Лучшее американское кино' 2010
Вычленив из себя документальную секцию (в этом году она проходила отдельным фестивалем), уйдя из-под крыла американского посольства и неизбежно сблизившись с российскими прокатчиками, «Амфест» несколько изменил своей первоначальной инди-концепции. Теперь в его программе есть пара вполне интернациональных голливудских картин. Но в общем с фестивалем по-прежнему все в порядке.
Социальная сеть (The Social Network)
Реж. Дэвид Финчер, 2010
История создания «Фейсбука», рассказанная как судебная драма: Марк Цукерберг, кудрявый ботан в шлепанцах и туристических кофтах, последовательно отбивается от исков своих бывших друзей, обливая истцов ледяным презрением сверхчеловека. Из резких словесных пикировок и скучноватых подробностей создания соцсети вырастает трагедия парня, слишком умного для того, чтобы дружить с кем-то по-настоящему.
Наблюдение (Surveillance)
Реж. Дженнифер Чэмберс Линч, 2008
Режиссерский дебют дочки Дэвида Линча, то самое бескомпромиссно американское кино, ради пропаганды которого и затевался этот фестиваль. «Наблюдение» — параноидальная детективная история, в которой два веселых федеральных агента (Билл Пулман и Джулия Ормонд) приезжают в глубинку расследовать серию извращенных убийств, совершенных парой неизвестных в масках зомби. Разумеется, люди в костюмах окажутся не совсем теми, за кого их принимают. Касательно названия — важную роль в повествовательной структуре фильма играет система камер наблюдения в полицейском участке.
Вопль (Howl)
Реж.: Роб Эпстайн, Джеффри Фридман, 2010
Не байопик Алена Гинзберга, но, в некотором роде, попытка запечатлеть на пленку сам творческий процесс — не такая новаторская, как известный фильм Феллини, но тоже вполне экспериментальная. Эпстайн и Фридман, документалисты со стажем, рассказывают историю создания одной из самых скандальных и известных поэм XX века через анимационные вставки, поддельное интервью с Гинзбергом (его играет Джеймс Франко), реконструкцию знаменитого суда над «Воплем» (поэму обвиняли в непристойности) и лирические зарисовки из гей-жизни молодого битника.
Девять (Nine)
Реж. Роб Маршалл, 2010
Человек, в нулевые возродивший своим «Чикаго» жанр мюзикла, так и не устал за десять лет адаптировать для кино бродвейские постановки. На этот раз Маршалл взялся за «Девять», поставленный в Америке еще в начале 80-х по мотивам «8 ½» Федерико Феллини. В новой киноверсии от первоисточника не осталось почти ничего, зато значительно увеличилось количество див: тут и оскароносный костяк (Кидман, Крус, Котийяр), и культовые бабушки (Софи Лорен, Джуди Денч), и королева r’n’b (Фёрги). Командовать кордебалетом назначили Дэниэла Дэй Льюиса.
Святой Джон из Лас-Вегаса (Saint John Of Las Vegas)
Реж. Хью Родс, 2010
Стареющий завсегдатай казино Джон (Стив Бушеми), устав отыгрываться, уезжает из Вегаса и пытается организовать себе нормальную жизнь — устраивается в колл-центр страховой компании. Старые привычки напоминают о себе, когда начальник отправляет Джона в Вегас для расследования подозрительного страхового случая. Местами это напоминает то усталых братьев Коэнов (благодаря, конечно, Бушеми), то классику комедийных роуд-муви, а в целом оказывается поминкамипо типу заядлого игрока, когда-то так любимому Голливудом.
Все в порядке (And Everything is Going Fine)
Реж. Стивен Содерберг, 2010
Бодрящий документальный фильм, посвященный покойному Сполдингу Грею — мастеру автобиографического эстрадного монолога, который когда-то исповедовался в фильме Содерберга «Анатомия Грея».
Красавчик Гарри (Handsome Harry)
Реж. Бетти Гордон, 2009
Роуд-муви о пожилом ловеласе, который отправляется за тридевять земель исправить ошибки молодости. За кадром — лирическая музыка, в кадре — призраки прошлого и крепкий алкоголь. Но главное дело тут даже не в сюжете, а в режиссере — профессоре Колумбийского университета Бетти Гордон, у которой в приятелях и режиссер Джим Джармуш, и его оператор Том Ди Чилло. Явно нацеливаясь снять что-то вроде фильмов Кэтрин Бигелоу, суровую биографию настоящего мужчины, Гордон, однако, сбила весь пафос типично женской сентиментальностью. Получилось, по крайней мере, самобытно.
Стоун (Stone)
Реж. Джон Кёрран, 2010
Строгому тюремщику, от которого зависит выход зэков по УДО (Роберт Де Ниро), два месяца до пенсии, но тут к нему на рассмотрение поступает дело убийцы Стоуна (Эдвард Нортон, говорящий на дичайшем уличном арго; интересно, что сделают с этим сленгом русские переводчики). У новенького — пожизненное, но в его планы не входит долго сидеть в заключении. Ключ к свободе — его сексапильная жена Люсетта (Йовович), которая настойчиво клеится к офицеру и наконец ставит его, мягко говоря, в затруднительное положение. Похоже на комедию братьев Коэнов, но без тени юмора? Точно. Кёрран и вправду работает на территории «Старикам тут не место», стараясь превратить сюжет о невозможности перековки преступника (дерзкий вызов голливудским сценарным клише) в эссе о природе зла вообще.
Землянин (Earthling)
Реж. Клей Лайфорд, 2010
Научно-фантастическая элегия о землянах, которые, к их собственному удивлению, оказались засланными к нам инопланетянами. Кино начинается протяжным гиперреализмом в духе Кассаветиса или Антониони, но продолжается как эстетская версия «Вторжения похитителей тел» — с той разницей, что эти пришельцы мечтают покинуть Землю. Их путь домой лежит мимо странного пупырчатого мячика, в это же самое время прибывшего на американскую орбитальную станцию.
Юный папарацци (Teenage Paparazzo)
Реж. Эдриен Гренье, 2010
Актеру из популярного сериала канала HBO до того надоели папарацци, что он решил снять о них фильм-исследование. Главным героем своего дебюта Эдриен Гренье сделал 13-летнего Остина Вискедика, самого молодого папарацци в округе Голливуда. Гренье пытается ответить фильмом на вопрос, зачем здоровому человеку гоняться за кем-то днем и ночью с фотоаппаратом. Ответ выходит неразборчивым, зато в финале Остин тоже становится знаменит, и бывшие коллеги направляют объективы камер уже на него.
Таймер (TiMER)
Реж. Жаклин Шеффер, 2009
Герои «Таймера» живут в мире, где в руку можно вмонтировать нечто наподобие браслета и узнать, сколько же осталось ждать до встречи с суженым (суженой). У Уны аксессуар барахлит и уже давно ничего обнадеживающего не показывает. Девушка готова ждать своего принца, а пока уступает смазливому продавцу супермаркета. Дебют Жаклин Шеффер, выпускницы мажорского американского университета, страдает от сильного гендерного крена влево. С самой первой минуты каждый кадр этой романтической фантастики кричит: меня сняла прогрессивная женщина!
Мой сын, мой сын, что ты наделал (My Son, My Son, What Have You Done)
Реж. Вернер Херцог, 2010
Вольная художественная реконструкция одного странного американского преступления — в 1979 году студент из Сан-Диего зарубил свою мать антикварной саблей. Подробности того случая нам неизвестны, но то, что происходит в фильме Херцога, здорово напоминает греческую трагедию: сюжет включает в себя эдипальные отношения, неотвратимость рока, голоса богов в голове, любительскую постановку «Орестеи» Эсхила, а также много мелких типично херцоговских идефиксов вроде безумцев и животных. Безусловно, лучшая картина фестиваля.
Cайрус (Cyrus)
Реж.: Джей Дюплис, Марк Дюплис, 2010
После развода Джон (Джон Си Райли) так и не нашел себе никого, и тут он неожиданно встречает женщину мечты, мать-одиночку Молли (Мариса Томей) — хоть и в возрасте, но хорошенькую. На пути к долгожданному счастью встает мерзопакостная помеха — сын Молли, толстяк Сайрус. Режиссеры фильма братья Джей и Марк Дюплисы прославились у себя в Америке тем, что снимали кино о жизни двадцатилеток — задешево, на цифру и без четкого сценария. «Сайрус», хоть и обошелся дороже и обзавелся звездным актерским составом, по духу такой же — про жизнь как она есть.
Одри-катастрофа (Audrey The Trainwreck)
Реж. Фрэнк В. Росс, 2010
Характерный пример мамблкора — кинематографа неразборчивых диалогов, прыгающего фокуса, разодранного на куски сценария. Снова жизнь как она есть — в данном случае жизнь разочарованной манхэттенской богемы: YouTube-художников, продвинутых официантов и скучающих офисных работников с творческим потенциалом. Интеллигентские страдания и робкий секс героев проходят подприятный джазовый саундтрек Джона Медески.
The White Stripes под северным сиянием (The White Stripes Under Great White Northern Lights)
Реж. Эмметт Моллой, 2009
Существование группы The White Stripes на данный момент приостановлено, Джек занимается всем понемногу, а вот про Мэг давно ничего не слышно. Тем раритетнее запись их совместного гастрольного тура по Канаде трехлетней давности, сделанная Эмметтом Моллоем, — одинаково ценная для тех, кто был на их концерте, и для тех, кто хотел бы там оказаться.
Хреновый год (Shit Year)
Реж. Кэм Арчер, 2010
Эстетская, полная совершенно уорхоловского трагизма ч/б монодрама вышедшей на пенсию актрисы (Эллен Баркин), сильно сохнущей по своему молодому бойфренду (красавчик отбыл в неизвестном направлении). Изысканные умные диалоги, кадры — словно ожившая фэшн-съемка из «Dazed»… Жалкая реальность не отвечает высоким творческим потенциям Арчер, поэтому половина фильма иллюстрирует тревожные сны героини, временами улетая в какой-то уже совсем необъяснимый sci-fi.
Ешь, молись, люби (Eat Pray Love)
Реж. Райан Мерфи, 2010
Сладкая сказка для офисных рабынь и скучающих домохозяек: почти правдивая история психологической реабилитации известной глянцевой колумнистки, сильно разочарованной в своем браке, да и в мужчинах вообще.
6—12 октября, Формула Кино Горизонт.