Сетевики | Кино | Time Out

Сетевики

Андрей Мануйлов   1 ноября 2010
6 мин
Сетевики
Не смотря на то, что основатель Facebook Марк Цукерберг назвал «Социальную сеть» Дэвида Финчера «забавной», а показанную в ней историю «вымыслом», это не помешало картине стать лидером американского проката и единственным художественным фильмом 2010 года, которому профессиональные критики англоязычного мира вынесли стопроцентно положительный вердикт. А теперь еще и премию «Оскар» за лучший фильм прочат.

В картине «Социальная сеть» режиссер Дэвид Финчер и сценарист Аарон Соркин изучают период рождения самой популярной социальной сети в интернете —Facebook, и связанный с ней конфликт между молодыми людьми, каждый из которых искренне полагает, что именно он был первооткрывателем. Повествование ведется от имени разных героев и у всех — своя версия истории появления Facebook. Каждый искренне полагает, что находится в центре событий, и именно его воспоминания доподлинно отражают картину происходящего. Приступая к проекту, Дэвид Финчер четко понимал — он вторгается на спорную территорию: «Даже если мы справимся с поставленной задачей, то есть восстановим лентой справедливость, ни одна из сторон не примет наше видение».

Сперва Финчер не нашел в этой истории ничего выдающегося, но после прочтения сценария изменил свое мнение. «Что было действительно интересно, так это то, что сценарий не настаивал занять чью-то конкретную позицию всеми правдами и неправдами, — говорит Финчер. — Этого не добиться, пытаясь раскрыть буквально все детали происходившего. Достаточно взглянуть на историю под разными углами: с точки зрения человека, который был не прав, и с точки зрения того, кто одержал победу. В этом состоит ключевой аспект работы с материалом, основанном на реальных событиях, наличие которого мне безумно импонирует. Наша задача состояла в том, чтобы взять эти факты и сделать из них правдивую историю. В итоге мы получили сразу три правдивые истории».

Как сообщается в пресс-релизе, распространяемом студией Sony Pictures, проект начался с предложения переработать рабочие заготовки книги Бена Мезрича «Миллионер поневоле», которая писалась параллельно со сценарием, в 14-страничное эссе. Задача Аарона Соркина состояла в том, чтобы показать всю глубину конфликта и прогрессирующую враждебность, которые привели к созданию самой мощной социальной сети в мире. Сценарист решил акцентировать внимание на демонстрации частных интересов каждого из героев. «Однако для того, чтобы точки зрения оппонентов выглядели убедительными, мне пришлось провести внушительное расследование, — говорит Соркин. — Если бы материал не был детально изучен, история была бы вымышленной. Теперь могу с уверенностью сказать, что это не так».
Ранние этапы существования Facebook были отмечены серией сражений за право обладания порталом. Группа бывших сокурсников Цукерберга по Гарварду, включая братьев Уинклвосс, считали, что он воспользовался чужой идеей открыть социальную сеть. А бывший деловой партнер Цукерберга и совладелец Facebook Эдуардо Северин утверждал, что Марк попросту выбросил его из проекта, после того, как Эдуардо финансировал создание портала на начальных этапах. Соркин решил, что правильнее всего выстроить сценарий разбитым на несколько эпизодов, в каждом из которых повествование велось бы одним «независимым рассказчиком» со своим спорным видением ситуации. Никто из них так и не смог доказать свою правоту. Но каждый из них был важен для создания полной картины происходящего.

— Мы пользовались каждым удобным моментом, чтобы показать другую сторону одной и той же ситуации. В хорошем фильме зрители должны иметь альтернативу, возможность отстаивать ту или иную сторону, − объясняет Соркин. − Куда интереснее с точки зрения драматургии было «столкнуть лбами» всех участников событий. Кроме того, повествование нескольких конфликтующих сторон, как никакое другое отражало саму сущность Facebook. Кое-что в отношении портала было для меня очевидно — он предлагал пользователям весьма скудные возможности для того, чтобы рассказать, а иногда и сфабриковать «правду» о себе. Так что мне показалось очень забавным и провокационным выстроить повествовательную линию сценария по тому же макету.

Сценаристу понравилась динамика, с которой развивались персонажи, но в первую очередь ему импонировал Марк Цукерберг, который практически за одну ночь из бунтаря-хакера превратился в «сетевого магната». Соркину не удалось связаться с Цукербергом, зато он проштудировал массу репортажей и юридической документации, чтобы определиться со своим отношением к главному герою. «Сообщество Facebook яро защищало Марка, и на то есть веские причины, − считает сценарист. − Уверен: сообщество предпочло бы, чтобы мы рассказывали историю вообще только с точки зрения Марка. Но это уже бы не было кино, которое мы планировали снять».

Однако Дэвид Финчер не уверен удалось ли им докопаться до истины: «Я уверен лишь в том, что некоторые пожертвовали очень многим, чтобы показать историю такой, какой ее видят, — говорит он. — При всем при этом, характеры персонажей, описанных в сценарии Соркина, мне кажутся очень правдоподобными». Процесс подбора актеров был долог и сложен. «Сначала мы провели прослушивания кандидатов по телефону и на кассетах, − вспоминает Финчер. − Затем побеседовали с каждым в отдельности об их профессиональном опыте. Было несколько проб, в рамках которых кандидаты зачитывали куски из текста. Мы набирали не актеров, а команду. Каждое лицо и голос должны были работать в купе с другими».

Молодые актеры, среди которых нашему зрителю наиболее известен Джастин Тимберлейк, знали, что им доведется играть реально существующих людей. Несмотря на это, режиссер старался избежать возможного подражания. «У меня было четкое понимание того, что копирование реального героя свяжет актера по рукам и ногам, − объясняет Финчер. − Актер должен играть свою эмоцию, а не эмоцию какого-то другого человека, пусть даже того, которого он играет. Было бы несложно залезть на Youtube и посмотреть интервью Марка Цукерберга, но этот ролик никоим образом не покажет драматичности ситуации, в которой оказался тот мальчишка; не покажет сложность его взаимоотношений с другими героями истории. Если фильму нужен герой, его нельзя формировать насильно. Нужно позволить ему самому пройтись по лезвию ножа».

Еще до начала съемочного периода режиссер начал репетировать с небольшими группами актеров. На протяжении нескольких недель он вводил их в образы, разрабатывал уникальные речевые комбинации и особенности для каждого, доводил поведение каждого из героев до абсолютной реалистичности. Финчер поощрял импровизации и порой снимал до 200 дублей одной сцены, чтобы впоследствии иметь богатый арсенал для работы в монтажной. «Мне хотелось довести актеров до такой скорости и простоты речи, с которой они говорят в повседневной жизни, − добавляет Финчер. — Я чувствовал, что переизбыток негативных эмоций у персонажей во многих сценах просто необходим для гладкого повествования». Чтобы поддерживать естественное напряжение на площадке, режиссер не гнушался безобидными провокациями: он отводил каждого из актеров в сторону и «заводил» их.

Важной задачей Финчер считал воспроизведение жизни в старейших университетах Новой Англии и Кремниевой Долине, где оказываются Цукерберг, Северин, Паркер и близнецы Уинклвосс, когда Facebook начал превращаться в того гиганта, коим является теперь. Время и место должны были быть ощутимы, уверен режиссер. «Особенно это касается общежития, в котором Цукерберг написал программный код Facebook, откуда портал впервые был запущен в сеть. Я понимал, что придется скрупулезно восстанавливать антураж и атмосферу этого места, включая людей, их одежду, характеры. Все это должно было вписываться в общую концепцию Гарварда и не идти в разрез с юношескими понятиями. Ведь все эти моменты — составляющие поразительного мира, в котором парень может зайти в комнату с упаковкой энергетического напитка, а выйти обладателем портала, доступ к которому имеют пятьсот человек. А через несколько лет — пятьсот миллионов человек».