Катя Мосина: «Наши Недели моды это прошлый век»
Почему вы недовольны российскими Неделями моды?
Ну, я не то чтобы недовольна, просто не вижу в них никакого смысла. Две убогие калеки, которые кроме жалости ничего не вызывают. Они и по времени происходят слишком поздно, все уже все купили, бюджеты потратили, обо всем написали. Это и не кузница новых идей, и не профессиональное мероприятие, а чисто развлекательное. А дизайнеры, которые, на минуточку, платят деньги за участие в Неделях, делают это, чтобы показать коллекцию байерам и прессе, а не друзьям и родственникам.
И чего именно нашим Неделям не хватает?
Не хватает всего, а главное — здравого смысла. Я просто думаю, что люди, которые стоят у руля, явно не из мира моды и вообще слабо себе представляют, что такое модная индустрия. Почему-то здесь fashion is not a profession. Съездили пару раз в Париж и Милан и решили, что вся соль в показах. Страна Советов превратилась в Страну Показов. А каковы цели этих показов? Вы вот как думаете, для чего нужны Недели моды?
Наверное, свести тех, кто продает, с теми, кто покупает…
Вроде должно быть так. Но на самом деле цели и задачи наших мероприятий — содрать с участников деньги. Как известно, нет порока опасней, чем тщеславие. И, несмотря на большую ротацию дизайнеров, всегда найдется кто-нибудь, кто решит таким образом прославиться.
Почему вы не посоветуете что-нибудь организаторам — вот прямо Шумскому, например?
Странный вопрос. А вы почему не пойдете прямо к Шумскому и не посоветуете что-нибудь? Во-первых, это не моя работа. А во-вторых, Саша Шумский считает, что все сам прекрасно знает и у него все отлично. Как в Милане, один в один. И с другой Неделей то же самое. И потом, я тоже не критерий — если я что-то критикую, это не повод, чтобы все с ног на голову поставили. Ведь дизайнеров-участников не убавляется, значит бизнес идет, все ОК.
А как вам такой вариант монетизации бренда, как у Дениса Симачева? Клуб или бар — это еще один канал, по которому можно «засветить» бренд, разве нет?
Да дело не в том, чтобы «засветить». В этом большой проблемы нет, особенно при наличии инвестора. Так же как и для того, чтобы открыть бар, не нужно быть дизайнером. Дизайнер моды — это все-таки не тот, кто бьет в барабаны, а тот, кто концептирует линию одежды. А остальное может прилагаться, а может и нет. Проблема русских брендов не в том, что они не могут себя пропиарить, а в том, что они не выдерживают конкуренции по цене и качеству. Дизайнер же не привязан к местности. Живи в одном месте, производи в другом, а продавай в третьем. И в России люди не обязаны покупать российскую одежду. Все равно русский бренд будут сравнивать с остальными в этой нише по сочетанию цена — качество.
Но вот, например, про Султанну Французову или Вику Газинскую я слышу чаще, чем про вас — несмотря на вашу четкую прорыночную ориентацию.
Именно потому, наверное, что я не очень занята пиаром, так как не вижу в этом смысла Я здесь всего пять лет. Живу одной ногой здесь, другой — в Берлине. Русский рынок интересный, но очень тяжелый. За последние 20 лет в сфере российской моды было много шумных историй, много эпатажа и лихости, но понастоящему успешной — ни одной. Это о чем-то говорит все-таки, нет? И люди есть небесталанные. Мне очень нравилась идея Султанны Французовой, но, к сожалению, все закончилось. При этом в большинстве своем русские дизайнеры стремятся в дорогой сегмент, потому что кажется, что это круто. От бедности все. Дорогой сегмент — очень узкий, в России особенно, «рублевской аристократии» не хватает еще и на русских дизайнеров. Наш рынок все никак не сформируется до конца, как и средний класс. И люди готовы покупать скорее недорогую одежду, а про одежду класса люкс читать в глянце.
Господдержка фэшн-индустрии нужна?
Нужна. У нас же и образования толкового в этой области нет. Почему-то считается, что дизайнеры — это художники. Но профессия дизайнера появилась на свет с изобретением конвейера. Это означает, что дизайнер целенаправленно работает на улучшение продукта. А не изрыгает бесконечным потоком креатив. Дизайнеров уже больше, чем людей, стало, а что они будут делать? Вузы просто выбрасывают их на рынок. А наши Недели моды никак не способствуют развитию индустрии моды. Одной марке я задала вопрос, зачем они участвуют, — пожали плечами. Кто-то говорит, что World Fashion Channel их покажет. А это как-то отражается на ваших продажах, спрашиваю. А мы не знаем, отвечают они.
И все-таки как изменить формат Недель моды в России?
Да никак. Нынешние Недели безнадежно устарели — это жалкие вопли из 90-х, из прошлого века, даже из прошлого тысячелетия, можно сказать. Должна появиться новая структура с новой командой. Fashion — это Змей Горыныч о трех головах: пиар, дистрибуция, производство. Без этих составляющих творческая мысль не может материализоваться и достигнуть потребителя. А на одном пиаре далеко не уедешь.
Иллюстрация: Сергей Бабич