Сергей Хачатуров «Романтизм вне романтизма»
Вслед Эрвину Панофскому — знаменитому автору «Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада» — доцент Московского университета, художественный обозреватель газеты «Время новостей» пытается смотреть широко. Отнимая у XIX века, которому, кажется, безраздельно принадлежит термин, право на его исключительное использование, он нанизывает на причудливо изгибающуюся нить своего повествования бусинки неправильностей и чужеродных элементов в стройной эстетике Просвещения. Автор отслеживает возникновение термина «романтический» и связанных с ним представлений в глубинах веков, бегло исследует его превращения, путешествия инкогнито по увлеченной до времени совсем другими стилями Европе, подробно останавливаясь на его появлении в XVIII веке в России, где незнакомое культурное явление было встречено, как водится, враждебно. Чтобы стать любимым и обласканным, добраться до самых верхов, вмешавшись в сотворение образа одной из главных героинь книги — императрицы Екатерины Великой. Перебирая исторических персонажей, сюжеты модных романов, живописные произведения, выдвигая на первый план то карликов, то собравшихся петь концерт птичек, то готические замки, Сергей Хачатуров выстраивает полную странных совпадений, удивительных сопоставлений, насыщенную парадоксами историю.