Нам вечность заказывает
Вы довольно давно в Москве свои работы не показывали.
A. В. Не было необходимости делать в Москве выставку, да и особенно негде было.
В. Д. После большого проекта «Легкость бытия» на Клязьме в 2006-м было ощущение, что надо взять паузу… Прошло время, изменилось понимание того, что делаем, и мы выступили с новым большим проектом, который был частично показан в «Триумфе», до этого — тоже частично в Paperworks и в галерее Шарлотты Мозер в Женеве. И только в каталоге он существует полностью.
Проект включает очень разные работы… Что-то продолжает меняться?
Д. В. Это просто разные этапы освоения территории, мы ведь вообще-то интуитивно действуем. Придумываем параметры проекта, а потом начинаем его обустраивать. История развивается: сначала был большой пейзаж городских окраин, потом сюжеты — люди, которые там обитают. Теперь мы еще приблизились — пишем портреты девушек, которые в интернете предлагают себя… Мы ведь всегда работали со штампами — только выбираем и изображаем, а люди сами выстраивают собственный образ.
А. В. Мы не ставим конкретные задачи: внутри идет какой-то процесс, и мы ему подчиняемся. Спектр жизни широкий, стараемся разное захватить…
Химки в последнее время прославились — но вы политической темы избегаете.
В. Д. Мы сначала ничего не знали про эту историю, потом… Как все нормальные люди, мы, конечно, против того, чтобы дорогу через лес прокладывали, — всегда можно найти какие-то альтернативные варианты. И добавить тут нечего …
То есть нет места для заказа?
В. Д. Для конкретного — нет. Но ведь его никогда и не было — нам вечность заказывает.
Вам самим выставка понравилась?
А. В. Да.
В. Д. Я удовлетворен, насколько это возможно: для нас выставка заканчивается, не успев начаться, — работы висят, и ты уже вроде и не нужен. Работаешь для прессы, любителей автографов. По большому счету для нас имеет значение только то, что мы делаем.
Новая галерея, другая публика — это что-то для вас значит?
Д. В. Думаю, что мы достаточно самостоятельные художники, чтобы нас рассматривали независимо от галереи. И галерея «Триумф» известна сама по себе…
А. В. Публика очень условно другая. Наверное, там были люди, которые не ходят на «Винзавод», но не думаю, чтобы что-то изменилось принципиально.
На вернисаже появлялись красные точки, обозначающие продажи. Это для вас важно?
А. В. Ну конечно, для любого художника важно: кому-то понравилось, что ты сделал, человек почувствовал что-то свое в этом…
В. Д. Не заметил. Хотя, конечно, это приятно. Честно говоря, мы были готовы, что выставку примут не очень радостно, что она может провалиться, — и ничего не купят, и критики напишут всякую гадость…
Да ладно, вы известные, успешные художники. С чего вдруг?
В. Д. Продукт новый, а известно, что раньше все было лучше…
А. В. Мы многое поменяли — появились интерес и новые стимулы в работе, и одновременно — такое ощущение, как будто делаешь все в первый раз, драйв, как у молодого художника…
Галерея «Триумф», до 30 декабря