Карта Бланшетт | Главное | Time Out
Главное

Карта Бланшетт

Елена Любимова   7 ноября 2007
7 мин
Карта Бланшетт
15 ноября выходит «Золотой век» с Кейт Бланшетт в главной роли. Это продолжение фильма «Елизавета» (1998), который принес актрисе номинацию на «Оскар» и глобальную известность. Спустя девять лет Бланшетт вновь вернется к образу королевы-девственницы. Текст Елены Любимовой

Кто-то из коллег сказал про Бланшетт: «У нее лицо актрисы». Трудно понять, оскорбление это или комплимент. Вероятнее всего, это означает, что идя с премьеры «Золотого века» и случайно встретив Кейт в толпе, вы ее не узнаете. Но вежливо скользнув взглядом по лицу этой женщины, остаток дня вы будете чувствовать, что случилось что-то важное, похожее на сон, который не хочет обрести форму.
В Бланшетт соединились все актерские добродетели, какие только можно себе представить: инстинктивное понимание роли, королевская способность чувствовать себя как дома в любой эпохе и обстановке и бесконечное разнообразие акцентов, сравнимое только с талантами Мерил Стрип. Кажется, едва ли найдется роль, с которой Бланшетт не сумеет справиться. Хотя одна такая нашлась — это роль звезды. Немного растерянно она берется за нее, откладывает в сторону и возвращается туда, где, как она считает, и есть ее место, — на подмостки, на съемочную площадку, к семье.

Австралийка

Вероятно, эта проблема возникает у всех звезд-австралийцев. На этом континенте живут около двадцати миллионов человек — чуть больше, чем в Нью-Йорке или Москве. Слава здесь — понятие спокойное и домашнее. Когда в 1999 году австралийская пресса признала Бланшетт «Человеком года», для нее это было трогательной и нежной поддержкой семьи. И хотя она живет теперь там, где этого требует работа, — в Лондоне, Новой Зеландии, Центральной Европе, Америке, — привольно ей только в пригороде Мельбурна. То есть на краю света.
То, что Австралия — Богом забытая дыра, сами австралийцы признают легко и иронично. Сегодня американские таксисты (надо ли говорить, что они до сих пор ее не узнают), поняв, что Бланшетт из Австралии, задумчиво цокают языками: далеко. Впрочем, когда-то, тридцать восемь лет назад, так же изумлялись соседи, узнав, что ее отец — американец. Изумлялись и приходили послушать его диковинный акцент, когда он рассказывал о далеких странах.
Боб Бланшетт, морской офицер, который, встретив свою будущую жену-учительницу, оставил службу и осел в Мельбурне. Там занялся рекламой и, родив троих детей, умер, когда Кейт было десять лет…
В школе Кейт прилежно посещала драматический кружок, но солировать на сцене не стремилась, предпочитала режиссировать. Однако заниматься театром и кино Бланшетт не собиралась — ее больше интересовали экономика и архитектура. Очутившись в экономическом колледже, девушка, подобно множеству молодых соотечественников, отправилась в путешествие. К своей провинциальности австралийцы относятся серьезно и обстоятельно — перед университетом молодые люди должны повидать мир. Поколесив по Европе, нелегкая занесла Кейт в Египет, где девушка оказалась одна-одинешенька — с просроченной английской визой, без знания языка, без денег и без знакомых. Пережив приключения, которые напомнили ей «Полночный экспресс», она вернулась к экономике. Но вскоре бросила ее ради Института драматических искусств, который окончила в 1992 году.

Королева

Хватило десяти месяцев на сцене Сиднейской театральной компании, чтобы к нашей героине пришла популярность. Тут же подоспели первые награды: в один год она получила призы Общества театральных критиков «За лучший дебют» и «Лучшая актриса» (за роль Кэрол в «Олеанне» знаменитого Дэвида Мамета) — впервые за время существования этого общества. Тем не менее для остального мира Бланшетт была никто и звали ее никак.
Когда Шекар Капур, искавший исполнительницу на роль королевы Елизаветы для своей исторической драмы, увидел Кейт, она показалась ему воздушной, почти прозрачной, как будто она вот-вот покинет грубый вещный мир. Именно такая актриса была нужна ему на роль королевы-девственницы. К взгляду Капура Кейт отнеслась иронично, но не стала разочаровывать режиссера, а засела за чтение писем королевы, заинтригованная женщиной, использовавшей свое одиночество как политический инструмент. Результатом стала номинация на «Оскар» за лучшую женскую роль.
Тогда статуэтка досталась Гвинет Пэлтроу за роль во «Влюбленном Шекспире» — тоже, кстати, костюмной драмы елизаветинских времен. Бланшетт не расстроилась, тактично заявив журналистам, что номинация — уже огромная честь. То, что она получила менее громкий, но не менее престижный «Золотой глобус», актриса подчеркивать не стала.
На церемонии вручения произошел небольшой, но вполне предсказуемый инцидент. Бланшетт не узнали. Охрана не хотела ее пропускать, публика, столпившаяся вокруг красной дорожки, не обратила внимания на девушку, поднимающуюся по ступенькам.
Роль Елизаветы I сделала австралийскую актрису членом клана звезд А-класса. Два года Кейт непрерывно снималась в кино, однако, вместо того чтобы использовать свой успех, она поворачивается к Голливуду спиной и на полгода уходит в работу над пьесой «Изобилие» в лондонском театре. На упреки в неосмотрительности она отвечает: «Я актриса, а не банкир». Слава принесла с собой деньги, что означает для Бланшетт, что можно больше не тревожиться о счетах за электричество, как это было раньше.

Звезда

С тех пор трилогия «Властелин колец» — единственный блокбастер, в котором снялась Кейт Бланшетт. Перспективе больших денег она предпочла работу с лучшими режиссерами в изысканных малобюджетных лентах. В «Даре» Сэма Рейми она сыграла ясновидящую — усталую женщину, живущую с маленькими детьми в захолустном американском городке, в драме «Человек, который плакал» Салли Поттер она была русской иммигранткой, живущей в Париже накануне немецкой оккупации, в «Корабельных новостях» Лассе Халлстрема — стервозной женой главного героя, в «Вавилоне» Алехандро Гонсалеса Иньярриту — жертвой случайного выстрела. Незаметно для всех, а может, и для себя самой Бланшетт стала одной из самых талантливых актрис международной сцены. Сейчас она вновь воплощает Елизавету Тюдор — уже зрелую правительницу-королеву, которой предстоит разгромить «Непобедимую армаду». А в следующем году Кейт появится в своем следующем блокбастере — новой серии приключений Индианы Джонса Стивена Спилберга.

«Елизавета» (США, 1998). Режиссер: Шекар Капур Молодая австралийка потрясла и критиков, и зрителей, убедительно показав превращение молодой наивной принцессы в циничную английскую самодержицу Елизавету I. Сочетание обманчивой хрупкости и сокрушительной силы духа, приведшее королеву на трон, пришлось как нельзя кстати Кейт Бланшетт. Ярость и твердость, нежность и беспомощный взгляд глаз, постоянно меняющих цвет — это была звезда, внезапно появившаяся ниоткуда.

«Талантливый мистер Рипли» (США, 1999). Режиссер: Энтони Мингелла После «Идеального мужа» с Рупертом Эвереттом и Джулианной Мур и «Управляя полетами» с Торнтоном и Анджелиной Джоли Бланшетт играет богатую американку Мередит Лоуг, девушку Тома Рипли. Сказать здесь особенно нечего, кроме того, что Бланшетт со своей небольшой ролью украла фильм и у Дэймона, и у Пэлтроу, и даже у Джуда Лоу. На ее фоне все они смотрелись неловкими любителями.

«Рай» (Германия — Великобритания, 2002). Режиссер: Том Тыквер
Учительница английского языка разыскивает дилера, который продал наркотик ее мужу, скончавшемуся от передозировки. В поисках объекта мести она невзначай убивает четырех невинных людей и влюбляется в полицейского, который ее арестовывает. Бланшетт потрясающа. Ответить на вопрос, любишь ли ты его, так, что за доли секунды зрители услышат в ее «да» все оттенки и «нет», и «да», пожалуй, не сумел бы никто другой.

«Шарлотта Грэй» (Германия — Великобритания — Австралия, 2001). Режиссер: Джиллиан Армстронг У Бланшетт здесь бенефисная роль Шарлотты-Доминик, завербованной в шпионки шотландской барышни, которая запрыгивает с парашютом в оккупированный Париж и громит фашистов в рядах французского Сопротивления, попутно разыскивая своего бойфренда-летчика, сбитого где-то над Францией. Мастерица перевоплощения Бланшетт играет с отчаянной достоверностью, с благородным английским шиком и французским изяществом романтической героини.

«Авиатор» (США, 2004). Режиссер: Мартин Скорсезе Биографический фильм о миллионере, голливудском продюсере, авантюристе, плейбое, промышленнике и летчике-испытателе Говарде Хьюзе. Главную роль исполнил Леонардо Ди Каприо. Второплановыми персонажами, по иронии судьбы, стали кинозвезды, которые всегда играли главные роли. В результате кастинга, проходившего по принципу «подбери подходящую знаменитость», Кейт Бекинсэйл сыграла Аву Гарднер, Джуд Лоу создал образ Эррола Флинна, а Кейт Бланшетт — Кэтрин Хепберн. Бланшетт своей игрой переплюнула всех и взяла «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана.