Видео это территория эксперимента
Предыдущие две части твоего исследовательскогопроекта были посвящены истории видеоарта, недолгой, но впечатляющей. Третий «том» посвящен современности. Что нового?
Видео оказалось очень важным форматом для всего постсоветского искусства. До того все показы проходили в мастерских и квартирах, видео появилось в том момент, когда появилась возможность общаться с публикой, а не узким кругом понимающих. А сейчас видео — очень важный инструмент для художников, которые живут в провинции, у которых мало возможностей. Где нет галерей, где мало денег. Видео — самый экономичный способ заниматься современным искусством. Очень просто записать что-то на камеры, обработать на компьютере — и отправить работы через интернет. Это очень живой формат. И еще, видео — это территория эксперимента. Живопись имеет долгую традицию, сегодня видео — это способ сказать: «Я есть, я художник, вот так я смотрю на мир».
Начало видеоарта относится к эпохе технологической романтики. А теперь все снова сливается с жизнью…
Можно использовать даже простой мобильник. Россия пропустила тот этап, когда видеоарт создавался на кинопленке, здесь этот жанр возник в тот момент, когда появились первые видеокамеры и компьютеры. Кроме того, в России не было такой теоретической поддержки, как на Западе.
Точно, не было у нас своего Маршалла Маклюэна, никто не устраивал истерик по поводу всевластия медиа.
Здесь все прошло тихо и без травм.
И что у нас нового в видеоарте?
Сейчас никак нельзя сказать, что существуют какие-то направления. Сейчас — время индивидуальностей. Таких как Виктор Алимпиев, Анна Ермолаева, Владимир Логутов. И великий Монастырский, который сейчас создает ролики специально на YouTube. Есть много известных художников, которые занимаются видео только время от времени и делают очень хорошие работы. А вот молодым художникам видео дает возможность экспериментировать, особенно это важно для провинции. В Москве молодые художники чуть-чуть испорчены, потому что есть множество галерей, они все время должны что-то новое показать.
Итак, что же нам предстоит увидеть в третьем «томе»?
Мы собираемся показать 45 работ, плюс в отдельном зале будем показывать видеопрограммы, каждый день — новую. Будет много видеоарта из регионов — Уфа, Челябинск, Нижний Новгород, Самара. Тридцать пять работ выбрал я, и десять — приглашенные кураторы. Для меня было важно, чтобы была дискуссия, выслушать голоса других специалистов в видео.
История российского видеоарта. Том 3
Московский музей современного искусства в Ермолаевском переулке, с 17 декабря