Я люблю этот театр!
В итальянской комедии полувековой давности вам интересен смехотворный сюжет или тема самообмана?
Мне кажется, что это — неоднозначная история про мужа, который не хотел видеть измену жены и притворялся, что ее любовники — призраки. Там все бегут от своей реальной жизни к воображаемой, придуманной истории, которая облегчает им жизнь. У Де Филиппо в другой пьесе есть такие слова: «Если ваша жизнь невыносима, надо поверить в иллюзию и сделать иллюзию своей жизнью». Мне кажется, персонажи Де Филиппо, который сам был актером и режиссером, позволяют артистам в трагифарсовом пространстве говорить со зрителем о каких-то серьезных вещах. В четвертом акте бесконечно звучат реплики из пьес Чехова. «Ключ, который потерян», «Я доволен, я доволен», «Скажи мне что-нибудь. — Что сказать? Что?» Меня это волнует. Поэтому я собираюсь поставить еще одну пьесу Де Филиппо — «Великую магию» — в Театре Пушкина, может быть, в будущем году.
До назначения в Театр Пушкина вы занимали замечательную должность — помощника худрука МХТ.
Я никогда не хотел руководить театром!
В вашем возрасте режиссеры, наоборот, заявляют повсюду: «Дайте мне театр…»
Театр Пушкина — мой родной театр, в котором случилась беда — умер Роман Козак. Когда мне было сделано предложение, я сразу сказал: «Нет». А потом мне стали звонить артисты, директор, и я понял, что в мой родной дом придут чужие люди, которым это место не дорого. А я люблю этот театр! Может, даже больше пафосного МХТ, в котором я очень комфортно себя чувствовал. Я действительно баловень судьбы и лично О. П. Табакова. Чувствую, что он мне симпатизирует. Даже когда мы с ним садимся за стол, он мне кусочки подкладывает.
На ваше поспешное назначение реакция была неоднозначной — Николай Фоменко, приглашенный актер, ушел из самых кассовых спектаклей театра.
Я понимаю позицию Николая. Он и Роман были очень близкими друзьями. Роман бесконечно тянул Николая на сцену, хотя, мне кажется, Николая не интересовала судьба театра, его интересовала судьба Романа. Он очень много сделал для него, когда он болел. Он чувствовал себя членом семьи. Поэтому, когда в его дом через неделю после кончины пришел другой хозяин (не знаю, с чем была связана поспешность решения московского правительства), он не нашел для себя причин оставаться. Николая Фоменко в действительно кассовых спектаклях — «Саранча» и «Бешеные деньги» — заменят Игорь Верник и Владимир Николенко.
Вы называете Театр Пушкина бульварным. Расшифруйте!
Роман Козак занимал единственно правильную для бедного муниципального театра позицию — театр должен зарабатывать. А для этого нужны крепкая режиссура и приличные актерские работы, а не новаторство. Но есть еще филиал, который должен быть максимально лабораторным. Я хочу сделать его стартовой площадкой для молодых режиссеров, в том числе выпускников Женовача, Серебренникова.