Прекрасное близко
Говорят, московское метро — лучшее в мире. Утренняя толкучка на «Щукинской», борьба за места на «Медведково», постоянная пробка на «Парке Культуры» и попрошайки — все это не в счет. Пускай подземка с трудом справляется с трафиком пассажиров, представить без нее жизнь города невозможно. Метро растет вместе с Москвой и, как зеркало, отражает все проблемы, которые происходят где-то наверху.
В декабре появятся две новые станции. В середине месяца на Люблинской линии откроется «Сретенский Бульвар» с пересадкой на «Чистые Пруды» и «Тургеневскую». А перед самым Новым годом обещают открыть станцию «Строгино». Филевская линия отныне будет заканчиваться станцией «Кунцевская», к которой от «Парка Победы» подвели Арбатско-Покровскую линию. К той же Арбатско-Покровской отходят станции «Молодежная» и «Крылатское», а также новая «Строгино». Сейчас строгинцы до центра добираются окружным путем: на трамваях и маршрутках до «Щукинской», а там штурмуют переполненные жителями Митина и Тушина поезда Таганско-Краснопресненской линии.
24 декабря открывается станция «Строгино» Арбатско-Покровской линии. Жители Строгина ждут метро с 1990 года, а теперь опасаются притока иногородних квартиросъемщиков
В следующем году нам дадут всего одну новую станцию — «Славянский Бульвар» на участке «Парк Победы» — «Кунцевская», зато на 2009 год запланировано целых пять. На Люблинской линии появятся «Достоевская» около Театра Российской армии и «Марьина Роща» на Сущевском Валу. На западе откроют станцию «Мякининская» на территории торгового центра «Крокус Сити», затем по метромосту линия перейдет на левый берег Москвы-реки, к станции «Волоколамская» в 1-м микрорайоне Митина. Наконец, на проходящем по поверхности участке Замоскворецкой линии построят станцию с угрюмым названием «Технопарк».
2010 год должен стать счастливым для жителей Новокосина — у них откроют одноименную станцию Калининской линии. Южная часть Люблинской линии пересечет в глубоком туннеле Москву-реку— там откроют три новые станции: «Борисово», «Шипиловскую» и «Зябликово». Последняя станция будет пересадочной на «Красногвардейскую» Замоскворецкой линии. В 2011-м Арбатско-Покровскую линию на севере продлят до станции «Митино», Таганско-Краснопресненскую на востоке — до «Жулебино», Замоскворецкую на юге — до «Братеево», а Бутовскую линию легкого метро — до станции «Битцевский Парк». А к 2013 году обещают продлить Люблинскую линию от «Марьиной Рощи» до пересечения Дмитровского шоссе и Бескудниковского бульвара, где появится станция «Лихоборская». Есть и более далеко идущие планы. Например, после 2011 года начнут продлевать Калининскую линию на запад. Сразу за «Третьяковской» будет находиться станция «Кадашевская» с выходом на Болотную площадь. Потом будут «Остоженка», пересадочная на «Кропоткинскую», и «Смоленская» с пересадками на одноименные станции Арбатско-Покровской и Филевской линий. Последней запланирована «Москва-Сити», где будет пересадка на «Деловой Центр». Весь этот гороскоп содержится в Постановлении правительства Москвы о планах метростроения на 2008—2010 годы. И, возможно, эти задумки сбудутся, если у мэрии вновь не поменяются планы.
Модернистскую станцию «Строгино» будут освещать 224 cветильника, спрятанных внутри 14 потолочных проемов в виде капель. Для инвалидов в левом вестибюле есть лифт, а в платформе с обеих сторон — бегущие строчки, сигнализирующие о приближении поезда
Так выглядят эскалаторы без перил и ступенек изнутри
Конечно, можно порадоваться за жителей Строгина, Митина, Жулебина и Новокосина, которые смогут добираться до центра не в тесных маршрутках, а в метровагонах. Но, даже открывая по четыре-пять станций в год, власти не решат транспортного коллапса, в который Москва погружается с огромной скоростью. Тут надо строить линии-дублеры, развивать скоростной трамвай и городские электрички. Пару лет назад Госстрой провел сложные подсчеты и торжественно объявил, что в нынешних границах Москвы могут комфортно проживать не более 5,2 миллиона человек. Между тем, по данным последней переписи, в Москве свыше 10 миллионов жителей, а каждый рабочий день в город приезжают еще 5 миллионов жителей области. Одна-единственная Таганско-Краснопресненская линия обслуживает жителей Кузьминок, Текстильщиков, Выхина, Люберец, Дзержинского, Жуковского и Раменского. О давках на «Выхино» уже слагают легенды. В распоряжении мытищинцев лишь Калужско-Рижская линия, до которой еще нужно доехать по пробкам Ярославского шоссе. По разным оценкам, городу не хватает порядка 150 километров линий, в ближайшие 5 лет будет построено максимум 30—40. А город за это время вырастет еще. К тому же метро в Москве спланировано так, что из Перова в Бутово можно попасть или через Кольцевую линию, или через центр. Пересадочные станции за пределами кольца можно пересчитать по пальцам. Эту проблему предлагают решить несколькими способами. Например, строительством Второй кольцевой линии. Де-факто два участка ее уже существуют: это Каховская линия и участок Сокольнической линии от «Черкизовской» до «Улицы Подбельского». Однако строительство такого кольца не входит даже в самые дальние планы правительства. Зато в 2011 году обещают начать строить пока безымянную линию от «Делового Центра» через «Беговую» и Ходынское поле к «Динамо» и «Савеловской». В недалеком будущем линию планируют замкнуть, и она будет проходить в двух-трех перегонах от Кольцевой линии.
Из-за экономии места на «Сретенском Бульваре» стальные силуэты заменят на мозаику художника Ивана Лубенникова, исписавшего «Маяковскую»
Дмитрий Гаев,
начальник Московского метрополитена
«Метро — это среда обитания человека. Когда пассажир находится под землей, существует определенное угнетение психики. Поэтому ему надо дать что-то интересное, что отвлекало бы его от мрачных мыслей и давало положительный заряд. Мы придумали фотогалерею на станции “Деловой Центр”, поезда “Акварель”, “Красная стрела”, поезд, посвященный юбилею “Детского мира”. Сейчас мы работаем над поездом “Москва читающая”. Что-то должно быть приятным человеку, в том числе и в метрополитене. Наша политика — дружба метрополитена с искусством.
Чтобы скорее завершить строительные работы на «Сретенском Бульваре», штукатурщицы работают в три смены. Сейчас на глубине 63 метров от пыли нечем дышать
Вообще у Метростроя в последние годы было много проблем. С одной стороны, отсутствие средств. С другой— постоянное изменение планов и концепций. Сперва возникли планы построить аж пять линий легкого метро в пригороды: Бутовскую, Митинскую, Жулебинскую, Новокосинскую и Солнцевскую.Потом решили опутать весь город линиями монорельса. Дальше придумали новую игрушку — проложить через весь центр линии мини-метро. Оно должно было быть как большое, только с маленькими станциями и короткими поездами.Такие линии хотели проложить в Сити, Хамовники, Лефортово и под Бульварным кольцом. В итоге единственная линия монорельса функционирует в экскурсионном режиме, и развивать сеть никто не собирается. Бутовская эстакадная линия оказалась дорогой в обслуживании, а окрестные жители жалуются на шум от проходящих поездов. Про термин «мини-метро» и вовсе забыли, в Сити пришло ответвление обычной Филевской линии. Но в разработку стандартов для новых видов транспорта были вложены немалые деньги, которые могли бы пойти на строительство тех участков, где они больше всего нужны. Стоило ли в дикой спешке строить в Сити аж две станции, «Деловой Центр» и «Международную», которые стоят пустыми, когда жители Митина или Жулебина каждый день вступают в смертный бой за место в маршрутке?
Для многих экспертов строительство нового кольца так близко от старого — абсурд.Новая линия практически не сократит дорогу жителям дальних районов. Впрочем, в планах новый участок кольцевым не на-зывается. Тем более что есть у московских властей и другие амбиции. До сих пор на развешанных в вагонах картах нарисована Солнцевская линия легкого метро, которая должна соединить Новопеределкино и «Юго-Западную». В 2002 году ее обещали построить в 2005-м, в 2005-м называли датой открытия 2008-й. Теперь же ее вообще не собираются строить. Зато в 2014 году нам обещают 14-километровый участок обычного метро от Солнцева до «Парка Победы». Этот проект вызывает много вопросов. Вроде бы все хорошо, жители Новопеределкина и Солнцева будут сперва по собственной линии добираться до «Парка Победы», а оттуда в центр по Арбатско-Покровской линии. Но через ту же Арбатско-Покровскуюлинию в центр будут ездить жители Крылатского, Строгина и Митина. «Парк Победы», скорее всего, превратится в новое «Выхино».
Кстати, новую кольцевую линию строить не обязательно, в качестве альтернативы можно пустить электрички по Малому кольцу Московской железной дороги. В конце 2008 года якобы начнется движение от станции Пресня около Сити до станции Канатчиково в районе улицы Вавилова. Этот участок пересекает сразу три линии метро — Филевскую, Сокольническую и Калужско-Рижскую. Но будут ли организованы удобные пересадки с метро на поезда и будет ли у двух видов транспорта единый билет — пока не известно.
Проблема в том, что в Москве нет утвержденного плана развития скоростного транспорта хотя бы на десять лет, где будут четко описаны строящиеся ветки метро, городских электричек и скоростных трамваев. А радиально-кольцевая схема, по которой метро строилось по сей день, себя исчерпала.
Ребрендинг по-московски: старый вагон с новой кабиной и салоном
Дмитрий Гаев,
начальник Московского метрополитена
На расстоянии одного-двух перегонов наибольшее наполнение поездов. Это так называемые критические перегоны, где скапливается максимальное количество людей на каждом направлении. Вторая кольцевая линия на расстоянии одной-двух станций от первой должна разгрузить эти перегоны, чтобы повысить комфортность перевозки на линии в целом. В противном случае пассажир все равно поедет через обилие пересадок. Человек психологически выбирает наиболее короткий путь и не поедет в центр по большому радиусу».