"Я сделал убийство ярким" | Главное | Time Out
Главное

“Я сделал убийство ярким”

  26 ноября 2007
5 мин
“Я сделал убийство ярким”
Выходит «Параноид Парк» — фильм Гаса Ван Сента о подростках-скейтерах. Режиссер рассказал Time Out о немотивированном бешенстве.

Режиссер Гас Ван Сент прославился после выхода фильма «Мой личный штат Айдахо» (1991).В 1997 году его картина «Умница Уилл Хантинг» была номинирована на «Оскар» и собрала огромную для независимого режиссера кассу — 200 млн долл. После этого Ван Сент, получивший возможность снять все что угодно, сделал ремейк «Психоза» Хичкока, драму «Слон» по мотивам трагедии в школе «Колумбина», когда школьник расстрелял одноклассников и учителей, и «Последние дни» — историю самоубийства Курта Кобейна. В 2007 году он снял «Параноид Парк» — о том, как подросток-скейтер случайно убил охранника. В этом проекте Ван Сент отказался от профессиональных актеров, отдав предпочтение настоящим скейтерам.

Правда, что вы искали актеров для «Параноид парка» в интернете?

Мы искали везде. В Портленде развесили объявления — они выглядели как цирковые афиши. Давали анонсы по радио и телевидению. Звали на пробы всех — скейтбордистов, старшеклассников. Мы уже давно это делаем. Два парня, которые так попали в фильм «Слон», стали профессиональными актерами, работают в Голливуде. Мы поместили информацию на MySpace — теперь ведь это то же самое, что в бакалейной лавке объявление повесить.

Как вы сужали круг претендентов?

Откликнулись две тысячи человек. Мы со всеми встретились — это был первый этап. На втором мы просили рассказать о себе, на третьем— прочитать реплики из сценария. Не то чтобы я настаивал на обычных подростках, мы искали и профессионалов— в Нью-Йорке, в Лос-Анджелесе, отобрали человек пятьдесят. Самый опытный из них — Антон Ельчин, ему тогда 17 исполнилось. На последнем этапе мне надо было принять решение — взять его или Гейба Невинса, который никогда в кино не снимался. В итоге я выбрал Невинса, потому что Антон на пробах отлично вжился в роль, а Гейбу не надо было ничего играть — он сам по себе и был таким задумчивым трагическим подростком.

Зачем было делать сцену убийства такой резкой? Мог ли охранник, которого убивает герой Невинса, выжить?

Да, мог. Я намеренно делал эпизод с убийством таким ярким и выпуклым, он драматически повлиял на главного героя.

Почему вы заинтересовались именно скейтбордистами?

Я был скейтбордистом еще до того, как появились скейтборды. Мы сами делали себе доски, довольно примитивные, с керамическими подшипниками. Я быстро потерял интерес— очень были ограниченны возможности для трюков. Даже по фотографиям того времени видно, насколько это было скучное занятие. Все изменилось в 70-е. Мне было 22 года (или чуть больше), когда я начал снимать фильм «Скейтборд». Уже появились свои чемпионы, доски сильно усовершенствовались. Я тогда попробовал прокатиться и был неприятно удивлен тем, что падать очень больно.Для подростка это ерунда, а когда кости становятся твердыми…

Известно, что на вас повлияли битники. Кто еще?

«Веселые проказники», компания Кена Кизи. Кто еще? «Битлз»? (Смеется.) «Битлз», Беккет и Берроуз. Все, что начинается на «Б». Потому что теперь это Бела — Бела Тарр, венгерский режиссер.

10 вещей, которые вы должны знать о Гасе Ван Сенте

Скейтеру Гейбу Невинсу не пришлось вживаться в роль

В контексте вашего фильма «Слон» о подростках, расстрелявших одноклассников, как вы восприняли бойню, которая весной произошла в университете в Вирджинии? Многие обвиняли кинематограф…

Это допустимая теория, но не единственная. Есть еще наркотики. Он употреблял наркотики? Кино может повлиять, да, но это не единственный фактор. Он любили фильм «Олдбой»? В «Слоне» мы пытались показать, как средства массовой информации провоцируют насилие. Что это? Телевидение? Наркотики? Семья? Школа? Компьютерные игры? Интернет? Доступное оружие? Мне не хотелось давать ответов. «Слон» должен был подтолкнуть зрителя к поиску собственных интерпретаций.

Что вы подумали, когда услышали о стрельбе в Вирджинии?

Я подумал: «Черт, мне придется по телевидению комментарии давать». Я видел выступления экспертов — психологов, социологов, — они переливали из пустого в порожнее. Это выглядело не как попытка разобраться в случившемся, а как извращенный способ оплакать погибших. Мне стало грустно. Стрельба в школе была редким, шокирующим происшествием. Но теперь она становится чем-то обыденным.

И все-таки у вас есть какая-то основная версия, почему это происходит?

Возможно, просто вспышка гнева. В американском сленге есть такое выражение — going postal. Когда у человека вдруг случается приступ бешенства. Почтальонам раньше выдавали оружие, чтобы они могли защищать себя, а они вместо этого палили по товарищам и начальникам. Когда ты в течение долгого времени выполняешь рутинную работу, начинаешь сходить с ума. Так было с почтальонами, так происходит с современными школьниками. Им скучно, у них проблемы с одноклассниками — и все это повторяется изо дня в день, накладывается на драму взросления… Когда я учился в колледже, несколько моих друзей покончили с собой или сошли с ума.

Кажется, вы совсем не интересуетесь взрослыми. Все ваши последние фильмы о подростках…

Мне-то интересны взрослые. Но в «Параноид Парке» главный герой ими совсем не интересуется.Родителям он не доверяет, потому что они разводятся. И вообще, он в том возрасте, когда человек противопоставляет себя взрослому миру… На самом деле не все мои последние фильмы были о подростках. Давайте признаем, что герой «Последних дней» был все-таки взрослым.

10 вещей, которые вы должны знать о Гасе Ван Сенте