Новый европейский театр
Уже больше десяти лет фестиваль NET привозит в Москву экспериментальные, а иногда откровенно провокационные спектакли молодых режиссеров Европы. Некоторые из них уже стали признанными мэтрами: Жозеф Надж, Гжегож Яжина, Оскарас Коршуновас, Алвис Херманис или Томас Остермайер, например. Про некоторых мы успешно забыли. Но всегда фестиваль чувствовал себя просветителем, который открывал для нашего захолустья новые горизонты. Посмотрите, какие они дерзкие, как точно держат форму, как смело используют новейшие технологии, как ловко перешагивают границы жанра. Наконец, как остро реагируют на злобу дня.
У нынешней программы NET-2010, который открывается 8 ноября, совсем другой акцент. Ее тему организаторы сформулировали как «staging abroad…»: «Афиша этого года состоит из спектаклей, выпущенных режиссерами… на чужбине. Что происходит, когда спектакль затевается на «не своей» сцене, с говорящими на чужом языке актерами? Нам предстоит увидеть это своими глазами и сделать собственные выводы. NET-2010 — «фестиваль перекрестков» различных европейских культур — утверждают они. От себя добавлю, что афиша NET свидетельствует о том, что наши режиссеры на этих «перекрестках» чувствуют себя совершенно своими. И «окно в Европу» уже расширилось до хорошо наезженного тракта, причем в обе стороны.
Москву представляют две удачные премьеры прошлого сезона: открывающий фестиваль «Метод Гренхольма» (вт 9, ср 10 ноября, 19.00, Театр Наций, на сцене Театра им. А. С. Пушкина) в постановке болгарина Явора Гырдева и симпатичный «Урод» (вт 16 ноября, 20.00, театр «Практика») английского режиссера Рамина Грея. Чуть ли не самыми ожидаемыми «гастролерами» будут Кирилл Серебренников и Иван Вырыпаев. Первый привезет гоголевские «Мертвые души» (ср 17, чт 18 ноября, 20.00, на сцене Театра им. А. С. Пушкина), которых он оживил в Национальном театре Латвии (Рига) по собственной инсценировке. Двухчасовой трагикомический фарс получил 5 номинаций на главную театральную премию Латвии «Ночь лицедеев». Иван Вырыпаев на главной сцене Польши, в варшавском театре «Народовы», поставил, как всегда, собственную пьесу «Танец Дели» (пт 19, сб 20 ноября, 20.00, на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда). Семь историй пересекаются в приемном покое городской больницы, где герои встречаются со смертью. Показав с успехом в октябре на тяготеющем к мейнстриму фестивале «Сезон Станиславского» экспериментальный спектакль «Вечеринка на кладбище», латыш Алвис Херманис привозит на авангардный NET куда более традиционный спектакль «Поздние соседи» (вт 23, ср 24 ноября, 20.00, мюнхенский «Каммершпиле», Германия, на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда) по трогательным рассказам Исаака Башевиса Зингера. Других своих старых знакомых NET позвал с интерпретациями русской классики: Жолдак (Украина) — «Анна Каренина», Смедс (Финляндия) — «Вишневый сад), Лакаскад (Франция) — «Дядя Ваня». Новое лицо — венгерского режиссера Виктора Бодо с постановкой Театре Граца (Австрия) пьесы Петера Хандке «Час, когда мы ничего не знали друг о друге» (вс 28 ноября, 18.00, на сцене Дома искусств «Кузьминки») — приберег на закрытие фестиваля. А первым гостем на этой неделе станет болгарский режиссер Димитр Гочев, который поставил в знаменитом «Дойчес-театре» (Берлин, Германия) еще более знаменитую чеховскую «Палату № 6» (вс 14 ноября, 16.00, на сцене «Дворца на Яузе»). Юбилей Антона Чехова празднуют не только у нас. Еще одно свидетельство единства культурного пространства Европы.