Одиночество, роботы и трюки со временем: 15 фильмов обо всех опасностях космоса
«Чужой»
Несколько десятилетий назад Ридли Скотт совершил революцию одновременно в жанре хорроров и научной фантастики — и сделал это за какие-то 11 миллионов долларов. Легендарный слоган фильма предупреждает: «В космосе никто не услышит твой крик», и Скотт действительно использует космическую изоляцию как катализатор ужаса.
Небольшая команда корабля «Ностромо» оказывается взаперти с практически бессмертным инопланетным хищником. Но еще страшнее паранойя, которая охватывает персонажей. Среди них и легендарная Эллен Рипли в исполнении Сигурни Уивер. Кроме того, это крайне стильный блокбастер. Как благодаря дизайну Чужого, придуманного швейцарским художником Хансом Гигером, так и из-за стилизации под ретро-футуризм с ламповыми дисплеями компьютеров и бесконечными панелями из светодиодов.
«Звездные войны: Эпизод 4 — Новая надежда»
Пускай «Новая надежда», как и вся серия о подвигах джедаев, в целом максимально далека от научности, именно первая часть «Звездных войн» начала новую эпоху блокбастеров и заставила мечтать о космосе миллионы гиков по всему миру. В стержне истории, конечно, можно разглядеть очевидные параллели между Галактической Империей и фашистской Германией, но вообще этот фильм — классическая сказка о борьбе добра со злом в очень нетипичных для того времени декорациях.
В стержне истории, конечно, можно разглядеть очевидные параллели между Галактической Империей и фашистской Германией, но вообще этот фильм — классическая сказка о борьбе добра со злом в очень нетипичных для того времени декорациях.
Не имея огромного бюджета, Лукас построил идентичность картины на использовании дешевых миниатюр для съемок космических погонь и переодевании актеров в костюмы пришельцев, будто взятые из трешовых сай-фай сериалов 70-х. Получилось настолько культово, что франшиза (уже не только кино) общеизвестна и сверхприбыльна даже десятилетия спустя.
«Звездный путь: Следующее поколение»
Главный сериал для фанатов научной-фантастики. Именно в «Следующем поколении», а не в оригинальном шоу, собрался легендарный актерский состав во главе с Патриком Стюартом. Колоритная команда «Энтерпрайза» неустанно путешествовала по фантастическим мирам, поднимала щиты, перенаправляла энергию и боролась с сексизмом и расизмом в мире реальном.
Удивительно, но сериал, где пришельцы выглядели как люди в неправдоподобных костюмах и гриме, сумел предсказать многие реальные изобретения. Сенсорные экраны, планшеты, 3D-принтеры, гарнитуры, виртуальная реальность — все это сперва появилось в «Следующем поколении».
«ВАЛЛ-И»
Одно из главных произведений студии Pixar и анимационных фильмов вообще, с совершенно нестареющим сюжетом и графикой.
Стэнтон снял бесконечно трогательную историю о роботе-мусоросборщике, который годами в полном одиночестве собирает мусор, складывая его в аккуратные кубики своими крошечными и давно проржавевшими манипуляторами.
По сюжету немой герой влюбляется в куда более продвинутого бота, а на фоне Pixar показывает страшное будущее человечества. Обленившиеся, отъевшиеся люди почти разучились ходить и стали менее человечными, чем когда-то созданная ими железка.
«Валериан и город тысячи планет»
Когда все решили, что Бессон уже не снимет ничего значимее «Пятого элемента», «Леона» и «Такси», француз выпустил самый зрелищный и дорогой блокбастер в истории европейского кинематографа. Пускай история про космических спецагентов Валериана (Дэйн ДеХаан) и Лорелин (Кара Делевинь) заведомо была вторичной, а такой же эко-комментарий мы уже видели в «Аватаре», пропускать фильм просто нельзя. Потому что он красивый.
Режиссер: Люк Бессон
В ролях: Дэйн ДеХаан, Кара Делевинь, Рианна, Джон Гудман, Итан Хоук, Клайв Оуэн, Рутгер Хауэр, Матье Кассовиц, Ален Шаба
Отдельное достижение картины — феноменальные вступительные титры под Space Oddity Дэвида Боуи.
«Пекло»
В 2057 году Солнце умирает, поэтому в попытке выжить человечество отправляет группу космонавтов на самоубийственную миссию: по-новому зажечь звезду ядерной бомбой. Из такой истории мог бы получиться очень стыдный псевдонаучный эпос, но режиссер Дэнни Бойл на пару со сценаристом Алексом Гарландом вырулили сюжет в настоящий психологический триллер. Ведь в таких стрессовых условиях люди становятся не менее жуткими тварями, чем Чужой.
Режиссер: Дэнни Бойл
В ролях: Крис Эванс, Киллиан Мерфи
«Интерстеллар»
В 2014-м Нолан наглядно показал миру свою любовь к космосу: таких красивых и романтичных лент об исследовании пугающей черной пустоты больше не найти. Земля пришла в упадок, людям срочно найти новый дом, а уже на этапе подготовки миссия главного героя картины в исполнении Мэттью МакКонахи кажется невозможной. Однако надежда и стремление человечества выжить заставляют пойти на риск.
Режиссер: Кристофер Нолан
В ролях: Мэттью МакКонахи, Джессика Честейн, Энн Хэтэуэй, Кейси Аффлек, Майкл Кейн, Тофер Грейс, Уэс Бентли, Дэвид Ойелоуо
США, 2014 г.
Кроме абсолютно фантастической аудиовизуальной составляющей, «Интерстеллар» захватывает тем, как ловко здесь разворачиваются сразу несколько излюбленных фантастами сюжетов: дальние космические полеты, параллельные временные линии, черные дыры и даже разумные роботы. Фильм мог бы и дальше углубляться в интригующие научные материи, но под конец постановщик пожертвовал всем ради сказочной сентиментальности.
«2001: Космическая одиссея»
Вероятно, главный фильм о космосе вообще и просто бесспорная классика кинематографа, которая снята так, что спустя полвека все равно выглядит современно и зрелищно.
По сюжету экипаж космического корабля «Дискавери» вместе с самым известным «злым искусственным интеллектом» кинематографа HAL 9000 отправляются исследовать галактику, чтобы понять, почему инопланетяне следят за Землей. Дальше происходит целая серия многосложных и местами сюрреалистических эпизодов, трактовать которые можно десятками способов.
Режиссер: Стэнли Кубрик
«Марсианин»
Инженер и биолог Марк Уотни (Мэтт Дэймон) из марсианской миссии «Арес-3» получает жуткую травму во время эвакуации команды из-за мощной песчаной бури. Товарищи улетают, а когда Марк просыпается, ему приходится самостоятельно выживать. Запасов мало, о том, что он жив, никто не знает — придется подавлять отчаяние и спасать себя собственной изобретательностью. Просто отсидеться в относительной безопасности оставленного жилого модуля не получится.
Смешно, что главное научное упущение фильма — то, что поверхность Марса на самом деле не оранжевая, а серая.
«Человек на Луне»
Шазелл, громко признавшийся в любви к джазу через свои первые фильмы «Одержимость» и «Ла-Ла Ленд», вдруг взялся за серьезное кино о покорении пугающе молчаливого космоса. «Человек на Луне» показывают жизнь летчика-испытателя Нила Армстронга (Райан Гослинг), которого в 1961 году отстранили от полетов после жесткой посадки экспериментального самолета.
Как и прошлые герои Шазелла, Армстронг оказывается неостановимым мечтателем, которому предстоит добиться величия вопреки всему — просто в этот раз не в музыке.
«Аполлон 13»
Разумеется, далеко не все истории о космосе имеют счастливый финал, а одним из самых трагичных провалов человечества в этой сфере оказался «Аполлон-13». В 1970 году он должен был стать третьим кораблем, совершившим посадку на Луне, но уже на подлете произошла чудовищная авария, из-за которой экипажу пришлось сражаться за собственные жизни.
От прочих космических драм «Аполлон-13» отличают две вещи. Во-первых, актерский состав: Том Хэнкс, Билл Пэкстон, Кевин Бейкон и не только. Во-вторых, абсурдное внимание к деталям: Ховард сделал настолько большую ставку на реалистичность, что заставил актеров пройти тренировку NASA, а отдельные сцены снимал в настоящей невесомости на борту самолета.
«Гравитация»
Куарон сделал практически невозможное: снял за огромные деньги (100 миллионов долларов) космическую драму, которая при этом ощущается таким же личным произведением, как хорошее инди-кино. Только на главных ролях здесь крупнокалиберные звезды: Сандра Буллок и Джордж Клуни.
Уже в самом начале пара космонавтов оказывается отрезана от штаба на Земле и оставлена наедине с безразличным, но при этом смертельным космосом. Единственный антагонист картины — растущее внутри героев отчаяние, и даже при почти полном отсутствии экшена Куарону удается сохранять невыносимое напряжение все полтора часа хронометража.
«Ради всего человечества»
Самый необычный сериал из стартовой линейки онлайн-кинотеатра Apple TV+ фантазирует о том, каким был бы мир при победе СССР в космической гонке. В этой альтернативной вселенной 26 июня 1969 года космонавт Алексей Леонов первым воткнул флаг в поверхность Луны — красный, с серпом и молотом. После этого космическая программа NASA понесла тяжелые потери, а оставшиеся ученые решили любой ценой обогнать главного конкурента в освоении космоса. Получилось как минимум любопытное зрелище.
«Прибытие»
Фильм, после которого Дени Вильнев превратился из просто талантливого режиссера в самого желанного постановщика серьезных научно-фантастических произведений.
На Землю неожиданно прилетают корабли пришельцев — никто не знает, чего хочет инопланетная раса, а она при этом и не спешит вступать в контакт или хоть как-то объяснять цель своего визита. В попытках разгадать планы потенциальных захватчиков правительство собирает группу одаренных ученых, которую возглавляет лингвист Луиза Бэнкс (Эми Адамс).
Режиссер: Дени Вильнев
В ролях: Эми Адамс, Джереми Реннер, Форест Уитакер, Майкл Стулбарг
США, 2016 г.
Ей предстоит найти общий язык с неизвестной формой жизни, от ее действий зависит судьба всей цивилизации — тот случай, когда взаимопонимание оказывается эффективнее любой ядерной бомбы.
«Скрытые фигуры»
Больше всего внимания в кинематографе получают именно космонавты — они находятся на передовой исторических свершений, за ними интереснее всего наблюдать, про них удобнее снимать захватывающее кино. Вот только за этими героями-фронтменами стоят огромные команды ученых — людей, без которых все эти полеты были бы в принципе невозможны.
Режиссер: Теодор Мелфи
В ролях: Тараджи П. Хенсон, Октавия Спенсер, Кевин Костнер, Кирстен Данст, Махершала Али
США, 2016 г.
«Скрытые фигуры» — как раз о них. Исторические личности математик Кэтрин Джонсон (Тараджи П. Хенсон), программист Дороти Воэн (Оливия Спенсер) и инженер Мэри Джексон (Жанель Монэ) здесь еще только сражаются за право внести свой вклад в развитие космической программы, но им это непременно удастся. Даже несмотря на то, что они — афроамериканские женщины, работающие в «сфере мужчин» еще совсем не толерантной Америки середины XX века.