Петр Кончаловский. К эволюции русского авангарда | Арт | Time Out

Петр Кончаловский. К эволюции русского авангарда

  26 октября 2010
3 мин
Петр Кончаловский. К эволюции русского авангарда
По ретроспективной выставке знаменитого живописца Фаина Балаховская гуляла со стюардессой Ефросиньей Беляевой.

Успешного при всех режимах Кончаловского на выставке старались показать больше авангардистом. Прекрасных поздних работ мало. Зато хорошо представлены раннее творчество и большие «семейные» портреты. Из огромного наследия отбирались яркие, эффектные работы, но что хотели сказать кураторы, кроме того, что художник был сильный, колебался в полной гармонии с воздухом времени, а в авангардисты не вышел, — неясно.


«Автопортрет в сером» 1911

«Портрет художника Якулова» 1910


Е. Б. Автопортрет напоминает урок геометрии: очень много треугольников, овалов, прямоугольников и вообще углов. Человек-шкаф — большой прямоугольный. Такого не сдвинешь. А художник Якулов похож на Кафку — изящный такой, балетный.

Ф. Б. Да, Кончаловский могучий был человечище, авторитетный — переводил в это время книгу Сезанна, выходил в лидеры в «Бубновом валете», которым тогда еще водительствовал Ларионов. А чудесный портрет Якулова дразнили «жертвой автомобиля».


«Семейный портрет (сиенский)» 1912


«В мастерской. Семейный портрет» 1917


Е. Б.Странное дело. Семья одна и та же — только на одном ощущение радостное и счастливое, каждый при своем деле. А на втором все зажаты, сосредоточенны и явно не радостны. Если один портрет — парадный, а другой — случайная фотография, то я — за случайную фотографию.

Ф. Б. Мне розовый «Семейный портрет» нравится, яркий, мощный. Примитивизм крепко замешен на классике. В картине 1917 года много живописной и человеческой суеты.


«Бой быков в Севилье» 1910

«Франция. Гора Лаванду»

«Мост в Наре» 1918

«Под Сиеной» 1912


Е. Б. Сиенский пейзаж — самый лучший: синенький с зелененьким, мне цвета такие нравятся. А бой быков я не люблю. Нарисовано хорошо, но грустно становится. И все напоминают Ван Гога — одни сюжетом, другие цветом…

Ф. Б.Тут все перемешаны — по Маяковскому: «Бывало — сезон, наш бог — Ван Гог, другой сезон — Сезанн». А у Кончаловского никаких вчера-сегодня, все одновременно: Сезанн, Ван Гог, Гоген, Матисс. Чем больше, тем лучше…


«А. Н. Толстой у меня в гостях» 1940—1941

Е. Б. Вот он, Карабас Барабас, только без бороды. Но видно, что художнику персонаж симпатичен.

Ф. Б. А персонажу симпатично пожрать.

Е. Б. Нечестно — сидит позирует. А художник голодный, напротив, работает.

Ф. Б. Ага, с другой стороны стола — попишет, закусит…

Е. Б. Ну тогда понятно, почему жизнерадостное ощущение от картины.

Ф. Б. Годы голодные, тяжелые. Сытые — самые счастливые. Работа такая же обаятельно-циничная, как речи внука автора — Никиты Михалкова.