ДЕМОНСТРАЦИЯ
БАДДИ («Эльф», 2003)
Особые приметы. На самом деле Бадди абсолютно обычный человек. Но выглядит почти как Гулливер среди маленьких помощников Санты-Клауса, полярных эльфов. К их ремеслам неуклюжий верзила оказался не способен, а для лилипутского эльфовского быта — разрушителен.
Чем интересен. Дело в том, что будучи младенцом Бадди забрался в мешок Санты и перенесся с ним на Северный полюс. Там его-то и приютили эльфы, стараясь вырастить как собственного сына. И парень три десятка лет пребывал в полной уверенности, что он тоже эльф — просто очень-очень высокий. Но затем приемному папе-эльфу пришлось выложить псевдосыну всю правду и отправить его Нью-Йорк на поиски настоящего родителя. Долговязый нескладный мужик в полосатом колпаке и желтых гамашах на улицах Нью-Йорка выглядит, мягко говоря, белой вороной.
И это все о нем. Нехорошие подозрения появляются на минуте пятой, когда здоровяк в очередной раз усаживается к папе-эльфу на колени.
КАРЛСОН («Малыш и Карлсон», 1968; «Карлсон вернулся», 1970; «Карлсон, который живет на крыше», 2003)
Особые приметы. Странный кругленький низкорослый (скорее карлик) мужичок средних лет с пропеллером на спине, моторчик которого работает на малиновом варенье. Летает по воздуху. В шведской версии 2003 года пропеллера нет. Надо полагать, что кнопка в его желудке включает режим активного переваривания всякой фигни, которой он напихивается.
Чем интересен. Больше всего на свете Карлсон любит варенье и пирожные, а особенно — пошалить. Например, превратиться в лучшее в мире приведение, дикое, но симпатичное, и напугать мелких жуликов. Или провести воспитательную работу с домоправительницей Фрекен Бок…
И это все о нем. Интересно, как бы сегодня отреагировали люди, которые по каким-то причинам ничего не знают о Карлсоне, если б им сказали, что одним из любимейших героев нашего детства был пухлый мужчина лет сорока, тайком посещавший мальчика на предмет пошалить…
ЧЕБУРАШКА («Чебурашка», 1972)
Особые приметы. Он был когда-то странной игрушкой безымянной… А стал настоящим символом ушастости! Вот на кого стоит равняться каждому, кто мечтает об огромных очаровательных параболических антеннах, растущих прямо из щек.
Чем интересен. То ли плохо сделанная на заводе игрушка (страшное наследие советского прошлого?), то ли неведомая зверушка не могла ровно сидеть и все время падала (т.е. чебурахалась). Была найдена в ящике с апельсинами. Дружила с крокодилом Геной. Вместе они впервые спели ставшие хитами песенки про голубой вагон и о дне рождения, которое, к сожаленью, только раз в году, и кротко сносили проделки старухи Шапокляк.
И это все о нем. Ну кто из нас не испытывал прилив умиления, когда Чебурашка в задумчивости водил ушами туда-сюда!? Неизгладимое впечатление ушастый Че произвел на японцев — они считают его старинным русским покемоном.
ЩЕЛКУНЧИК («Щелкунчик», 2004)
Особые приметы. Некогда черствый душою Принц, а после его дерзкого поступка и наложения колдовских чар — деревянная игрушка, зубастый коротышка с сабелькой, которым можно орехи раскалывать.
Чем интересен. Снять чары сможет только тот, кто полюбит его — орехокола. Девочка Маша, узнав историю горемыки, испытывает чувство жалости к уродцу. Вместе с ним она отправляется в Волшебную страну, где под Новый год вырастает чудесный орех Кракатук, исполняющий желания. Но путь туда тернист и опасен — Мышиный Король не остановится ни перед чем, лишь бы завладеть орехом.
И это все о нем. «Щелкунчик» 1973 года по мотивам балета Чайковского был изящнее, и атмосфера там была поистине гофмановская — гармония красоты и жути. Но и здесь все не плохо. Мальчики получат удовольствие от проделок водевильных мышей, девочки усвоят, что для первой любви подойдет и деревянный чурбан. Ну а публике постарше понравятся сцены пыток главного героя жуками-короедами.
ЧУДОВИЩЕ («Красавица и чудовище», 1991)
Особые приметы. Выглядит как классическое чудовище: огромное, шерстистое, мохнатое, клыкастое, рогатое, когтистое, но при этом прямоходячее и болтающее на человеческом языке.
Чем интересен. В начале мультфильма заглавный герой — чудовище как снаружи, так и внутри. Однако по ходу действия проклятый колдуньей принц полностью меняется, и к кульминации фильма он приходит героичным и любящим. Внешне оставаясь косматым монстром.
И это все о нем. Картина на все времена — восхитительная романтическая история, мастерски переосмысленная сказка, роскошная графика и анимация. Ярчайшая звезда диснеевских шедевров. Но если вам нужен реальный крышеснос, то за этим надо обращаться к сказке, снятой Жаном Кокто в середине сороковых. Джозетт Дэй играет Красавицу, которая оказалась в заточении у Чудовища (Жан Маре) и постепенно понимает, что он совсем не так ужасен, как кажется с первого взгляда.
ДЖИПЕРС КРИПЕРС («Джиперс Криперс», 2003)
Особые приметы. Неизвестного происхождения с жуткой физиономией и перепончатыми крыльями злобное отродье в кожанном плаще, широкополой шляпе, с острозаточенной секирой и замечательными гастрономическими пристрастиями.
Чем интересен. Нелюдь выходит на охоту раз в 22 года. Разъезжает на бронированном пикапчике и складирует тушки своих жертв в подвале полуразрушенной церкви. Чудище из полузабытого джингла, ценитель женских (и не только) глаз. Любовь выражает оригинальным способом — глаза Криперс потребляет перорально. И кто сказал, что маньяки не летают? Во втором фильме чудище с неба пикирует школьный автобус, набитый визжащими учениками.
И это все о нем. Один из самых стильных и впечатляющих за долгие годы монстр. Когда он появляется во всем своем отталкивающем великолепии, смотреть можно. Нужно. И хочется.
МОГВАЙ ГИЗМО («Гремлины», 1984; «Гремлины 2», 1990)
Особые приметы. Похожая на игрушку, лупоглазая, мягкая и пушистая обаяшка, под названием «могвай». Но если магия неведомой зверушки выходит из-под контроля, от нее начинают отпочковываться змеекожистые, острозубые, страшные и жестокие мутанты.
Чем интересен. Мальчик Билли получил на Рождество игрушку-могвая, а оказалось, что это неизвестное животное (которое он назвал Гизмо) требует соблюдения трех правил: его нельзя мочить водой, подвергать воздействию солнечных лучей, и не кормить после полуночи. Естественно, в канун праздника все эти правила были нарушены. Добрый и апатичный могвай начал размножаться в злостных гремлинов, которые устроили конец света, пусть и ограниченный рамками небольшого городка или (как в сиквеле) огромного небоскреба.
И это все о нем. С этим милейшим и потешным фильмом ужасов все приличные люди уже давно повадились встречать Рождество.
ГРИНЧ («Гринч — похититель Рождества», 2000)
Особые приметы. Зеленый шерстистый дурно пахнущий чмошник с вечной отвратительной гримасой на морде, мохнатыми ушами и ужимками Джимма Кэрри, проживающий на помойке. Существо настолько печальное и одинокое, что чужое веселье для него невыносимо.
Чем интересен. Гринч был непохож на своих курносых собратьев, населяющих мир в центре снежинки, за что с младенчества постоянно подвергался насмешкам. Он долго жиль отшельником со своими неизменными спутниками — собакой и ненавистью. Той ненавистью, которая десятикратно увеличивалась в канун Рождества — годовщины нанесенной ему обиды. Чтобы показать сородичам, как грустно жить без праздника, Гринч решает отобрать у них Рождество.
И это все о нем. Даже если вы на дух не переносите Джима Керри, не бойтесь: в фильме его почти не видно. Ему наложили зеленый грим с головы до пят, создав некое истерическое подобие магистра Йоды.
ШРЕК («Шрек», 2001—2009)
Особые приметы. Большой толстый и зеленый огр чистит зубы червяками, умывается грязью, рыгает, радостно отправляет естественные потребности — мультвариант Гаргантюа. Живет на болоте, любит покой и одиночество. Страдает вспышками немотивированной агрессии и неприятным запахом изо рта.
Чем интересен. «Шрек» весьма трогательно подтерся страницей, вырванной из книжки сказок, той самой, на которой описывалась история трагического детства его будущей супруги. Этим он перечеркнул к чертовой бабушке все имевшиеся традиции сказочного сюжетосложения и повернул в новом направлении весь дальнейший путь развития мультипликации. «Диснеевская» анимация дышала на ладан ввиду того, что осточертела практически всем, а бедные авторы уже и не знали, как извернуться. И тут явился он — в меру циничный и, конечно, в меру трогательный герой, с перечисленными выше характеристиками.
И это все о нем. В переводе с немецкого и идиша имя Шрек означает «страх», «ужас».
ПЕНЕЛОПА («Пенелопа», 2006)
Особые приметы. Итересная, воспитанная девушка со свиным пятачком и поросячьими ушками. Чудовище с чистой душой и золотым сердцем.
Чем интересна. Виной пенелопиному личику старинное, хитро закрученное проклятье, лежащее на ее роде уже несколько веков. Если верить преданию, чары может снять только искренняя любовь юноши голубых кровей, который согласится взять Пенелопу в жены. Несмотря на старания матери героини, претенденты на руку и сердце, как только увидят потенциальную невесту, пулей вылетают из ее дома. С очередным выпрыгнувшим в окно женихом растет наше восхищение девушкой-поросенком. Она нисколько не кручинится и собирается отстаивать перед родителями (или перед обществом) свои права жить с той внешностью, какую имеет.
И это все о ней. Но этот пятачок на столько мило смотриться на ее лице, что по мере развития сюжета появляется вдруг безотчетное желание, чтобы в финале Пенелопе его оставили.
ОБИТАТЕЛИ МОНСТРОПОЛИСА («Корпорация монстров», 2001)
Особые приметы. Самая галлюциногенная мюльтипликационная работа из всех, что когда-либо выходили на экран. Глаз на ножках видели? А стол с зубами? Или может быть восьмиглазового урода на крабовых ножках? А как вам покажется похожее на йети существо с голубой, в розовых яблочках шерсть
Чем интересны. Каждый из нас в детстве боялся монстров, живущих в темноте. Но надо обладать интуицией талантливых сказочников, чтобы создать мультфильм о ночных монстрах, которые боятся детей.
И это все о нем. Оказывается единственная опасность, котррую несут в себе дети риск их полюбить.
ФАВН («Лабиринт фавна», 2006)
Особые приметы. На самом деле в Фавне прекрасно все, начиная с копыт и заканчивая кончиками рогов. Даже уши у него такие милые, серые и свернутые трубочкой, что их просто невозможно не отметить.
Чем интересен. Что может делать фавн во франкистской Испании 1944 года. Он часть сказочного мира, созданного воображением девочки, приемной дочери фашисткого офицера-садиста, в тщетной попытке бежать от ужасов военного времени. Она находит дорогу в старинный лабиринт, где и встречает таинственного Фавна, который назначает ей три испытания. Но Фавну никогда нельзя доверять. В течение фильма он незаметно становится все моложе и красивей. И чем большее он хорошеет, тем больше становится зловещим. А что насчет рогов и копыт? По мнению режиссера, католики увидят в нем сатану.
И это все о нем. Излюбленная режиссером идея о том, что человек — самое страшное из существ, а подлинное счастье ждет нас по ту сторону смерти. Удивительно трогательная притча, зачаровывающая печаль которой никого не оставит равнодушным.
ЦИРКОВОЙ УРОДЕЦ ДЖОН («Человек-слон», 1980)
Особые приметы. Безобразной формы большая голова с жуткими чертами лица и огромной, похожей на задницу, не то шишкой, не то опухолью на лбу. Человека по имени Джон природа «одарила» ужасным внешним уродством, а взамен наградила умом и добротой.
Чем интересен. Сначала Джон веселил досужую публику, будучи ярмарочным уродцем, а затем — чуть ли не национальной знаменитостью, в судьбе которого приняла участие даже королева Великобритании…
И это все о нем. Один из ранних фильмов небезызвестного мастера мрачных и сюрных киноисторий Дэвида Линча. «Человек-слон» — кино невероятной силы, очень тяжелое, но при этом довольно простое. Кстати, при реконструкции Человека-слона за основу исторически достоверного грима была взята реальная посмертная маска главного урода викторианской Англии, хранившаяся в больнице, где он умер. Так что «Человек-слон» Дэвида Линча — именно тот, кем кажется.
ЭДВАРД РУКИ-НОЖНИЦЫ («Эдвард руки-ножницы», 1990)
Особые приметы. Наполовину законченный своим сумасшедшим «папой»-изобретателем Эдик оснащен полуметровыми лезвиями (для нарезки капусты) вместо маникюра. Шрамы на его физиономии (вообразите на что похожа задница несчастного) мягко намекают на бытовое неудобство аксессуаров. Из-за них жизнь бледного юноши среди розовых домиков обычных людей была также невозможна, как присутствие среди них монстра Франкенштейна.
Чем интересен. Этот фильм не первый и не последний пинок Тима Бертона под зад всем тем, кто ноет, что авторское кино и кассовые сборы — понятия взаимоисключающие. История героя, похожего на помесь Пьеро с Фредди Крюгером, явит каждому зрителю ровно столько своих граней, сколько он сам захочет увидеть, оставаясь при этом произведением полноценным, самодостаточным и до неприличия гениальным.
И это все о нем. Монстр, травмирующий себя сам. Метафора жизни художника в социуме. Загримированный Джонни Депп так пронзительно глядит на зрителя глазами раненой косули, что навсегда зарекаешься обижать «белых ворон».
ФРАНКЕНШТЕЙН («Франкенштейн», 1931; «Проклятие Франкенштейна», 1957; «Франкенштейн Мэри Шелли», 1994; «Ван Хельсинг»,0 2004»; «Франкенштейн», 2004)
Особые приметы: Самый известный в мире киномонстр. Созданная безумным ученым из человеческих останков одушевленная тварь. Двухметрового роста, с плоской башкой и гвоздями на шее. Неповоротливый, одинокий, он не имеет ни души и не знает разницы между добром и злом. В «Ван Хельсинге» к образу Франки придумали элемент киберпанка, никак не меньше: к одной из ног монстра приторочен бензобак, а на месте сердца сияет нешуточная дыра.
Чем интересен. В ультраклассическом «Франкенштейне» 1931 года Борис Карлофф в роли монстра стонет, еле передвигается и вообще воплощает в себе лучшие качества данного шортлиста. Ну, давайте все вместе: «ОНО ЖИВО-О-О Е!!!». Оригинальный фильм породил бессчетное количество имитаций и пародий, в которых истории с участием монстра практически не варьируются: амбициозный ученый создает из человеческих запчастей «нечто», которое впоследствии выходит из-под контроля. А вот само чудище актеры, поколения и страны интерпретируют по-разному: Борис Карлофф с болтом в шее воплотил классический образ, Фред Гвинн успешно его высмеял, Кристофер Ли превратил монстра в убийцу, а Де Ниро придал своей фирменной злости…
И это все о нем. Первый фильм о Франкенштейне по праву вошел в историю как один из родоначальников жанра «хоррор»: настоящая сокровищница образов и сцен, из которых, собственно, и вырос жанр. Облик нашего урода с квадратной головой защищен копирайтом.