Юрий Кузнецов: «Я жил в доме со шпилем на Маркса»
В киноцентре «Галактика» состоялась пресс-конференция гостей фестиваля «Киносозвездие России»: актеров Юрия Кузнецова и Сергея Кемпо, звукорежиссера студии «Ленфильм» Игоря Терехова и исполнительного продюсера кинокомпании «Леда» Надежды Фетисовой. После этого же состоялось торжественное открытие фестиваля и показ фильма «Ночь длиною в жизнь».
Больше всего вопросов было к Юрию Кузнецову, который, как известно, в свое время играл в Омском государственном академическом театре драмы.
— Много ли вы в этом году снимались?
Юрий Кузнецов: В этом году у меня была одна картина. 15 съемочных дней. В прошлом — две. Возникает вопрос — сколько же платят этому Кузнецову, что он имеет такую сравнительно здоровую физиономию и живет на эти деньги? Ну как-то так. А все остальное — профессиональные тайны.
— Посетите ли вы какие-то в Омске какие-то памятные места? Пойдете ли в театр драмы?
Кузнецов: Да, я пойду в Драму к коллегам. Мы уже договорились с Моисеем Василиади, меня там ждут. С удовольствием встречусь с друзьями. Сегодня проехал по городу из аэропорта, по-моему ничего не изменилось. Я жил в доме со шпилем на проспекте Маркса, все узнаю. Разве что театр «Арлекин» — это меня поразило. Нет новостроя с синими стеклами — помните, как в Москве на Кутузовском проспекте стоят синие «столбы» — совершенно уродливое зрелище. Или на Мосфильмовской два таких поставили, сейчас будут спиливать.
— Какая у вас любимая роль в театре?
Кузнецов: В Омске — «Любовь и голуби», безоговорочно. Была бы возможность, мы бы с Наташей играли до сих пор. Потому что чувства, которые там были, не завяли, это был незабываемый спектакль, и люди ходили на него по второму — третьему разу.
— Если одновременно будет сценарий, который вам не нравится, и режиссер, который нравится, и вариант с хорошим сценарием, но, скажем, безвестным режиссером, что вы выберете?
Кузнецов: Я буду надеяться на ассистентов режиссера, которые все разрулят, и буду сниматься и там, и там. И плохо не сделаю в обоих случаях.
«Спасибо Мухомору»
— У вас есть кумиры в профессии?
Кузнецов: Одна из заповедей гласит «Не сотвори себе кумира». Кумиры — довольно интимная вещь, нужно, чтобы они не превращались в какой-то фетиш, чтобы не было дрожания и моления. С кем я работал, начиная с первой картины «Мой друг Иван Лапшин», — Андрей Миронов, Нина Русланова, затем Олег Басилашвили, Кирилл Лавров и так далее. Я знал о своей роли, что это мои партнеры и коллеги, что я не должен смотреть им в рот, просто работать и общаться.
Запомнилась последняя картина Олега Янковского «Царь». Там ничего не предвещало будущую трагедию. Не говорю, что он кумир, но его работа — это высшая планка отношения, понимания. У меня был внутренний трепет, который нужно иметь, но он на каком-то молекулярном уровне. И свою роль при этом нужно не терять. Так что иметь кумиров нужно, пусть они тебя греют.
Одна из омских газет-телегидов подарила Юрию Кузнецову фигурку мухомора в честь его знаменитой роли в «Улицах разбитых фонарей». Он отреагировал довольно эмоционально:
— Думаю, если бы я не сыграл там, меня бы никто не знал. Кино-то не показывают. Я сам придумал характер для этого образа и запомнился зрителям. Я благодарен этой роли.
— Вы помните, когда и как вы получили первое приглашение сняться в кино?
Кузнецов: Это был понедельник, в Омск приехал Виктор Аристов, в Новосибирске он искал актера для главной роли в фильме «Мой друг Иван Лапшин», Аристов был вторым режиссером. Он зашел в театр драмы, увидел в фойе мою фотографию. Спросил на вахте: «Где живет этот артист?» Ему сказали, он пришел и часа два меня расспрашивал. Через неделю или полторы пришла телеграмма с вызовом на пробы. Я пробовался на роль Лапшина, худсовет меня утвердил, а Герман сказал, как оказывается: «Кузнецов какой-то хитрый, говорит одно, а думает совершенно другое. А мне нужен человек открытый, чтобы ему можно было верить при фразе из фильма «Мы посадим сад и в этом саду еще поживем!» А Кузнецову не веришь, когда он говорит эту фразу». Примерно недели через две после проб пришла телеграмма, что я назначен на роль начальника милиции. С этого началась моя милицейская история в кино.
— Кем бы вы могли стать, если не актёром?
Кузнецов: Когда я хожу по Петербургу с дочерью или товарищем и могу сказать: «Вот в этом доме я снимался. И в этом». Зато не могу сказать, что какой-то дом строил. Снимался — ну что это такое? Ну несолидно, неприлично даже. Я мог бы быть строителем, врачом, в детстве мечтал быть комбайнером, трактористом.
Продюсер тоже может быть хорошим человеком
— Как вас привлекли к съемкам фильм «Ночь длиною в жизнь»?
Сергей Кемпо: В нашей профессии все зависит от случая. Тем более я молодой артист и до сих пор благодарен продюсеру, потому что молодые ждут этого момента, некоторые не дожидаются и идут в сериалы, смотря у кого какие ценности в жизни, что им нужно. Здесь просто случай. Так же и с «Предстоянием» — я туда случайно попал. Все-таки люди есть хорошие, даже продюсеры. На самом деле в «Ночи» меня не так много, может, вы посмотрите и не будете мной довольны.
Если говорить об атмосфере съемок, то там все сошлось. Бывает, когда много препятствий, меняется пять режиссеров, кастинг длится три месяца и так далее. Там сложилось все прямо мистически. И за месяц все получилось. Для меня главное было ничего не играть, а просто быть в этих обстоятельствах. Мне кажется, это самое важное.
— Какой из последних увиденных вами фильмов вы можете порекомендовать к просмотру?
Надежда Фетисова: Я думаю, «Овсянки». Там хорошая история, понравилось, как он снят. И еще — «Волчок». Там и актерская игра понравилась, и история — это очень сложный фильм, при этом он вызвал много порицаний.
— Как считаете, куда двигается современное российское кино?
Фетисова: На самом деле, не могу сказать, но надеюсь, что в светлое будущее.
— Говорят, что одна неприятная тенденция — уподобление Голливуду…
Фетисова: Кино есть разное.
Кузнецов: Об этом знает Михалков. Он владыка нашего кино и знает про это все. А мы — что мы? Если мы говорим с режиссером, с которым работали и были счастливы в работе, и он объясняет, что сейчас не продюсер утверждает на роли, а канал. У НТВ свои артисты, у Эрнста свои, у СТС и ТНТ свои. Так что кто к нефтяной и газовой трубе ближе, вот они знают, куда идет кино.