Мусульманская Москва
Первое знакомство москвичей с мусульманами состоялось во времена Золотой Орды — в 1312 году ислам был провозглашен государственной религией. Следы ордынского влияния Москва хранит до сих пор. Достаточно присмотреться к названиям московских улиц и районов: Балчуг, Арбат, Таганка, Ордынка, Измайлово, Басманная улица,Татарские переулки и др.
Современных московских мусульман можно разделить на две большие группы: этнические мусульмане (татары, народы Кавказа, выходцы из Средней Азии и исламских стран) и русские, принявшие ислам. Причем последние нередко более ревностны в следовании предписаниям ислама. Объясняется это тем, что некоторые представители первой группы следуют исламу скорее по традиции. Неофиты, напротив, принимают ислам сознательно и стараются ревностно исполнять все положения.
Слова «ислам» и «мусульмане» у обычного жителя Москвы вызывают далеко не самые приятные ассоциации, а женщина в длинном платье, закрывающем почти все тело, с покрытой головой и вовсе наводит страх. И никому не надо объяснять, почему.
Между тем многие мусульмане испытывают похожие эмоции. Некоторые студенты, изучающие арабский и персидский языки, редко достают учебники в общественном транспорте — неизвестно, как отреагируют окружающие на арабскую вязь. А у мусульман, живущих в Москве, гораздо больше проблем.Какие-то из них серьезны, какие-то забавны и даже курьезны, по крайней мере, на наш, немусульманский взгляд. Например, на одном из сайтов можно обсудить тему «Следует ли мусульманам смотреть мультфильмы про покемонов?».
Теракты, войны в Чечне и Ираке, проблема вокруг Ирана, скандалы с карикатурами и прочие «конфликты цивилизаций» вывели ислам на первые полосы газет, журналов и сайтов. Эксперты, политологи и культурологи спорят о том, какова роль ислама в этих конфликтах. Спорить можно бесконечно, но очевидно: мы боимся их, а они боятся нас.Женщина, одетая в соответствии с канонами ислама, входя в вагон метро, боится не меньше пассажиров, глядящих на нее с подозрением.
Представьте себе, что вы — мусульманин, работающий в обычной московской фирме. Вы должны ежедневно совершать пятикратную молитву. Но в офисе для этого нет никаких условий и возможностей. Вам сложно посетить пятничную молитву, так как пятница — рабочий день. Ислам запрещает употребление в пищу свинины и алкоголя. Вообще так называемое халяльное (дозволенное) мясо — это мясо животного, которому давали чистый корм, а убили так, чтобы не видели другие особи и не получали стресса. Убивать животное положено перерезанием сонной артерии, дабы полностью удалить кровь из туши и не допустить попадания в мясо адреналина и гормона страха. Попробуйте найти такое мясо на бизнес-ланч. Корпоративные и другие праздники не обходятся без алкоголя, который настоящему мусульманину также запрещен. В Москве нет раздельных (для мужчин и женщин) поликлиник и больниц, нет возможности пользоваться беспроцентными займами — ислам запрещает взимание процентов. Не развита система религиозного образования.
Помимо этого, существует целый ряд околорелигиозных проблем: смешанные браки, что не редкость в таком многонациональном и многоконфессиональном городе, как Москва; отношения мусульманина с друзьями-немусульманами и т. п.
У русского, принявшего ислам, проблем еще больше.Если татарин-мусульманин — норма, то на мусульманина-русского будут смотреть в лучшем случае с непониманием.
Для обычного московского мусульманина быть мусульманином — значит иметь возможность сходить в мечеть, купить соответствующую литературу, халяльную пищу, совершить свадебный, похоронный и прочие обряды по канонам ислама. Такой мусульманин хочет, чтобы его дети переняли исламские традиции, могли где-то обучиться им, чтобы была возможность отмечать мусульманские праздники или просто собираться со своими единоверцами. Обычные человеческие желания.
Мечети и культурные центры
Мечеть для мусульманина — не просто место молитвы, но и культурный и образовательный центр. В мечетях проводятся занятия по исламу, обучение арабскому языку, продают литературу, религиозную утварь и прочие вещи.
Историческая мечеть
Старейшая мечеть Москвы основана в 1823 году. Она была построена по инициативе и на средства Молитвенного татарского общества. В 1939-м в здании разместился военкомат, потом были типография и мастерские. Новое открытие состоялось в мае 1993 года. В мечети ежедневно совершаются обязательные молитвы, пятничные проповеди, погребальные молитвы, заключаются мусульманские браки. Также можно заказать поминальные молитвы, арендовать столовый зал (вместительность — 50 человек) для бракосочетаний, поминок и т. п. С октября по апрель каждого года при мечети работает воскресная школа, где можно узнать больше об исламе, изучить арабский язык, Коран. Занятия бесплатные, проходят по субботам и воскресеньям с 11.30 до 13.30. Есть татарская и русскоязычная группы. Преподаватели — имамы мечети.
951 8448, Б.Татарская, 28, м. Новокузнецкая
Московская соборная мечеть
Крупнейшая и одна из старейших мечетей Москвы. Была построена на деньги татарского купца Салиха Ерзина в 1904 году. Это главный центр мусульман не только Москвы, но и России — здесь находится Духовное управление мусульман европейской части России (ДУМЕР).
681 4904, Выползов пер., 7, м. Проспект Мира
Мемориальная мечеть
Мечеть, расположенная на Поклонной горе, была построена в честь воинов-мусульман, погибших во время Великой Отечественной войны. В ее облике проглядывают черты разных архитектурных школ Востока: татарской, узбекской, кавказской. При мечети действуют община и медресе.
449 8113, Минская, 2б, м. Площадь Победы
Мечеть «Ярдям»
Построена по инициативе и на средства российских мусульман и благотворительного общества «Хиляль». Здесь проводятся ежедневные пятикратные молитвы и пятничные проповеди. Рядом с мечетью расположен учебный корпус, где проходит обучение арабскому и татарскому языкам, Корану, основам и истории ислама. Здесь же находятся благотворительный фонд «Хиляль» и Татарский культурно-просветительский центр. При мечети работает магазин, где можно купить продукты и исламскую атрибутику.
903 6088, Хачатуряна, 8, м. Отрадное
Центр (ханака) суфийского братства Ниматуллахи
Суфийское братство, основанное в XIV веке великим иранским суфием Шахом Ниматуллой Вали, — одно из самых распространенных и активных в мире. Несколько лет назад открылся официальный центр в Москве, где собираются дервиши (люди, получившие посвящение) для коллективных медитаций. Двери центра открыты и для обычных людей, интересующихся вопросами самопознания и духовного пути. Здесь можно получить информацию о суфизме: задать вопрос представителям братства, воспользоваться библиотекой, послушать музыку, попить чай со сладостями.
624 7000. www.sufism.ru
Общеобразовательный фонд «Хадиджа»
Первый женский мусульманский фонд в Москве. В месяц мусульманского поста (Рамадан) здесь устраиваются ифтары (так называется ужин после дневного воздержания от приема пищи), во время которых проводятся лекции и конкурсы на знание ислама. Помимо этого фонд проводит детские праздники и лекции для женщин, где рассказывают об основных постулатах ислама, которые касаются женщин, — положении мусульманки в семье и обществе. В теплое время года фонд устраивает пикники для молодых мусульман и семейных пар.
8 926 599 5550. www.khadidja.ru
Медресе (воскресная школа)
Медресе при Московском исламском университете проводит обучение по следующим предметам: арабский язык Корана, тафсир (толкование Корана), основы вероучения, история ислама, хадисы (изречения Пророка). Занятия проводятся по воскресеньям (обучение платное).
351 3067, пр. Кирова, 12, м. Люблино
Клуб «Ярякпарям»
Раз в месяц в клубе «Анфилада» проходит татарская дискотека с файер-шоу, танцами живота, «веселыми» коктейлями «Бабай» и татарским рэпом от Earl. Приходить лучше в национальной одежде — так шанс получить спецкарту «бушка» (халява) увеличивается в разы. На входе всех угощают лошадиной колбасой казы и чак-чаком. Кроме флирт-вечеринок для мусульман клуб «Ярякпарям» (от татар. «часть сердца». — Прим. Time Out) создал первую татарскую футбольную команду в Москве.
СК «Олимпийский», под. 4а, м. Проспект Мира. www.tatarclub.ru
Фонд «Ихлас»
Благотворительный фонд содействия духовному развитию личности проводит занятия (мужские, женские и детские группы) по изучению основ ислама.
905 1775, 905 0365
Магазины
Салямко
Большой выбор мяса: баранина (11 видов), говядина (14 видов), птица (7 видов), колбасные изделия (более 40 видов), мясные полуфабрикаты (23 вида), бакалея (22 вида). Продукты можно также заказать по интернету с бесплатной доставкой.
995 3678, Кировоградская, 9, ТЦ «Южный», пав. 55—56, м. Южная, пн-вс 9.00—21.00
Халял-продукт
Магазин имеет сертификат Совета муфтиев России. При покупке на сумму от 2000 р. и выше доставка по Москве бесплатная.
Перервинский б-р, 25, м. Братиславская
Мусульманский супермаркет «Апельсин»
Продукты, не противоречащие нормам шариата.
360 4241, Госпитальный Вал, 3/1, м. Электрозаводская, пн-вс 8.00—23.00
Магазин «Джамиля»
Женская мусульманская одежда. Магазин находится на территории Исторической мечети. Здесь можно купить платья, костюмы, брюки, юбки, аксессуары, платки и палантины производства Сирии, Египта, Ливана, Турции, духи на масляной основе, бижутерию, часы с азаном (призыв к молитве), женские сумки.
951 0355, 953 3018, Б. Татарская, 28, м. Новокузнецкая, пн-вс 11.00—20.00. www.jamila.ru
Аль-Баракят
Фирменный магазин первого в России производителя исламской одежды. Здесь можно купить как обычную одежду, так и специфически мусульманскую, например хиджаб. При этом модели сделаны в соответствии с тенденциями европейской моды.
Пр. Кирова, 12, вт-вс 11.00—19.00, м. Люблино. www.albarakat.ru
Хиджаб
Женская одежда, соответствующая нормам ислама. Кроме того, здесь можно приобрести различные исламские товары: масло черного тмина, сурьму, коврики для намаза, духи без содержания спирта, аяты (фразы из Корана) на бархате и папирусе.
ТЦ «Москва», 2-й этаж, пав. 2В-4, м. Люблино, пн-вс 10.00—18.00. www.hidjab.com
Рестораны
Стопроцентно мусульманскими в Москве являются только столовые при мечетях, где готовят халяльное мясо и не продают алкоголь. Кафе у Исторической мечети специализируется на узбекской кухне, мечети на проспекте Мира и в Отрадном— на татарской кулинарии. Все остальные городские заведения алкоголь продают. Московские мусульмане считают посещение таких мест дозволенным, главное, чтобы спиртное не распивалось непосредственно за тем столом, где они едят.
Идель
Ресторан при Московском татарском культурно-просветительском центре. Аналогичных мест в городе практически нет, поэтому два небольших зала на 45 человек на выходных обычно закрыты — ресторан часто снимают для свадеб и поминок.
953 9591, Татарский пер., 8, м. Павелецкая, пн-вс 12.00—0.00
Кебаб-хаус
Сеть ресторанов турецкой кухни: шашлыки, кебабы,жареные бараньи ребрышки, турецкая выпечка (пиде, самса, лаваш, баклава, кутаб). Также продаются гамбургеры и мегабургеры с халяльной котлетой. На вопрос о мясе менеджер Юсуф отвечает уклончиво: «Люди, у которых мы закупаемся, говорят, что оно халяльное». Среди персонала почти все мусульмане, и по закону шариата им нельзя обманывать единоверцев. Известен случай, когда девушку в хиджабе предупредили о том, что в выбранном салате «запрещенная» колбаса.
241 0803, Ст. Арбат, 22, м. Арбатская, пн-вс с 11.00 до последнего посетителя
Касбар
Некогда модный ресторан, в котором широко представлена арабская кухня: хоммус (традиционное арабское гороховое пюре с кунжутным маслом и специями) с жареным мясом и кедровыми орехами (250 р.), фалафель (230 р.), мансаф — арабский плов с бараниной (395 р.). Почти стамбульские на вкус восточные сладости от 120 р.
246 0246, Остоженка, 53/6, м. Парк Культуры, пн-вс с 12.00 до последнего посетителя
Миндаль
Ресторан с европейской и итальянской кухней без намека на какую-либо восточную специфику. Однако все блюда приготовлены из халяльного мяса, а свинина не продается. Цены выше среднего: солянка с говядиной и куриной грудкой — 300 р., стейк с малиновым соусом — 780 р., паста — от 500 р.
362 8069, Волочаевская, 40б, стр. 2, м. Площадь Ильича, пн-вс 11.00—23.00
Симбад
Шумное дешевое кафе в общежитии РУДН. Атмосфера заведения далека от законов шариата — здесь продают свинину и алкоголь. Салаты — от 35 р., шаверма — от 60 р., горячие блюда из мяса — от 130 р. Напротив располагается ливанский ресторан «Бейрут», который заслужил у мусульман порицание за ночной стриптиз.
Миклухо-Маклая, 19, м. Юго-Западная, пн-вс 10.00—1.00
Гранат
Ресторан на Садовом кольце с азербайджанской кухней. Из халяльного мяса только баранина. Основные блюда — от 250 р.
795 9949, Земляной Вал, 18, м. Курская, пн-вс с 11.00 до последнего посетителя
Паломничество (хадж)
Нажмтур
Компания предлагает мусульманам совершить паломничество (хадж) к святыням ислама — в Мекку и Медину. Предлагаются программы экономкласса и VIP-туры.
251 7063, 1-я Тверская-Ямская, 25/1, 4-й этаж, офис №2, м. Маяковская. www.najmtour.ru
Московские мусульмане
Наташа, приняла ислам ради мужа
«Перед тем как стать мусульманкой, я, как и все, курила, ела свинину, выпивала по праздникам и красилась перед выходом на улицу. Теперь же макияж — только для мужа, афганца Шафика. Ему трудно в Москве. Здесь комфортной инфраструктуры для мусульман просто нет. Его шокирует безнравственность города: когда женщины курят или сын бьет отца. Он не может остановиться на улице, постелить коврик и совершить намаз. Девушкам-мусульманкам трудно устроиться на работу. Моей подруге преподаватель не поставил оценку за экзамен, потому что она отказалась подать ему руку. Я пытаюсь изменить ситуацию: открыла в интернете магазин одежды и делаю первый глянцевый журнал для московских мусульманок “Голубушка”».
Алексей, студент МГЛУ
«Когда я читаю учебники на арабском, многие интересуются, заглядывают через плечо, улыбаются. Никакого негатива я на себе не испытывал — у меня же русская внешность, за террориста никто не принимает. Большинство моих друзей-мусульман (в основном с нашего Кавказа и из Средней Азии) чувствуют себя в Москве вполне комфортно, но стараются не ассимилироваться, живут внутри своей культуры. Исламские блюда готовят во многих индийских ресторанах, а если нужно халяльное мясо — его продают вдоль Варшавского шоссе в небольших лавочках. Блюда арабской кухни можно попробовать в любой узбекской забегаловке — моя любимая находится на Чистых прудах».
Рустам, шеф-повар
«На работе, конечно, приходится готовить и свинину, но я даже на ее запах не реагирую, хотя один раз все-таки попробовал. Редко бываю в мечети на проспекте Мира и где-то год назад был на татарской дискотеке. Жена-мусульманка — для меня не принципиально, но родителей все же спрошу».
Гиляра, редактор сайта www.islamrf.ru
«Я никогда не пробовала спиртного, не ела свинины, и у меня тонны хиджабов (смеется). В Москве нет парикмахерских для мусульманок — меня стрижет муж, нет косметики, сделанной не на свином жире. А еще вся одежда либо слишком открытая, либо прозрачная — платья мне шьет подруга».
Мурат, турецкий бизнесмен
«Я не соблюдаю посты в Рамадан, не совершаю намаз, но считаю себя мусульманином. Однажды я был в магазине при Соборной мечети, но не стал там ничего покупать. Мне он показался каким-то грязным. У нас в Турции перед тем, как убить корову, читают молитву и продолжают до тех пор, пока вся кровь из нее не вытечет. Где у вас они это делают?»