Обмануть, не нарушая закона
Собственно, они даже не новые, просто в пылу зимних распродаж мы не хотим обращать внимание на некоторые детали.
СУМАСШЕДШИЕ СКИДКИ
О чем думает покупатель, увидев на витрине «Скидки 60%»? Наверняка, что с таким дисконтом должны продать любую выбранную мною вещь. Ан нет, не тут-то было!
Марина Романовская, маркетолог: «Часто скидки распространяются только на одежду из зимней коллекции, а на новую — весеннюю – не объявляются. Делается это намеренно для привлечения большего количества покупателей, чтобы они искали нужные им вещи, примеряли их. Глядишь, кого-нибудь и удастся уговорить сделать приобретение».
С той же ситуацией можно столкнуться практически во всех торговых центрах. Прослеживается четкая тенденция: клиентов всяческими способами завлекают, сообщая неполную информацию о правилах распродаж. Заманивают выигрышными предложениями, которые касаются лишь части товаров, зачастую меньшей части ассортимента.
ЗАКОН ВНЕ ЗАКОНА
Как же суметь за себя постоять? Увы, закон в данном случае молчит. Вот если на конкретном ценнике выбранной вами вещи написано, что скидка на нее 70%, то отстоять свои права вполне реально.
Если же привлекательно-неопределенная надпись «сейл, 70%» значится на витрине магазина, то владелец торговой точки вправе трактовать ее по своему усмотрению и распространять на избранный им ассортимент.
Николай Шеметов, юрист: «Администрация магазинов стала более продвинутой и теперь использует главным образом психологические уловки, не подпадающие под действие закона. Поэтому, чтобы даром не тратить время на поиски подходящей одежды, стояние в очереди в примерочную и в кассу, сразу уточняйте, на что конкретно распространяется привлекшая вас скидка».
ФОКУС-ПОКУС
Махинации в сфере ширпотреба расцвели маковым цветом. Щедрые владельцы торговых сетей и магазинов одежды, обуви, бытовой техники часто «радуют» горожан разного рода акциями. «дешевле только даром» теперь практически все и везде. Даже туалетная бумага продается по «лучшей цене». Особенно перед такими «долгоиграющим» праздником, как Новый год.
Делается это так. Накануне «знаменательного» дня в магазине объявляется обвал цен, а весь коллектив садится переписывать ценники. Старая цена зачеркивается и пишется новая. Причем в большей части ценников размер этой самой «старой» стоимости увеличивается ровно на столько рублей, на сколько делается скидка. То есть нет никакой распродажи, товар уходит по прежним ценам.
ГАРАНТИЮ НЕ ГАРАНТИРУЕМ
Часто покупатели жалуются на то, что во многих магазинах не впускают в торговый зал с сумками. А ведь покупателям приходится иметь при себе не только дамскую сумочку или пластиковый пакет, но и ценные вещи. Например, важные документы или дорогостоящую аппаратуру.
Естественно, возникает опасение за ручную кладь, которую в магазинах предлагается оставлять в ячейках с хлипкими замками. Особенно с учетом того, что рядом с камерами хранения обычно висит табличка, что за утрату и повреждение имущества магазин никак не отвечает.
Анатолий Алексеев, адвокат: «В магазинах самообслуживания потребители не обязаны сдавать свои вещи на хранение! Приняв сумку на хранение любым способом — будь то камера или сотрудник-приемщик у входа, продавец заключает с потребителем устный договор о безвозмездном предоставлении услуги хранения вещей. А принудить к заключению такого договора ни магазин, ни его охранник не имеет законного основания. Любая торговая точка прекрасно об этом осведомлена».
Поэтому гражданам следует иметь в виду, что, обязывая сдавать сумки, охрана магазина навязывает заключение договора хранения, чем нарушает статью 421 Гражданского кодекса РФ, защищающую принципы свободы договора.
Если охрана идет на конфликт и отказывается впускать покупателя с сумками в магазин, следует сразу же требовать Книгу жалоб и предложений. В ней нужно подробно описать ситуацию с указанием нарушения своих прав потребителя.
НЕ ХОЧУ ТАКУЮ
Еще один момент, на который необходимо обратить внимание, — возврат товара. Купили вы, скажем, купальник для поездки в Египет или любую другую вещицу, но она вам не подошла. Размером ли, цветом ли – неважно. Можно это приобретение сдать обратно?
Николай Шеметов, юрист: «В постановлении Правительства, которым утвержден Перечень качественных товаров, не подлежащих обмену и возврату от 19 января 1998 есть пункт: «предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары). Так что советую твердо настаивать на обмене остальных неподошедших товаров либо возврате денег, если подходящего Вам экземпляра в магазине нет». Кстати, табличка о запрете на возврат очков неправомерна и ущемляет права потребителей.
К слову, отнесение купальников к бельевым изделиям из трикотажа, также не подлежащим обмену и возврату, тоже весьма спорно. Многие эксперты указывают: поскольку это купальный «костюм», то бельевым изделием в смысле законодательства о правах потребителей его считать нельзя.
ПОСТОЯТЬ ЗА СЕБЯ
Нередко продавцы отказываются принимать бракованный товар, ссылаясь на то, что вы выбросили упаковку, чек и уже успели попользоваться покупкой. Однако по закону упаковка для возврата некачественной вещи не требуется. Отсутствие чека можно запросто заменить свидетельскими показаниями подруги, с которой вы ходили за покупками, и другими доказательствами (ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»).
Более того, если вы частично израсходовали некачественный товар или даже изменили его (например, подшили купленные брюки или юбку), то продавец не вправе удерживать из возвращаемых вам денег сумму, на которую понизилась стоимость вещи в результате ее частичного использования (ст. 503 Гражданского кодекса РФ).
КСТАТИ
По Закону «О защите прав потребителей», если вам пришлось везти на ремонт в магазин купленный товар и весит он больше 5 кг, продавец должен компенсировать траты за перевозку.
ЦИФРА
По статистике Союза потребителей России, 80 — 90% претензий покупателей удовлетворяются, не доходя до суда. А в судах порядка 90% дел решаются в пользу покупателей.
Источник: Gorod55.ru