Евгений Гришковец: Бюджет «Сатисфакции» 22 секунды «Аватара»
С 20 января фильм «Сатисфакция» вышел в прокат. А вместе с ним вышел к народу и один из его создателей – актер, продюсер и соавтор сценария Евгений Гришковец. В Омск он прилетел 22 января, чтобы пообщаться с поклонниками и вместе с ними посмотреть свое новое творение. Вопросы, вплотную касающиеся сюжета, Евгений Валерьевич старательно «обходил», дабы ненароком не раскрылась главная интрига фильма. Однако заверил пришедших, что собачка, задействованная в одной из сцен, не пострадала: сложные отношения с животными у писателя закончились после спектакля «Как я съел собаку».
О своем путешествии по премьерам
Это уже последний, десятый город по счету. Проехал полстраны от Южно-Сахалинска до Краснодара. Я счастлив представлять сегодня картину, с которой у меня сложились интересные отношения, в ней я выступил соавтором сценария и главным героем. Объехал много областей, краев и республик, посидел не в одном зрительном зале. Нужно сказать, что я не боюсь сидеть в зале вместе со зрителем, в то время как наши отечественные кинематографисты должны сейчас опасаться сидеть в одном зале со зрителем. А я не боюсь.
У нас нет большого пиара, рекламной кампании к фильму – мы сделали честную картину, самая лучшая реклама для которой – сарафанное радио. Так что после того как посмотрите, если понравится – расскажите друзьям, что на фильм стоит сходить. Или наоборот – поругайте кино, если не понравится.
О первом серьезном киноопыте
Идея пришла нам с Юрой Дорохиным. Нужна была история, где бы я сидел за столом и долгое время пил. Я впервые занимался кинопроизводством, и сниматься в кино мне очень понравилось. Это большое счастье. Ведь каждый мальчик, каждая девочка мечтает, чтобы к ней в школе подошел дядя и сказал: «Девочка, а хочешь сниматься в кино?». Даже если в этом городе даже близко никакого кино нет. А вот продюссирование – это ужас, невыносимо трудно. Не в том смысле, что мне приходилось заниматься тяжелым физическим трудом. Просто с этой картиной нужно особо долго возиться, заниматься ею. Ведь людям, которые доносят кино до зрителя, совершенно безразлично русское кино. Им гораздо проще продать голливудский блокбастер, чем продвигать отечественные картины.
Говорят, что меня не любит камера, но я себе на экране нравлюсь. Я себя на экране люблю. Так получается, что во всех фильмах играю пьяных. Что за напасть такая! А в «Сатисфакции» вообще – алкогольная дуэль двух людей. Кстати, слухи о том, что «Сатисфакция» малобюджетна, преувеличены. Мы подсчитали, что со всеми копиями для кинозалов, каждая из которых стоит около 1000 долларов, у нас ушел почти миллион. А вообще, бюджет нашего фильма равен 22 секундам «Аватара».
О своем зрителе
«Сатисфакция» – народный фильм. Человек, купивший билет на «Сатисфакцию» – самый главный человек для нашего кино. Его не редактор послал посмотреть, а потом написать. Он сам пошел. Выбрал время, купил билет и пошел. Именно с ним и начинает кино жить и бурлить.
Об отношении коллег
Писатели не считают меня писателем, они считают меня артистом, который пишет книжки. В кино меня считают выскочкой. А, между прочим, у меня лучше образование, чем у многих писателей. И уж тем более гораздо больше профессионализма, чем у тех критиков, которые об этом пишут. Так что претензии ко мне профессионально необоснованны. Меня часто обвиняют в том, что я проплаченный «Единой Россией» человек, это полная чушь. Снимать кино – это счастье. Но так уж повелось, кино у нас в России любят, а Путина – нет.
Случаи на съемках
Снимали мы в Иркутске. Нам дали съемочную площадку – большую стройку, мы в два дня никак не укладывались, были сложные съемки (к сожалению, эти эпизоды не вошли). На следующий день нужно было возвращать узбеков на съемку, а нам уходить. Весь звук писался вживую. А рядом стояла церковь, начали бить вечерню. Стало ясно, что у нас полчаса – и свет уходит. Один из съемочной команды говорит: «А я знаю там попа!», позвонил (пауза, смех) – и все, звон прекратился. Так вот я к чему, что в провинции ради кино можно даже «там» договориться.
Еду, которую приносят на площадку, киношники называют «кинокорм». Это как в самолете, только еще хуже. Так что больше месяца есть этот кинокорм тяжело. А тут нам приносили и еду из ресторана, вилочки, сервировка… Все, кто с нами работал, пришли к выводу, что кино нужно ездить снимать в Сибирь-матушку. Вот так и появляется надежда, что российский кинематограф все-таки не погибнет. Хоть и все говорит об обратном, хочется верить, что не погибнет.
О несостоявшейся роли Урганта
Я с большим уважением отношусь к Ване. Сценарий ему понравился, и он захотел работать над фильмом. На тот момент он уже был гиперзвездой. Но я просто понял, что на фильм пойдет несвойственная картине публика. То есть пойдут не на «Сатисфакцию», а на Ивана Урганта. Я ему не стал ничего объяснять. Вы можете не поверить, но он умный человек, сам все понял. Он много зарабатывающий, но не продажный.
О фестивальном кино
Нет, наш фильм не будет участвовать в фестивалях. Я сам лично был против того, чтобы «Сатисфакцию» отправляли на «Кинотавр». Я вообще не люблю фестивальное кино. Оно маргинально. Ну вот зачем, скажите, простой человек, который ездит на работу в общественном транспорте, пойдет смотреть «Как я провел этим летом» или «Овсянки»? Что он там должен увидеть? Все те фильмы, что получили призы на фестивалях, никогда не имели и не будут иметь успеха у зрителя, потому что снимались не для народа, а для жюри.