Одиночество, роботы и трюки со временем: 15 фильмов обо всех опасностях космоса | Кино | Time Out

Одиночество, роботы и трюки со временем: 15 фильмов обо всех опасностях космоса

Стас Погорский   12 апреля 2021
9 мин
Одиночество, роботы и трюки со временем: 15 фильмов обо всех опасностях космоса
Кадр из фильма «Интерстеллар»
В этом году исполняется 60 лет с первого полета человека в космос. Сыны Земли всегда стремились в безвоздушное межпланетное пространство, но можно только гадать, сколько еще неизвестного находится вне нашего поля зрения. Time Out вспомнил 15 картин, которые напомнят, чем космос нас манит и почему это не самое безопасное место.

«Чужой»

Несколько десятилетий назад Ридли Скотт совершил революцию одновременно в жанре хорроров и научной фантастики — и сделал это за какие-то 11 миллионов долларов. Легендарный слоган фильма предупреждает: «В космосе никто не услышит твой крик», и Скотт действительно использует космическую изоляцию как катализатор ужаса.

Режиссер: Ридли Скотт

В ролях: Сигурни Уивер, Том Скеррит, Джон Херт

Великобритания, 1979 г.

Небольшая команда корабля «Ностромо» оказывается взаперти с практически бессмертным инопланетным хищником. Но еще страшнее паранойя, которая охватывает персонажей. Среди них и легендарная Эллен Рипли в исполнении Сигурни Уивер. Кроме того, это крайне стильный блокбастер. Как благодаря дизайну Чужого, придуманного швейцарским художником Хансом Гигером, так и из-за стилизации под ретро-футуризм с ламповыми дисплеями компьютеров и бесконечными панелями из светодиодов.


«Звездные войны: Эпизод 4 — Новая надежда»

Пускай «Новая надежда», как и вся серия о подвигах джедаев, в целом максимально далека от научности, именно первая часть «Звездных войн» начала новую эпоху блокбастеров и заставила мечтать о космосе миллионы гиков по всему миру. В стержне истории, конечно, можно разглядеть очевидные параллели между Галактической Империей и фашистской Германией, но вообще этот фильм — классическая сказка о борьбе добра со злом в очень нетипичных для того времени декорациях.

В стержне истории, конечно, можно разглядеть очевидные параллели между Галактической Империей и фашистской Германией, но вообще этот фильм — классическая сказка о борьбе добра со злом в очень нетипичных для того времени декорациях.

Не имея огромного бюджета, Лукас построил идентичность картины на использовании дешевых миниатюр для съемок космических погонь и переодевании актеров в костюмы пришельцев, будто взятые из трешовых сай-фай сериалов 70-х. Получилось настолько культово, что франшиза (уже не только кино) общеизвестна и сверхприбыльна даже десятилетия спустя.


«Звездный путь: Следующее поколение»

Главный сериал для фанатов научной-фантастики. Именно в «Следующем поколении», а не в оригинальном шоу, собрался легендарный актерский состав во главе с Патриком Стюартом. Колоритная команда «Энтерпрайза» неустанно путешествовала по фантастическим мирам, поднимала щиты, перенаправляла энергию и боролась с сексизмом и расизмом в мире реальном.

Режиссеры: Клифф Боул, Лес Ландау, Уинрих Кольбе

1987-1994

Удивительно, но сериал, где пришельцы выглядели как люди в неправдоподобных костюмах и гриме, сумел предсказать многие реальные изобретения. Сенсорные экраны, планшеты, 3D-принтеры, гарнитуры, виртуальная реальность — все это сперва появилось в «Следующем поколении».


«ВАЛЛ-И»

Одно из главных произведений студии Pixar и анимационных фильмов вообще, с совершенно нестареющим сюжетом и графикой.

Стэнтон снял бесконечно трогательную историю о роботе-мусоросборщике, который годами в полном одиночестве собирает мусор, складывая его в аккуратные кубики своими крошечными и давно проржавевшими манипуляторами.

Режиссер: Эндрю Стэнтон

США, 2008 г.

Философия ВАЛЛ-И:

Через мусор к звездам

По сюжету немой герой влюбляется в куда более продвинутого бота, а на фоне Pixar показывает страшное будущее человечества. Обленившиеся, отъевшиеся люди почти разучились ходить и стали менее человечными, чем когда-то созданная ими железка.


«Валериан и город тысячи планет»

Когда все решили, что Бессон уже не снимет ничего значимее «Пятого элемента», «Леона» и «Такси», француз выпустил самый зрелищный и дорогой блокбастер в истории европейского кинематографа. Пускай история про космических спецагентов Валериана (Дэйн ДеХаан) и Лорелин (Кара Делевинь) заведомо была вторичной, а такой же эко-комментарий мы уже видели в «Аватаре», пропускать фильм просто нельзя. Потому что он красивый.

Отдельное достижение картины — феноменальные вступительные титры под Space Oddity Дэвида Боуи.


«Пекло»

В 2057 году Солнце умирает, поэтому в попытке выжить человечество отправляет группу космонавтов на самоубийственную миссию: по-новому зажечь звезду ядерной бомбой. Из такой истории мог бы получиться очень стыдный псевдонаучный эпос, но режиссер Дэнни Бойл на пару со сценаристом Алексом Гарландом вырулили сюжет в настоящий психологический триллер. Ведь в таких стрессовых условиях люди становятся не менее жуткими тварями, чем Чужой.


«Интерстеллар»

В 2014-м Нолан наглядно показал миру свою любовь к космосу: таких красивых и романтичных лент об исследовании пугающей черной пустоты больше не найти. Земля пришла в упадок, людям срочно найти новый дом, а уже на этапе подготовки миссия главного героя картины в исполнении Мэттью МакКонахи кажется невозможной. Однако надежда и стремление человечества выжить заставляют пойти на риск.

Кроме абсолютно фантастической аудиовизуальной составляющей, «Интерстеллар» захватывает тем, как ловко здесь разворачиваются сразу несколько излюбленных фантастами сюжетов: дальние космические полеты, параллельные временные линии, черные дыры и даже разумные роботы. Фильм мог бы и дальше углубляться в интригующие научные материи, но под конец постановщик пожертвовал всем ради сказочной сентиментальности.


«2001: Космическая одиссея»

Вероятно, главный фильм о космосе вообще и просто бесспорная классика кинематографа, которая снята так, что спустя полвека все равно выглядит современно и зрелищно.

По сюжету экипаж космического корабля «Дискавери» вместе с самым известным «злым искусственным интеллектом» кинематографа HAL 9000 отправляются исследовать галактику, чтобы понять, почему инопланетяне следят за Землей. Дальше происходит целая серия многосложных и местами сюрреалистических эпизодов, трактовать которые можно десятками способов.


«Марсианин»

Инженер и биолог Марк Уотни (Мэтт Дэймон) из марсианской миссии «Арес-3» получает жуткую травму во время эвакуации команды из-за мощной песчаной бури. Товарищи улетают, а когда Марк просыпается, ему приходится самостоятельно выживать. Запасов мало, о том, что он жив, никто не знает — придется подавлять отчаяние и спасать себя собственной изобретательностью. Просто отсидеться в относительной безопасности оставленного жилого модуля не получится.

Смешно, что главное научное упущение фильма — то, что поверхность Марса на самом деле не оранжевая, а серая.


«Человек на Луне»

Шазелл, громко признавшийся в любви к джазу через свои первые фильмы «Одержимость» и «Ла-Ла Ленд», вдруг взялся за серьезное кино о покорении пугающе молчаливого космоса. «Человек на Луне» показывают жизнь летчика-испытателя Нила Армстронга (Райан Гослинг), которого в 1961 году отстранили от полетов после жесткой посадки экспериментального самолета.

Как и прошлые герои Шазелла, Армстронг оказывается неостановимым мечтателем, которому предстоит добиться величия вопреки всему — просто в этот раз не в музыке.


«Аполлон 13»

Разумеется, далеко не все истории о космосе имеют счастливый финал, а одним из самых трагичных провалов человечества в этой сфере оказался «Аполлон-13». В 1970 году он должен был стать третьим кораблем, совершившим посадку на Луне, но уже на подлете произошла чудовищная авария, из-за которой экипажу пришлось сражаться за собственные жизни.

От прочих космических драм «Аполлон-13» отличают две вещи. Во-первых, актерский состав: Том Хэнкс, Билл Пэкстон, Кевин Бейкон и не только. Во-вторых, абсурдное внимание к деталям: Ховард сделал настолько большую ставку на реалистичность, что заставил актеров пройти тренировку NASA, а отдельные сцены снимал в настоящей невесомости на борту самолета.


«Гравитация»

Куарон сделал практически невозможное: снял за огромные деньги (100 миллионов долларов) космическую драму, которая при этом ощущается таким же личным произведением, как хорошее инди-кино. Только на главных ролях здесь крупнокалиберные звезды: Сандра Буллок и Джордж Клуни.

Уже в самом начале пара космонавтов оказывается отрезана от штаба на Земле и оставлена наедине с безразличным, но при этом смертельным космосом. Единственный антагонист картины — растущее внутри героев отчаяние, и даже при почти полном отсутствии экшена Куарону удается сохранять невыносимое напряжение все полтора часа хронометража.


«Ради всего человечества»

Самый необычный сериал из стартовой линейки онлайн-кинотеатра Apple TV+ фантазирует о том, каким был бы мир при победе СССР в космической гонке. В этой альтернативной вселенной 26 июня 1969 года космонавт Алексей Леонов первым воткнул флаг в поверхность Луны — красный, с серпом и молотом. После этого космическая программа NASA понесла тяжелые потери, а оставшиеся ученые решили любой ценой обогнать главного конкурента в освоении космоса. Получилось как минимум любопытное зрелище.


«Прибытие»

Фильм, после которого Дени Вильнев превратился из просто талантливого режиссера в самого желанного постановщика серьезных научно-фантастических произведений.

На Землю неожиданно прилетают корабли пришельцев — никто не знает, чего хочет инопланетная раса, а она при этом и не спешит вступать в контакт или хоть как-то объяснять цель своего визита. В попытках разгадать планы потенциальных захватчиков правительство собирает группу одаренных ученых, которую возглавляет лингвист Луиза Бэнкс (Эми Адамс).

Ей предстоит найти общий язык с неизвестной формой жизни, от ее действий зависит судьба всей цивилизации — тот случай, когда взаимопонимание оказывается эффективнее любой ядерной бомбы.


«Скрытые фигуры»

Больше всего внимания в кинематографе получают именно космонавты — они находятся на передовой исторических свершений, за ними интереснее всего наблюдать, про них удобнее снимать захватывающее кино. Вот только за этими героями-фронтменами стоят огромные команды ученых — людей, без которых все эти полеты были бы в принципе невозможны.

«Скрытые фигуры» — как раз о них. Исторические личности математик Кэтрин Джонсон (Тараджи П. Хенсон), программист Дороти Воэн (Оливия Спенсер) и инженер Мэри Джексон (Жанель Монэ) здесь еще только сражаются за право внести свой вклад в развитие космической программы, но им это непременно удастся. Даже несмотря на то, что они — афроамериканские женщины, работающие в «сфере мужчин» еще совсем не толерантной Америки середины XX века.