Бен Аффлек: «Я дам вам качество»
Спросите любого киномана, что его раздражает в напичканных спецэффектами экшенах, и вам ответят примерно следующее: слишком много спецэффектов, слишком мало «настоящего». Бен Аффлек, например, тоскует по старым добрым автопогоням из классических голливудских картин. «В моих любимых фильмах 70-х постановка погонь, где было реальное чувство опасности и возникал вопрос: «Как это вообще снято?», была настоящим искусством, — вспоминает 38-летний актер и режиссер. — Что делает погоню, например, во ’Французском связном’ уникальной — это не только камера, которая находится рядом с Джином Хэкменом в машине, но и переживания самого героя, осознание, насколько ему важно настигнуть злодея. Сейчас так почти не снимают. Но можно сколько угодно взрывать и переворачивать тачки — если в фильме неинтересный герой, всем наплевать на кино по большому счету. Все, чем запомнится фильм, — это отупляющий шум и трескотня».
Теперь понятно, почему второй фильм Аффлека-режиссера — «Город воров» — смотрится в хорошем смысле старомодно. Фильм основан на романе Чака Хогана «Принц воров» и рассказывает историю банды из Чарльстона, криминального района Бостона, которая грабит банки. Главарь преступников Даг Макрэй (Аффлек) влюбляется в заложницу (Ребекка Холл). Сцены погонь, как и обещал режиссер, сняты настолько «реалистично» и жестко, насколько это возможно — никаких эффектных взрывов, один «олдскульный» скрежет металла и визг тормозов. Мало того, весь фильм целиком — смесь любовной драмы и полицейского триллера — доказывает, что удачный дебют Аффлека в режиссуре «Прощай, детка, прощай» (2007) не был случайностью. «Город воров» уже собрал в прокате 80 млн долларов, и его называют главным конкурентом «Социальной сети» Дэвида Финчера в борьбе за Оскары-2010.
Слева направо: Аффлек и Мэтт Дэймон в 1998 с «Оскаром» за сценарий «Умницы Уилла Хантинга»; с Дженнифер Лопес в фильме «Джильи»; с «безумцем» Джоном Хэммом на съемках «Города воров».
«Вообще я боялся браться второй раз за криминальную драму, тем более, что действие обоих моих фильмов происходит в Бостоне, — признается Аффлек. — По идее, мне нужно было попробовать свои силы в другом жанре — в научной фантастике, например, или хотя бы переместить действие в Дубай или куда подальше. Но меня увлек сюжет ’Города воров’, и кроме того, никто особо не стоял ко мне в очередь с предложениями. Не знаю, я просто очень люблю актеров и свою задачу вижу в том, чтобы не мешать им сыграть насколько возможно хорошо. Я подумал, что если меня будут любить хотя бы актеры, мне удастся снимать фильмы и дальше».
«На съемках я ни разу не почувствовала, что наш режиссер — знаменитость, Бен вел себя очень скромно, — вспоминает исполнительница главной роли Ребекка Холл. — Я не могу сказать, что он хороший режиссер, только потому что он любит актеров или потому что сам актер. Он думает как режиссер. Для меня абсолютно ясно, что у него уже есть свой стиль и способ рассказывать истории, а ведь ’Город воров’ — всего лишь второй его фильм. А тот факт, что он сыграл помимо прочего еще и главную роль, говорит о том, что он умеет быстро переключаться. Он настолько талантлив во всем, что весь период съемок я ему завидовала черной завистью». (Смеется)
Для Аффлека этот фильм — серьезный шаг. Недавно он признался в интервью газете New York Times, что «сейчас выкристаллизовывается человек, которым я хочу быть в будущем». Кажется, что Аффлек хочет оставить позади свое амплуа героя-любовника и таблоидную шумиху вокруг своей личной жизни, когда он и его тогдашняя невеста Дженнифер Лопес составляли двуглавого монстра по имени Беннифер: «Пусть люди судят меня по моей работе. К счастью, когда ты снимаешь фильм сам, несешь полную ответственность за результат. Теперь я не могу сказать, как раньше: ’Знаете, вообще я играл прекрасно, но режиссер попался неправильный’. Все ошибки, которые я сделал на этом фильме — мои. Зато я командовал парадом».
Дэвид Фир, Time Out New York