III Фестиваль бразильского кино
Бразильские фильмы — если они, конечно, сняты не Саллешем и Мейреллешем — так редко добираются до отечественного проката, что ежегодный фестиваль — чуть ли не единственная возможность ознакомиться с текущим положением дел в местной кинематографии. Более того, шум, в свое время поднятый «Городом Бога» и «Элитным отрядом», затмил все прочие достижения бразильского кино нулевых, десятилетия, в которое в стране произошел новый расцвет индустрии — особенно заметный на фоне почти полного краха национального кино в первой половине девяностых, вызванного, к слову, неоднозначной реформой госфинансирования. Поэтому есть определенная логика в том, что хронологический разброс фильмов, вошедших в программу, — вся декада.
Откроется фестиваль довольно давним уже (2003 год) зрительским хитом «Бог — он бразилец», уморительной вариацией классического сюжета о небожителе, спустившемся на землю поискать себе временную замену и пораженном бытованием детей своих. Любопытно, что путешествующего по северным штатам страны Бога здесь играет не вылезавшая в девяностых с российских телеэкранов сериальная звезда Антонио Фагундес. В комедийном же ключе снят и главный бразильский фильм о кидалтах — «Человек, который копировал», история влюбленности тихого клерка, работающего в копировальном отделе книжного магазина — и все проблемы также решающего с помощью ксерокопирования. Другой важнейший для бразильского кино жанр, как нетрудно догадаться, мелодрама, причем достойные мыльной оперы сюжетные повороты можно обнаружить и в фильмах, казалось бы, совсем подобного не предполагающих. Так, герой «Величайшей любви на свете» не только узнает о том, что смертельно болен, но и вскоре выясняет, что воспитывался в приемной семье — так что свои последние дни он проводит, таскаясь по фавелам в поисках хоть каких-то сведений о своих биологических родителях. В духе раннего Саллеша построен фильм «Желтое манго» — многоплановое повествование о ночлежке «Отель «Техас»» и ее обитателях: мясниках, официантках, геях-рантье, каждый из которых страдает от любви к кому-то из соседей. Вообще же, от неожиданной влюбленности в бразильском кино не застрахован ни один из героев — ни одинокая учительница музыки из «Не курить», история любви которой предстает в виде хроники ее попыток избавиться от жесткой табачной зависимости, ни актеры, играющие на сцене Тристана и Изольду и перенесшие чувства героев в реальную жизнь в мелодраме «Роман». Не обошлась программа фестиваля без фильмов на темы, часто с Бразилией ассоциирующиеся. Приключенческий экшен «Жук» рассказывает историю борца за права чернокожего населения и мастера капоэйры, чье прозвище как раз и вынесено в заголовок. Пара документальных фильмов посвящена самобытной бразильской музыке. «Картола: музыка для глаз» повествует о человеке трудной судьбы Анженоре де Оливейра, чья история напоминает сюжет недавнего фильма «Солист» с Джейми Фоксом и Робертом Дауни-младшим — как и герой Фокса, де Оливейра так же надолго исчез из поля зрения публики и пропадал в безвестности, пока не был вновь вытащен на сцену случайно встретившим его журналистом. «Titas: жизнь как праздник», в свою очередь, смонтирован из многолетних опытов с видеокамерой лидера одной из первых местных панк-групп. Ну и, конечно, футбол — только о нем и могут думать герои фильма «Когда-то это был футбол», позабытые всеми бывшие игроки, теперь ежедневно собирающиеся в одном из баров Сан-Паулу, чтобы вспомнить собственные подвиги на поле и охаять молодых кудесников мяча с их аномальными зарплатами. И если насчет Создателя еще могут быть вопросы, то бог футбольный — точно бразилец, тут сомнений нет.
10–15 декабря, к/т «35 мм», Покровка, 47/24 Расписание и полную программу фестиваля см. на coolconnections.ru