Маргарита Пушкина: «Главное не размах, а качество» | Город | Time Out

Маргарита Пушкина: «Главное не размах, а качество»

  10 декабря 2010
4 мин
Маргарита Пушкина: «Главное не размах, а качество»
Арт-шоу COSMOSCOW — серьезная заявка на активное участие в формировании российского рынка современного искусства.

Как вас в COSMOSCOW занесло?

Наверное, логичного объяснения нет. Я давно интересуюсь современным искусством, коллекционирую, езжу на ярмарки и, наверное, уже была готова заняться подобным проектом. А остальное — стечение обстоятельств: много общалась с художниками, галеристами, кураторами, коллекционерами. В недрах этого общения и появилась идея создания новой ярмарки международного уровня.

Ваши консультанты — Владимир Овчаренко и Фолькер Дил — отказывались от участия в «Арт-Москве». И недовольство ею не стеснялись высказывать публично…

Конечно, я много лет это слушала. И не только от них… об этом говорили многие. Для меня COSMOSCOW — это попытка сделать что-то отличающееся от того, что уже существует, более прогрессивное и по составу, и по содержанию.

Вы участвуете финансово в ярмарке?

Да, концептуально, финансово, организационно…

Это большой риск?

Не думаю, что экстремальный. Но большой, конечно. И большая ответственность — мы приглашаем галереи очень высокого уровня. Привозим работы известнейших художников.

Что вы сделали для галерей такое, что не делала для них «Арт-Москва»?

Не знаю, что для них не делала «Арт-Москва», но мы предложили такие условия, от которых они не могли отказаться, — сделали пакет «все включено»: консолидировали груз западных галерей в Берлине, организовали доставку и поддержку таможенного оформления, консультировали по подбору работ для российской клиентуры, обеспечили англоговорящий персонал на площадке, предложили для проживания партнерский отель «Кадашевская» недалеко от «Красного Октября». Для русских галерей везем западных коллекционеров в Москву.

Как вы отбирали галереи?

В первый раз мы решили не делать экспертного совета, а вместе с консультантами выбрали галереи с хорошими программами и художниками.

Кого-то заманивали специальными условиями?

Нет, это принципиальная позиция — на COSMOSCOW у всех одинаковые условия, одинаковые стенды. Чтобы галереи конкурировали не размахом, а качеством экспозиции.

И кто же эти замечательные участники?

Будет тридцать галерей. Среди них российские, немецкие, английские, голландские, американские… Leo Koеnig приедет, Nordenhake, Simon Lee, Sprueth Magers. Многие высказывали заинтересованность, но не в этом году — у всех плотный график, все расписано заранее. Им, с одной стороны, интересно, с другой…

Боятся, что медведь на ярмарку придет?

Медведей берем на себя! Как и организацию комфортного участия галерей в нашем мероприятии. Если мы все заинтересованы в том, чтобы ввести российских художников в международный контекст, нам надо делать шаги навстречу мировому сообществу, независимо от того, что они о нас знают и думают.

Как для коллекционера, для вас важна инвестиционная ценность или вы покупаете по собственному вкусу?

Конечно, и то и другое важно. И одно не исключает другое. Я имела в виду, скорее, ценность художественную, «историческую», что ли… И я считаю, каждый коллекционер должен ориентироваться в первую очередь на собственный вкус. Но вкус может меняться, это естественно. Коллекционирование, на мой взгляд, — очень интересный и захватывающий процесс.

На российском художественном рынке продолжается кризис. На что вы рассчитываете?

Сейчас, может, и не самое подходящее время для организации ярмарки, но ведь никто не знает, когда этот подходящий момент настанет. Мы анализировали настроения нашей публики… Получается, что в конце года они позитивнее: после Art Basel Miami больших ярмарок нет, а в январе люди говорят — после огромных выходных надо деньги зарабатывать.

Вы коллекционер, не галерист, хорошо знаете ситуацию со стороны покупателя. Чего не хватает?

Мне кажется, людям хочется разговаривать на эту тему искусства, у ярмарки должен быть обязательно светский характер. Люди покупают искусство не для того, чтобы спрятать и никому не показывать, им хочется делиться впечатлениями, обсуждать… Мы решили сделать открытие на целый день, пригласить широкий круг людей, чтобы они могли пообщаться с галеристами и художниками.

Тридцать галерей — это не много. Наверное, и другие просились. Тяжело отказывать?

Пришлось и отказывать. В том числе и потому, что мы ограничены конкретной площадкой. И просто нужно быть принципиальным в своем выборе, я не ленюсь разговаривать, объяснять. Исходили из того, насколько последовательно и профессионально галереи занимаются современным искусством.

Вы мирный, неконфликтный человек. Много врагов нажили?

Надеюсь, что нет. Хотя поняла в какой-то момент, что это неизбежно. Но сейчас об этом некогда думать.