минутам сна.

4. Индиана Джонс
(Харрисон Форд, эпопея об Индиане Джонсе Джорджа Лукаса, 1981, 1984, 1989, 2008) Профессор археологии, мужчина с кнутом, знает 27 языков, в свободное от преподавания время разъезжает по труднодоступным джунглям в поисках милых мелочей вроде Ковчега Завета или Святого Грааля. Шляпа, кривая ухмылка, отсутствующий вид человека, думающего о смысле жизни.

5. Джек Воробей
(Джонни Депп, «Пираты Карибского моря» Гора Вербински, 2003, 2006, 2007) Чтобы получить самого обаятельного киногероя ХХI века, надо придать пирату из Диснейленда замашки рок-звезды, накрасить его, напоить, оглушить спецэффектами и отправить по Карибскому морю. Джек Воробей задумывался как второстепенный персонаж, трус и балагур, а получился главный герой эпопеи о душевных порывах пиратов.

6. Нео
(Киану Ривз, «Матрица» братьев Вачовски, 1999, 2003) Мир вокруг нас — иллюзия, продуцируемая Матрицей, люди — батарейки, поддерживающие жизнь машин, а Нео — Избранный, он ведет человечество за собой в борьбе против этих машин. Спаситель в темных очках, сомневающийся, но прозревающий суть вещей: второе пришествие Христа началось со слов «Тук-тук, Нео».

7. Кевин
(Маколей Калкин, «Один дома» и «Один дома-2» Криса Коламбуса, 1990, 1992) Нежный белокурый ангелочек, он же — целый выводок чертей в тихом омуте. «Один дома» — удачная попытка изжить главный родительский кошмар: понять, что случится с ребенком, если его где-нибудь оставить одного. Так вот, с ребенком все будет прекрасно, зато ворам, бандитам и другим глупым взрослым не поздоровится.

8. Гильда
(Рита Хейворт, «Гильда» Чарльза Видора, 1946) Одна из самых известных нуар-красавиц, воплощение чистой сексуальности. Любовный треугольник в фильме — лишь повод поговорить об отношении к женщине как к сексуальному объекту. А к Гильде и невозможно отнестись иначе: сцена со стриптизом, во время которого Гильда снимает только перчатку, лишила сна многие поколения мужчин.

9. Безумный Макс
(Мел Гибсон, «Безумный Макс» Джорджа Миллера, 1979, 1981, 1985) Бывший страж закона, пытающийся не только выжить в постапокалиптическом мире, но и спасти тех, кого нужно спасти. Орды байкеров, машины-монстры, ярость и агрессия, и посреди всего этого — почти не разговаривающий, неулыбчивый, все более безумный герой, рассекающий по мертвой пустыне со своей собакой.

10. Тельма
(Джина Дэвис, «Тельма и Луиза» Ридли Скотта, 1991) Загнанная домохозяйка, однажды сбежавшая из своей размеренной жизни в поисках приключений и немедленно эти приключения нашедшая, да такие, что пришлось бежать дальше и дальше, пока было куда бежать. Вместе со своей подругой Луизой стала символом свободы выбора.

11. Луиза
(Сюзан Сарандон, там же)
Официантка без всяких перспектив, прошедшая — точнее, проехавшая — весь путь от случайного убийства до обретения собственной свободы, от полного кошмара до столь же полного счастья. Вместе со своей подругой Тельмой стала символом отчаянной женской дружбы. Главный вывод фильма: единственная возможность женского счастья — смерть.

12. Рокки Бальбоа
(Сильвестр Сталлоне, сага о Рокки, 1979—2006) Боксер, ставший едва ли не известнее Мохаммеда Али, вошел в десятку самых великих героев американского кино. Для Рокки важна не победа, а самоуважение, а для зрителей самое главное — увидеть, как Рокки, тренируясь, бежит вверх по ступенькам, а потом вскидывает руки. Самый известный победный жест в истории кино.

13. Глеб Жеглов
(Владимир Высоцкий, «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия», 1979) Капитан послевоенного МУРа, настоящий мужик, который и пошутить может, и романс спеть, и супчику горяченького да с потрошками навернуть, и врага прищучить, и друга спасти. В России стал кем-то вроде Дейла Карнеги: специалисты-пиарщики работают по «правилам Глеба Жеглова», первое из которых — «улыбайся!».

14. Володя Шарапов
(Владимир Конкин, там же)
Наивный юноша, пришедший в МУР бороться с бандитами. Толком не повзрослевший на войне, он взрослеет в процессе расследования дела о банде «Черная кошка». Ученик Глеба Жеглова, в каком-то смысле — его совесть. Удивительно, но режиссер даже после выхода фильма был уверен, что на роль Шарапова взяли не того актера.

15. Эдвард Руки-ножницы
(Джонни Депп, «Эдвард Руки-ножницы» Тима Бёртона, 1990) Человека с острыми металлическими конструкциями вместо рук визионер Тим Бёртон придумал еще в юности. Герой готической сказки Руки-ножницы ищет любви, но не может даже обнять возлюбленную, не причинив ей боли. Если не можешь вписаться в гламурный глупый мир, оставайся аутсайдером, становись творцом: Руки-ножницы делает скульптуры изо льда, и тогда в мире идет снег.

16. Лена Бессольцева
(Кристина Орбакайте, «Чучело» Ролана Быкова, 1983) Главный аутсайдер советского кино, 12-летняя Лена Бессольцева, в ответ на жестокость одноклассников обрившаяся наголо и ставшая таким образом первым советским панком. Ее пример доказал, что индивидуум, противопоставивший себя коллективу, тоже может быть прав.

17. Чувак
(Джефф Бриджес, «Большой Лебовски» братьев Коэнов, 1998) Самый ленивый человек в Лос-Анджелесе, курит дурь, гоняет шары, последние 15 лет карьера не на взлете, пьет «Белый русский», слушает «Криденс» (Creedence Clearwater Revival), а еще ему нассали на ковер. Самый симпатичный неудачник в кино, хиппи-переросток, который так и не стал миллионером, потому что ему было лень.

18. Мария Коновалова
(Нонна Мордюкова, «Родня» Никиты Михалкова, 1981) Гротескная деревенская бой-баба с жуткой «химией» и металлическими зубами, пляшущая посреди чужого праздника. Недотыкомка, приехавшая в город навестить свою дочь и внучку, никому из них ненужная и безуспешно пытающаяся исправить окружающий мир. На съемках Мордюкова съездила Михалкову по морде. Вот именно — бой-баба.

19. Мэри Поппинс
(Наталья Андрейченко, «Мэри Поппинс, до свидания!» Леонида Квинихидзе, 1983)
Русская Мэри Поппинс отличается и от чопорной героини сказки Памелы Трэверс, и от нежной певуньи Джули Эндрюс из диснеевского мюзикла. Молодая Арина Родионовна, идеал няни, само совершенство: одновременно строгая, справедливая, добрая и озорная. Сны о танцующей няне лишали покоя подростков начала 80-х.

20. Данила Багров
(Сергей Бодров, «Брат», «Брат-2» Алексея Балабанова, 1997, 2000) Простой, бесхитростный русский парень, сама суть растерянно-агрессивных российских 90-х: воевал, любит родину и музыку Бутусова, не любит инородцев, готов на все, чтобы помочь брату, даже чужому, и считает, что сила не в деньгах, а в правде. По недавним исследованиям, многие россияне выбрали бы Данилу Багрова своим президентом.

21. Джон Макклейн
(Брюс Уиллис, «Крепкий орешек», 1988—2007) Нью-йоркский полицейский, у которого часто болит голова. Ходит в знаменитой белой майке, которая постепенно сереет от пыли, пока он гоняется за плохими людьми. Успешно боролся с терроризмом еще 20 лет назад, так что во время терактов 11 сентября 2001 года многие всерьез ждали, что у башен ВТЦ появится Макклейн и всех спасет.

22. Бэтмен
(самый известный — Майкл Китон в «Бэтмене» Тима Бёртона, 1989) Человек-летучая мышь, он же Брюс Уэйн, филантроп и миллионер (по данным «Форбс», среди вымышленных персонажей он на седьмом месте в мире по размеру состояния). Защитник обиженных и угнетенных, не обладающий сверхспособностями, зато у него есть бэтмобиль и верные друзья. Живет в идеальном воплощении города грехов, угрюмом Готэм-сити. К четвертому фильму этого сериала на костюме Бэтмена, которого к этому моменту играет Джордж Клуни, появляются соски.

23. Женщина-кошка
(самые известные — Мишель Пфайффер в «Бэтмен возвращается» Тима Бёртона, 1992, и Халли Берри в «Женщине-кошке» Питофа, 2004) Враг и возлюбленная Бэтмена, а также самое яркое воплощение идей садомазо в развлекательном кино: акробатический гений в черной коже и с хлыстом, женщина, умершая и благодаря бездомным кошкам вновь воскресшая с кошачьими повадками и жаждой мщения.

24. Грязный Гарри
(Клинт Иствуд, самый известный — «Грязный Гарри» Дона Сигела, 1971) Циничный и жесткий коп с плохой репутацией: он занимается самыми грязными делами и вершит справедливость, не обращая внимания на крики и стоны подследственных. После выхода фильма все долго обсуждали, имеют ли полицейские право так жестоко обращаться с бандитами. Ввел в моду револьвер «Магнум» 44-го калибра (10,9 мм).

25. Форест Гамп
(Том Хэнкс, «Форест Гамп» Роберта Земекиса, 1994) Умственно неполноценный, но добрый и ответственный герой, неожиданно оказавшийся в центре всех главных исторических событий второй половины ХХ века. Он видел Элвиса Пресли, Джона Кеннеди и Джона Леннона, стал спортсменом, героем войны и пророком, но так и не понял, кто все эти люди вокруг и чего они от него хотят.

26. Майкл/Дороти
(Дастин Хоффман, «Тутси» Сидни Поллака, 1982) Принципиальный актер с плохим характером, которого не берут ни в один фильм, переодевается в женскую одежду, получает женскую роль в телемыле и становится звездой. Не то сатира на феминисток, не то гимн переодеванию. Когда Хоффмана выдвинули на «Оскар» как лучшего актера, он спросил: «А почему не как лучшую актрису?»

27. Холли Голайтли
(Одри Хепберн в «Завтраке у Тиффани» Блэйка Эдвардса, 1961) Невротическая душечка, нежная птичка, стремящаяся к свободе, светская львица, для которой жизнь — это вечный праздник. Ролевая модель для всех будущих ксюш-собчак и пэрис-хилтон. Автор «Завтрака у Тиффани» Трумэн Капоте хотел, чтобы Холли сыграла Мэрилин Монро — если бы его желание сбылось, вся история гламура была бы другой.

28. Остин Пауэрс
(Майк Майерс в трилогии «Остин Пауэрс», 1997—2002) Злая психоделическая сатира на Джеймса Бонда и шпионские фильмы 60-х. Остин Пауэрс — самовлюбленный бесстрашный секретный агент в яркой одежде, с волосатой грудью и, очевидно, с очень маленьким членом. Его заморозили в 60-е, а разморозили только в 90-е — со всеми размороженными отсюда последствиями. Его главный противник — Доктор Зло.

29. Джеймс Бонд
(самый известный — Шон Коннери, бондиана, 1962—2008) Элегантность, неуязвимость, стиль. Величайший шпион всех времен и народов, сексуальный агрессор, ценитель гаджетов, хорошей выпивки и вкусной еды. По тому, на кого похож, с кем борется и как ведет себя Бонд в очередном фильме, можно понять, каковы последние политические тенденции. Последний Бонд был похож на Путина.

30. Бонни
31. и Клайд

(Фэй Данауэй и Уоррен Битти в «Бонни и Клайде» Артура Пенна, 1967) Киновоплощение реальных людей, Бонни Паркер и Клайда Бэрроу, знаменитых грабителей банков времен Великой депрессии. Их называли Ромео и Джульеттой криминального мира: любовники жили быстро и весело и умерли в один день. Еще при жизни стали медиазвездами, не в последнюю очередь из-за стихов, которые писала Бонни Паркер. Фильм Пенна считается первым фильмом эры нового голливудского кино, знаменем бунтарской молодежной культуры: после выхода «Бонни и Клайда» девушки начали одеваться, как Фэй Данауэй, а юноши — неуклюже грабить банки.

32. Кинг-Конг
(самые известные — фильмы Мериана Купера и Эрнеста Шедсека, 1933, Джона Гиллермина, 1976, и Питера Джексона, 2005) Все, что голливудская героиня представляет себе при слове «мужчина»: огромный, сильный, агрессивный, одинокий, любящий, самоотверженный, погибший из-за любви. Гигантский обезьян стал символом Нью-Йорка: статуэтку с Кинг-Конгом, карабкающимся на Эмпайр-Стейт- Билдинг, можно купить в любой нью-йоркской сувенирной лавке.

33. Ван Хельсинг
(самый известный — Хью Джекман в «Ван Хельсинге» Стивена Соммерса, 2004) Борец с нечистью, нанятый Ватиканом. Очень переживает, что вынужден убивать монстров, которые когда-то были невинными людьми. Из своего прошлого он ничего не помнит — у него амнезия, но во сне видит страшные битвы, в которых участвовал на протяжении веков. Есть версия, что это просто архангел Гавриил-склеротик.

34. Робин Гуд
(Эррол Флинн, 1938, Шон Коннери, 1976, Кевин Костнер, 1991) Разбойник-романтик, чье имя стало нарицательным. Ворует у богатых и отдает награбленное бедным. Тусовался с группой товарищей в Шервудском лесу, ссорился с шерифом Ноттингемским и другими высокопоставленными чиновниками, защищал, как водится, обиженных и угнетенных. Гениальный стрелок. Зеленые штаны. Получил по заднице от Фионы в «Шреке».

35. Чарльз Фостер Кейн
(Орсон Уэллс, «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса, 1941) Медиамагнат, сказавший перед смертью самое известное в истории кино последнее слово: «розовый бутон». Самый известный киномиллионер, стал символом одиночества власти. Уэллс срисовал своего героя и некоторые подробности его жизни с медиамонстра Уильяма Рэндольфа Херста, который, узнав о фильме, предложил студии грандиозную по тем временам сумму 800 000 долл. за уничтожение всех копий и негатива.

36. Рэндл Патрик Макмерфи
(Джек Николсон, «Полет над гнездом кукушки» Милоша Формана, 1975) Бунт одиночки против системы: Макмерфи, пациент психушки, восстает против тирании сестры Рэтчед, доказав, что внутренняя свобода не зависит от решеток на окнах. Роман Кена Кизи, по которому поставлен фильм, называли библией бунтарей. Сам Кизи фильм даже смотреть не стал: сказал, что Николсон «слишком много улыбается». И не зря улыбался — за эту роль он получил своего первого «Оскара».

37. Фродо
(Элайджа Вуд, «Властелин колец» Питера Джексона, 2001—2003) Хоббит (невысоклик, полурослик, половинчик) на задании. Несет уничтожать Кольцо Всевластья, по дороге постепенно попадая под власть Кольца. Изначально он совсем не герой, но вынужден им стать, потому что больше некому: самый тяжелый, изматывающий и невыгодный вид героизма.

38. Эллен Рипли
(Сигурни Уивер, сага о Чужом, 1979—1997) Первая женщина-герой, не подружка Главного Парня, а Девушка с Автоматом, из которой выросли и Лара Крофт, и Элис из «Обители зла». Убивает Чужих — склизких инопланетных чудовищ, пожирающих людей, — но при этом находится с ними в сложных отношениях любви-ненависти.

39. Майкл Корлеоне
(Аль Пачино, трилогия «Крестный отец» Френсиса Форда Копполы, 1972, 1974, 1990) Трагический герой-одиночка, младший сын мафиозо Дона Корлеоне, проходящий весь путь, уготованный всякому сыну: сначала он отрицает дело отца, потом сам занимает его место. Всю свою жизнь пытается декриминализировать семью Корлеоне, борется с собственной судьбой и, разумеется, проигрывает в этой борьбе.

40. Норман Бэйтс
(Энтони Перкинс, «Психо» Альфреда Хичкока, 1960) Главный психопат в истории кино, стареющий подросток, полностью зависящий от матери. Мать он давно убил, но избавиться от нее не в силах: он хранит ее труп в подвале, а если в его мотеле останавливается красивая девушка, он переодевается в мамину одежду и убивает постоялицу. Предмет бесконечных фрейдистских интерпретаций.

41. Хэллбой
(Рон Перлман, «Хэллбой» Гильермо дель Торо, 2004) Демон с красной рожей и каменной ручищей, работает в Бюро паранормальных исследований и обороны. Вынужден регулярно подпиливать рога. Был еще детенышем взят из пекла нацистскими оккультистами, но союзники его перехватили и отправили в Америку, где и воспитали в духе добра. Нацистов он с тех пор не любит.

42. Оскар Шиндлер
(Лайам Нисон, «Список Шиндлера» Стивена Спилберга, 1993) Пьяница, игрок, бабник, бизнесмен, наживающийся на беде других. Он же — праведник и герой. Оскар Шиндлер — реально существовавший фабрикант, действительно спасший во время Второй мировой войны больше тысячи работавших на него евреев и внесенный за это в 1967 году в список Праведников народов мира.

43. Элиза Дулиттл
(Одри Хепберн, «Моя прекрасная леди» Джорджа Кьюкора по пьесе Бернарда Шоу, 1964) Лондонская цветочница, из которой профессор фонетики пытается сделать настоящую леди. Изменение манеры речи полностью меняет и характер, и социальную самоидентификацию Элизы, но теперь она вообще непонятно кто — и не леди, и не цветочница. Самая известная версия мифа о Пигмалионе и Галатее.

44. Инспектор Клузо
(самый известный — Питер Селлерс в «Розовой пантере» и последующих фильмах Блэйка Эдвардса, 1963—1982) Воплощение всего, что британцы думают о французах: инспектор некомпетентен, патологически неуклюж, говорит по-английски со страшным французским акцентом, считает себя гением, и при этом ему всегда необъяснимо везет. Даже если он выдвигает идиотскую версию, преступление оказывается раскрытым. Тыдым-тыдым-тыдым.

45. Гарри Поттер
(Дэниэл Рэдклифф, эпопея о Гарри Потере, 2001—2010) Самый знаменитый подросток на свете, официально признанный, наряду с Шекспиром и королевой, символом Британии. Учащийся Школы магии и волшебства, проходящий затяжную инициацию. Борется с темными силами, с трудом побеждает. Стал героем многочисленных апокрифов и фанфиков. На самом деле это лучшая история взросления, написанная в последние десятилетия, а также лучшая история о том, как школьная система пытается, но не может сломать личность.

46. Стэнли Ипкисс
(Джим Кэрри, «Маска» Чака Рассела, 1994) Взаимоотношения доктора Джекила и мистера Хайда, доведенные до зеленого абсурда: унылый банковский служащий, вечный лузер, надев магическую маску, превращается в гиперактивного жизнерадостнейшего маньяка, шутника и затейника. Маска высвобождает скрытую сущность владельца — а он, мятежный, хочет повеселиться и завладеть сердцем красавицы.

47. Тайлер Дерден
(Брэд Питт, «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера, 1999) Символ раздвоения не просто личности, а целого общества: если всю жизнь загонять поглубже свою агрессию, своего внутреннего убийцу, своего революционера — короче, своего Тайлера Дердена, — то, когда все-таки поймешь, что Тайлер Дерден — это твое второе «я», будет уже поздно: за окном будут рушиться небоскребы.

48. Блэйд
(Уэсли Снайпс в трилогии о Блэйде, 1998—2004) Дневной Бродяга, охотник за вампирами, самый известный полукровка в кино: человек-вампир, по-вампирски жаждущий крови (вводит себе специальную сыворотку, чтобы с этой жаждой справиться), по-человечески не боящийся солнечного света. Немногословен, бесстрашен, нечеловечески хорошо дерется; возможно, является вампирским мессией.

49. Невеста
(Ума Турман, «Убить Билла» Квентина Тарантино, 2003, 2004) Невеста, она же Черная Мамба, она же Беатрикс Киддо, профессиональная убийца и неумелая мать, убитая невеста и проститутка в коме — все, что мы представляли себе при слове «женщина», от безжалостной мифической богини до рыдающей дурочки. Героиня саги о любви и смерти, мстящая тем, кто ее убил, и тому, кто ее любил.

50. Человек-амфибия
(Владимир Коренев, «Человек-амфибия» Геннадия Казанского и Владимира Чеботарева, 1961) Ихтиандр — человек с рыбьими жабрами и добрым сердцем, может жить и на суше, и в воде, невинен и чист душой, символизирует конфликт «природного человека» и цивилизации. А в начале 60-х был символом романтики и легкости — за это «Человека-амфибию» обвиняли в пропаганде праздного образа жизни.

51. Супермен
(самый известный — Кристофер Рив, фильм Ричарда Доннера, 1978) Пришелец с планеты Криптон, воспитанный на Земле. Всегда готов спасти мир, мгновенно сменив костюм простого репортера Кларка Кента на красный плащ Супермена. Криптонит, минерал с его планеты, — единственное, что может лишить Супермена силы. Бескомпромиссный, непобедимый, широкоплечий — главный мужчина Америки.

52. Джессика Рэббит
(анимационный персонаж, «Кто подставил кролика Роджера» Роберта Земекиса, 1988) Безусловно, самая сексуальная женщина в мире, хоть и мультяшка: задница как у Мэрилин Монро, грудь — как у Джейн Мэнсфилд, прическа Вероники Лэйк, глаза Марлен Дитрих; за это ее иногда называют рисованным чудовищем Франкенштейна. Верная жена кролика Роджера. Певица. Она не сука, просто ее так нарисовали.

53. Барбарелла
(Джейн Фонда, «Барбарелла» Роже Вадима, 1968) Королева Галактики, царица трэшевой эротики, героиня культового психоделического кэмпа. Она разыскивает ученого по имени Дюран Дюран и его зверское изобретение, носит обтягивающие костюмы и боа из перьев, но при этом охотно расстается с одеждой. Кукольная целомудренность Барбареллы делает ее еще сексуальнее.

54. Никита
(Анн Парийо, «Ее звали Никита» Люка Бессона, 1990) Наркоманку, которой нечего терять, тренируют на секретной базе, превращая в профессионального киллера. Потом она выходит на задание, одновременно пытаясь встроиться в нормальную жизнь. Потерянная, хладнокровная, бездомная, как и все героини Бессона, Никита — предвестница европейских 90-х.

55. Уилки и Салли Боулс
(Ханна Шигула, «Лили Марлен» Райнера Вернера Фассбиндера, 1981, Лайза Миннелли, «Кабаре» Боба Фосса, 1972) Кабаре — лучшее зеркало для любого режима, особенно тоталитарного: в нем отражается все, что происходит в обществе. Героини обоих фильмов — и Уилки, и Салли — поют в кабаре, обе запутались в своей личной жизни. И обе вынуждены существовать в рамках режима и продолжать свое шоу, кто бы там ни был у власти.

56. Марчелло Рубини
(Марчелло Мастроянни, «Сладкая жизнь» Федерико Феллини, 1960) Репортер-прожигатель жизни, провинциал, сначала описывающий декадентствующую светскую тусовку, а потом от безысходности вливающийся в нее. Жизнь бессмысленна, но герой считает, что единственный выход — расслабиться и попробовать получить от жизни удовольствие. Имя коллеги героя — фотографа Папараццо — стало нарицательным.

57. Затоичи
(Синтаро Катсу в сериале, 1962—1989, Такеши Китано в «Затоичи», 2003) Слепой костоправ Ичи, великолепный боец, он слышит противников лучше, чем они его видят. Культовый самурайский герой, ходит с посохом, внутри которого спрятан меч. Зарабатывает на жизнь, играя в кости: он по звуку понимает, на чет или нечет надо ставить. Разумеется, защищает обиженных и угнетенных.

58. Женя Лукашин
(Андрей Мягков в «Иронии судьбы» Эльдара Рязанова, 1978) Интеллигентный врач-холостяк, у него уже лысина намечается, а он все живет с мамой и очень боится перемен в личной жизни. В трезвом виде мямля и рохля, в пьяном — хам и все равно предмет мечтаний всех одиноких женщин эпохи конца 70-х. В Москве есть мемориальная доска на доме, где якобы жил Лукашин.

59. Людмила Прокофьевна Калугина
(Алиса Фрейндлих, «Служебный роман» Эльдара Рязанова, 1977) Галатея отечественной статистики. В начале фильма — мымра, идеал начальника: бесполая «самодура» неопределенного возраста, не женщина, а арифмометр. Полюбив своего подчиненного Новосельцева, она обретает женственность, а вот идеальной начальницей быть перестает: начинает опаздывать на работу, потом и вовсе уходит в декрет.

60. Элль Вудс
(Риз Уизерспун, «Блондинка в законе», 2001, 2003) Оживший анекдот о блондинках. Героиня любит все розовенькое, гламурненькое и пушистенькое, но поступает в Гарвард на юридическое отделение, чтобы доказать любимому, что она ого-го. И тут выясняется, что юристам нужен вовсе не высокий IQ, а своеобразная логика. Как у блондинок.

61. Катерина
(Вера Алентова, «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова, 1979) Ее жизнь — учебник для провинциалок по завоеванию Москвы: приезжай в столицу, иди работать на завод, роди ребенка без отца, получи высшее образование. И тогда во второй серии, почти через двадцать лет, ты окажешься директором завода, встретишь лучшего на свете Гогу и споешь выросшей дочери «Этот город наш с тобою».

62. Душечка
(Мэрилин Монро, «Некоторые любят погорячее» Билли Уайлдера, 1959) Певичка, чьим вниманием пытаются завладеть два друга, переодетые женщинами и играющие в дамском джазовом оркестре. Воплощает саму идею плотской любви: чистое обещание секса, восхитительная грудь, превосходные ножки, неотразимая улыбка типа «поди сюда». Анекдоты о блондинках начались именно здесь.

63. Леон
(Жан Рено, «Леон» Люка Бессонна, 1994) Киллер-чистильщик слегка не от мира сего, Леон в совершенстве умеет делать свою работу, не заботится о деньгах и вообще ни на что, кроме, может быть, фикуса, не отвлекается. Спасенная им от убийц девочка-нимфетка вносит хаос в его размеренную жизнь, и из профессионала он вдруг становится человеком.

64. Лилу
(Милла Йовович, «Пятый элемент» Люка Бессона, 1995) Кроме четырех стихий существует еще и пятая, и эта стихия — любовь. Идеал 90-х, воплощение любви — искусственно созданное совершенство с вечно удивленным лицом, ярко-рыжими волосами и поистине детской наивностью. Она способна обаять даже священника, спасти мир от злобных пришельцев и не прерывать процесс совокупления, даже когда к ней обращается Президент.

65. Василий Губанов
(Евгений Урбанский, «Коммунист» Юлия Райзмана, 1957) Плакатный герой, беззаветно преданный своей стране, стал символом советского человека, строителя нового мира. Говорят, когда этот фильм показывали на Кубе, зрители, увидев в финале, что Губанов упал, начали стрелять в экран, целясь во врагов Коммуниста, и кричать: «Вставай, товарищ!» Ну, Губанов, конечно, встал.

66. Шурик
(Александр Демьяненко, «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница» Леонида Гайдая, 1965, 1967) Архетипический образ советского студента: все время учится, туговато соображает, подрабатывает на стройке, уважает пожилых, собирает фольклор, помогает задерживать бандитов, иногда влюбляется, читает стихи и, несмотря на то что выглядит лохом, всегда случайно побеждает зло. Иванушка-дурачок 60-х.

67. Рэмбо
(Сильвестр Сталлоне, сага о Рэмбо, 1982—2008) Любимый снайпер Господа Бога, ветеран войны, инвалид морали. В одиночку способен расправиться с целой армией. Главное — не злить его и не давать ему повода для начала справедливой бойни. Его имя используется для обозначения агрессивной военной тактики. Четвертый фильм о солдате удачи Слай снимает сам.

68. Ли
(Брюс Ли, «Остров Дракона» Роберта Клауза, 1973) Мастер боевых искусств и временный агент разведки: чтобы разобраться с наркобароном, Ли должен принять участие в закрытом турнире восточных единоборств. Первый и самый важный в истории кино голливудский фильм о кунг-фу. Брюс Ли, названный недавно одним из самых значимых людей ХХ столетия, умер за месяц до его выхода.

69. Эмманюэль
(самая известная — Сильвия Кристель, первый фильм «Эмманюэль», 1974) Секс-символ 70-х, молодая жена французского дипломата в Азии, завлекательно раздвигающая границы своей раскрепощенности. Ее имя стало синонимом слова «эротика», а саму ее называли воображаемой любовницей целого поколения. Появление «Эмманюэль» удачно совпало с началом массового распространения видеомагнитофонов.

70. Юрий Деточкин
(Иннокентий Смоктуновский в «Берегись автомобиля!» Эльдара Рязанова, 1966) Советский Робин Гуд: страховой агент, он ворует автомобили у плохих людей, а деньги, вырученные на продаже машин, отправляет в детские дома. Он же — советский Гамлет, терзаемый вопросами справедливости и безумия. Настолько популярен, что обзавелся последователями, а в Москве даже существует Музей угона имени Юрия Деточкина.

71. Остап Бендер
(самые известные — Сергей Юрский в «Золотом теленке» Михаила Швейцера, 1968, Андрей Миронов в сериале Марка Захарова, 1976) Самый известный советский плут, Великий Комбинатор, авантюрист и сын турецко-подданного, свободный художник, лузер-мегаломан, ввязывающийся исключительно в глобальные проекты. Сама стихия плутовства. Существует фестиваль юмора Бендериада, народный музей Остапа Бендера и большое количество памятников этому герою-трикстеру.

72. Фантомас
(самый известный — Жан Маре в фильмах Андре Юнебеля о Фантомасе, 1964—1966) Знаменитый французский злодей, появившийся в кино еще в 1913 году. Изначально был неуловимым и очень опасным, коварным и практически непобедимым, но в исполнении Жана Маре стал комедийным злодеем. В СССР был едва ли не популярнее, чем во Франции, появилось даже кино о сельском следователе «Анискин и Фантомас».

73. Бивис
74. и Батхед

(анимационные персонажи из сериала Майка Джаджа и Иветт Каплан, а также из фильма «Бивис и Батхед уделывают Америку», 1996) Два пельменя, баклана, культовые придурки 90-х с большими и очень пустыми головами. Они мечтают потерять девственность, ковыряют в носу и всячески тупят. Единственное, что может заставить их оторваться от телеэкрана, — внезапная пропажа телевизора. Лет через десять бывшие поклонники Б&Б будут управлять государствами. Хе-хе.

75. Гейлорд Фокер
(Бен Стиллер, «Знакомство с родителями», 2000, «Знакомство с Фокерами», 2004) Гейлорд — идеальная иллюстрация к слову «шлемазл». Медбрат-лузер, неосторожно влюбившийся в дочку бывшего цээрушника. Героически пытается понравиться будущему тестю. Сам происходит из еврейской семьи, проповедующей «религию отсутствия запретов», дающей частные сексуальные уроки и до сих пор хранящей сыновнюю крайнюю плоть. Символ нового поколения героев, которые ничего не хотят, ничего не стесняются и избегают подвигов.

76. Шерлок Холмс
(Василий Ливанов, «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», 1977—1986)
Величайший на свете сыщик, курит трубку, говорит хриплым голосом, расследует преступления, играет на скрипке и дружит с доктором Ватсоном. Ливанов за исполнение роли Холмса был награжден почетным званием кавалера Ордена Британской империи, а в музее Холмса на Бейкер-стрит висит его портрет в этой роли.

77. Доктор Ватсон
(Виталий Соломин, там же)
Помощник величайшего на свете сыщика Шерлока Холмса, наивный, трогательно преданный своему другу. Холмс без Ватсона невозможен: Ватсон описывает его приключения, собирает для него информацию и привычно восхищается ходом его мысли. Даже британцы признали Соломина и Ливанова лучшей парой «Холмс — Ватсон».

78. Кэтрин Трэмелл
(Шэрон Стоун, самый известный — «Основной инстинкт» Пола Верховена, 1992, и «Основной инстинкт-2» Майкла Кэйтона-Джонса, 2006) Успешная писательница, которая держит под кроватью ножичек для колки льда, убийственная красавица, прекрасно разбирающаяся в искусстве манипуляции и не всегда надевающая трусы под короткое платье. Ее могут подозревать в убийствах, но она всегда окажется невиновной. Правда, любая женщина по отношению к мужчине — всегда в каком-то смысле убийца.

79. Чапаев
(Борис Бабочкин, «Чапаев» Сергея и Григория Васильевых, 1934) Герой Гражданской войны, легендарный начдив, оказавшийся главным эпическим персонажем новой советской мифологии. Борис Бабочкин мало чем напоминал настоящего Василия Ивановича Чапаева, они даже внешне не были похожи, но именно его Чапай стал поп-культурным символом, персонажем анекдотов и компьютерных игр.

80. Товарищ Сухов
(Анатолий Кузнецов, «Белое солнце пустыни» Владимира Мотыля, 1970) Национальный герой, русский Лоуренс Аравийский, усмиряющий дикие племена в еще не оформленной империи. Зрительницы от товарища Сухова млели, не в силах устоять перед этим белым романтическим солнцем. К тому же он верный семьянин: сопровождает целый гарем, а думает только о своей любезной Катерине Матвеевне.

81. Царь Леонид
(Джерард Батлер, «300» Зака Снайдера, 2007) Властитель Спарты, героически погибший вместе со всеми своими тремястами воинами в битве при Фермопилах в неравном бою с войском Ксеркса. Настоящий мужик — храбрый, гордый, полуголый, в красном плаще, уважает женщину, может отдать жизнь за родину. Кто еще не знает, где спартанцы будут сегодня ужинать?

82. Отец Анатолий
(Петр Мамонов, «Остров» Павла Лунгина, 2007) Новый российский эпический герой, монах-отшельник с даром целителя, замаливающий собственный давний грех. Юродивый, поступающий так, как хочет Бог, а не так, как просят люди. Из тех героев, которые не ведут за собой, но показывают правильный путь. Иногда этот путь совпадает с генеральной линией партии.

83. Анжелика, маркиза ангелов
(Мишель Мерсье, фильмы об Анжелике Бернара Бордери, 1964—1968) Бедная аристократка, героиня довольно невинного эротико-исторического фикшна о жизни и любви в эпоху короля Людовика ХIV. Стала секс-символом 60-х. В СССР ее обожали, но незадолго до начала перестройки в «Комсомолке» была опубликована программная статья о том, что Анжелика — зловещий символ западного масскульта.

84. Зорро
(самые известные — Ален Делон в «Зорро» Дуччо Тессари, 1974, и Антонио Бандерас в «Легенде Зорро» Мартина Кэмпбелла, 1998) Герой в черной маске, борется за свободу и справедливость, защищает угнетенных от злобного начальства и рисует где ни попадя свой символ — букву Z. По-испански zorro — лис: герой хитер, как лис, и его так же трудно поймать. Культовый персонаж: на Украине недавно даже возникла так называемая Z-инициатива: поиски честного политика, похожего на Зорро.

85. Борат
(Саша Барон Коэн, «Борат», 2006) Очередное перевоплощение британского комика Саши Барона Коэна. Псевдоказахский псевдожурналист, приехавший в Америку снимать документальное кино, гомофоб, расист, шовинист и идиот, вызывающий в окружающих приступы всего того же самого, включая идиотизм. Благодаря Борату в моду вошел Казахстан, а политкорректность начала из моды выходить.

86. Сэм Спэйд
(Хамфри Богарт, «Мальтийский сокол» Джона Хьюстона, 1941) Проницательный, циничный частный детектив, герой писателя Дэшила Хэммета. Спэйд в исполнении Богарта, хоть и совершенно не соответствовал своему книжному описанию, стал архетипическим частным детективом, повлиявшим на весь жанр «фильм-нуар». Об этом герое писали: «Пистолет в его руках становится почти интеллектуальным оружием».

87. Бриджит Джонс
(Рене Зельвегер, дилогия о Бриджит Джонс, 2001, 2004) Самая знаменитая жертва гламура, измеряющая свою жизнь в лишних сигаретах, коктейлях и, главное, калориях и безуспешно пытающаяся приблизиться к образу идеальной женщины. Бриджит ведет дневник, может сболтнуть что в голову придет, а подробности ее личной жизни заставляют по-новому оценить шансы тридцатитрехлетних блондинок на счастливую старость.

88. Вивиан
(Джулия Робертс, «Красотка» Гарри Маршалла, 1990) Еще одна Галатея с еще одним Пигмалионом: проститутка, нанятая богатым бизнесменом на неделю для эскорта, постепенно перевоспитывается. Обаятельная и продажная Вивиан — символ Лос-Анджелеса, циник-бизнесмен — воплощение Нью-Йорка. Фильм задумывался как мрачная социалка про лос-анджелесскую проституцию — хорошо, что передумали.

89. Костик
(Олег Меньшиков, «Покровские ворота» Михаила Козакова, 1982) Провинциал, приехавший в Москву учиться в университете, главный возмутитель спокойствия обычной коммуналки 50-х. Обаятельный бабник, веселый влюбленный, интриган и шоумен, автопортрет драматурга Леонида Зорина. Взгляд молоденького провинциала на Москву 50-х, которая вся — фейерверк и любовное томленье.

90. Альви Зингер
(Вуди Аллен в своей «Энни Холл», 1977) Нью-йоркский еврей-интеллектуал, состоящий из комплексов, неврозов, умных слов, неуклюжих шуток, воспоминаний о матери, самоуничижения и депрессии. Стопроцентный невротик: чихает в кокаин, избегает секса и повторяет: «Я не стану членом клуба, который захочет видеть в своих рядах такого лузера, как я».

91. Лолита
(самая известная — Сью Лион в «Лолите» Стэнли Кубрика, 1962) Сексуальность героини Набокова, самой известной в мире девочки-женщины, отвлекает и не дает понять смысл ее образа. Нимфетка-провокаторша? Развратная двенадцатилетняя девочка? Совращенная невинность? Проекция желаний стареющего фавна? Чистая светлая любовь маньяка? Сейчас у Ло могли бы уже быть правнучки.

92. Амели
(Одри Тоту, «Амели» Жан-Пьера Жене, 2001) Героиня лучшей современной сказки, нежный безумный эльф с Монмартра, маленький бог, в руках которого — судьбы всех близких, Амели умеет любое искреннее чувство превратить в трогательный хеппенинг. Улыбнувшись и отправив садового гнома путешествовать по свету, она на некоторое время стала чуть ли не символом Франции.
93. Человек Без Имени
(Клинт Иствуд в трилогии о долларах Серджио Леоне, 1964—1966) Архетипический образ ковбоя: шляпа, пончо, ум, честь, совесть, конь, револьвер. Правда, честь Человек Без Имени понимает своеобразно — стреляет первым и делает только то, что выгодно ему самому. Неразговорчивый, ни от кого не зависящий аутсайдер, не то герой, не то антигерой, но стопроцентно — настоящий мужчина.

94. Скарлетт О’Хара
(Вивьен Ли, «Унесенные ветром» Виктора Флеминга, 1939) Обаятельная южанка, героиня сентиментальной саги о гражданской войне, сильная женщина, способная отдаться страстям, пройти сквозь испытания — и выстоять. Писательница Маргарет Митчелл сказала, что написала «повесть о тех, кто смог принять реальность, и тех, кто не смог». Скарлетт — из первых. Символ самой Америки.

95. Миранда Пристли
(Мэрил Стрип, «Дьявол носит Prada» Дэвида Френкела, 2006) Главный редактор модного журнала, женщина-легенда, законодательница вкусов и властительница жизни. Воплощенный кошмар подчиненного: она ничего не объясняет, но требует по полной программе, и вообще относится к сотрудникам как к рабам. Миранда уверена, что весь мир должен жить по ее законам. Мир ее слушается. Кличка «Дьявол « после этого фильма перешла к прототипу Миранды, Анне Уинтур.

Злодеи

96. Дарт Вейдер
(неважно кто, «Звездные войны» Джорджа Лукаса, 1977—2005) Бывший джедай Анакин Скайуокер, главная фигура отца в мировом кино, Темный Лорд Империи. Его имя стало синонимом зла, и даже вице-президент США Дик Чейни однажды заявил, что люди считают его Дартом Вейдером администрации Буша.

97. Фредди Крюгер
(Роберт Энглунд, «Кошмар на улице Вязов» Уэса Крэйвена, 1984-2003) Самый жуткий ночной кошмар, мутант в полосатом свитерке, с лезвиями вместо пальцев. Подросткам снится, как он их убивает, а умирают они по-настоящему. Эволюционировал от фильма к фильму, приобретая своеобразное чувство юмора. На самом деле Фредди Крюгером звали злобного мальчика, издевавшегося в школе над режиссером Уэсом Крэйвеном.

98. Джокер
(Джек Николсон в «Бэтмене» Тима Бёртона, 1989) Самый известный злодей Готэм-сити, вечно смеющийся клоун, специалист по убийствам и зловещим хеппенингам. Садист-трикстер с извращенным чувством юмора, он уже когда-то умер, упав в цистерну с химикатами, и возродился вновь — с этой своей неприятной ухмылкой. Бэтмен знает, за что мстит Джокеру, Джокер же вершит зло из чистого удовольствия.

99. Доктор Зло
(Майк Майерс в трилогии «Остин Пауэрс», 1997—2002) Страшный злодей, собирающийся захватить весь мир. Одноклассник Остина Пауэрса и практически его злой двойник. Умеет танцевать чечетку. Был, как и Пауэрс, заморожен в конце 60-х и разморожен через тридцать лет. Очень любит своего маленького клона, Мини-Ми. Свой новый проект Майк Майерс полностью посвятит Доктору Зло.

100. Чудовище Франкенштейна
(самый известный — Борис Карлофф, «Франкенштейн» Джеймса Уэйла, 1931) Наиболее известное в истории кино и литературы использование обрезков: доктор Франкенштейн создал своего монстра, необычайно сильного гиганта, из частей разнообразных трупов, оживив этот коллаж при помощи электричества. Но душу монстру взять неоткуда — так возник самый несчастный злодей в истории кино.

101. Граф Дракула
(самый известный — Макс Шрек в «Носферату» Мурнау, 1922, и Гэри Олдман в «Дракуле Брэма Стокера» Копполы, 1992) Главный на свете вампир, многовековое зло, Дракула появлялся примерно в шестистах фильмах. Он занят в основном тем, что сосет кровь, заражая окружающих вирусом вампиризма, общается со своими невестами, спит в гробу и иногда хочет подчинить себе весь мир. Порой, правда, у него просыпаются более романтические желания.

102. Ганнибал Лектер
(самый известный — Энтони Хопкинс, «Молчание ягнят», 1991) На первом месте во всех списках самых жутких кинозлодеев всех времен и народов. Интеллигент, умница, профессиональный психиатр, он же — убийца и каннибал, способный вынуть мозги у еще живого человека и пожарить их. Хопкинс, играя Лектера, вдохновлялся образом обезумевшего компьютера из кубриковской «Космической одиссеи». Присутствовал на экране всего 16 минут, но заполнил собой весь фильм.

103. Горлум
(Энди Серкис и много-много специалистов по спецэффектам, «Властелин колец», 2001-2003) Вынужденный спутник Фродо, сам бывший хранитель Кольца. Почти развоплотившийся бывший хоббит с тяжелым раздвоением личности, живой пример пагубного воздействия Кольца Всевластья на организм и особенно на психику. Не то чтобы злой, просто болеет сильно. Именно он в конце концов уничтожит Кольцо, пусть и против своей воли.