Недрагоценные драгоценности | Арт | Time Out

Недрагоценные драгоценности

  22 декабря 2010
4 мин
Недрагоценные драгоценности
Разбираться в материалах и мотивациях французского ювелира Рене Лалика Фаине Балаховской помогала аспирантка Строгановки Ксения Петрушина.

В отличие от большинства ювелиров Рене Лалик не обслуживал драгоценные камни и металлы, не стремился подчеркнуть их природную красоту, а создавал шедевры сам. Пренебрегая драгоценными камнями, иногда — и металлами, работал с оловом, эмалью, стеклом. Больше художник и скульптор, чем оформитель, он создавал вещи необычные, пугающие, остроумные. На прекрасно собранной и тщательно продуманной выставке Музеев Кремля можно увидеть знаменитые шедевры Лалика.

Брошь «Роза в югендстиле»

К. П. Гипнотическая вещь. Очень строгая, и есть в ней что-то религиозно-шаманское. Это ведь восьмиконечная звезда получается — оккультный символ. При всей своей строгости геометрической.

Ф. Б. Сделана из простого металла недрагоценного — сплава на основе олова. Необычная вещь — то ли предтеча ар-деко, то ли предчувствие авангарда.

Пряжка на пояс «Мак Алисы Ледрю»


К. П. Бушующий мак — как извержение вулкана. Обычные, хотя и красные, гораздо спокойнее. А тут взрыв целый. Очень крупный. Если красное гладкое платье — очень красиво получится.

Ф. Б. Крупная, есть фотография жены с этой пряжкой, но и жена немаленькая была. Такая романтическая история — влюбился в жену учителя, сам был уже женат: пока разводился, родились дети, потом венчался. Считают, что она была настолько сильным источником вдохновения, что после ее смерти Лалик надолго перестал делать украшения.

Подвеска «Ели»


К. П. Очень круто, резное стекло сделано так, как будто это снежный пейзаж. У него много таких белесых вещей. А оттого что рядом цветная эмаль, получается очень живо. Настоящий пейзаж, даже с перспективой. И будто солнце из-за елей выглядывает.

Ф. Б. Он природу изучал, фотографировал деревья в снегу. Фотография переходила в рисунок, рисунок становился украшением. И эмаль использовал многослойную, каждый слой обжигали. Сегодня нет ни одного мастера, который мог бы сделать подобное, реставрировать такие вещи невозможно.

Подвеска «Клубок змей»


К. П. Самая эффектная вещь и — как ни странно — самая носибельная. Гребешки, булавки, броши на пояс уже не носят. А подвеску — можно.

Ф. Б. Такой выбор о вас многое говорит: змеи — это характерный для ар-нуво сюжет — фам фаталь, опасная, роковая женщина. Но эту вещь, кажется, никто не носил. Купил ее в Париже Половцев, супруг одной из самых известных петербургских модниц, но не для жены — она предпочитала платину с бриллиантами, а для училища Штиглица, где был директором, в качестве учебного пособия.

Трость с рукоятью в виде женщины-стрекозы


К. П. Очень мощная и очень непристойная вещь: золотая, гладкая, голая женщина прямо в руку.

Ф. Б. А между тем принадлежала императрице Александре Федоровне. Русский двор заказывал много тростей, а в метаморфозах нет ничего неприличного, дело житейское: женщина — стрекоза, бабочка, кузнечик. Это темная сторона модерна, которой Лалик сполна отдал должное.

Диадема «Орхидея Каттлея»


К. П. Еще более порочная, чем предыдущая. Это ведь резьба по слоновой кости — очень тонкая, кажется, что невозможно так сделать. Но она еще передает живые текстуры. Ну и бриллиантов много — это не может не радовать.

Ф. Б. Бриллианты старой огранки, розой. Не блестят, а мерцают. Через слоновую кость свет проходит — получается прозрачное кружево. В сравнении с этой орхидеей настоящая покажется неживой. Непонятно, как человеческая рука могла это сделать. Самая редкая и дорогая вещь на выставке.

Кольцо «Клевер в коготках»


К. П. Не знаю, что про это сказать. Я очень хочу это кольцо. И такая барочная жемчужина, распиленная пополам, — очень красиво.

Ф. Б. Очень простая, минималистичная вещь — необычно для Лалика. А хотеть не вредно — на аукционах вещи Лалика стоят от сотен тысяч до миллионов…

Ваза «Три морских петуха»

К.П. Рыбы страшноватые — не в том смысле, что некрасивые. Но что-то демоническое в них есть: рыбы-убийцы. Как акулы — только меньше, довольно хищные. Что говорить, умел старик делать вазы.

Ф.Б. Действительно шедевр, сделано по его собственной технологии, по выплавляемоймодели — как бронза. Потом изделие тонировалось и патинировалось…. А странностей и пугающих вещей у Лалика много.