Театральный сезон
Мария Миронова
Кто: Дочь Андрея Миронова и одна из самых многообещающих молодых актрис всю жизнь мечтала о театре, попала в кино («Свадьба») и теперь снова играет в театре.
Было: Эвридика в спектакле «Плач палача» («Ленком»), Федра в спектакле Андрея Жолдака «Федра. Золотой колос» (Театр наций).
В прошлом сезоне: «Золотая Маска» за лучшую женскую роль в спектакле «Федра. Золотой колос».
В этом сезоне: Мария Миронова сыграет в Театре наций моноспектакль Андрея Жолдака «Кармен. Исход». Премьера — ноябрь.
Сначала Федра, потом Кармен — вы тяготеете к ролям сильных женщин?
У меня есть привязанность к современным темам и глобальным современным женским историям. Исходя из этого я и выбираю материал.
Вы уже второй спектакль делаете с режиссером Жолдаком — как вам с ним работается?
С одной стороны, очень трудно, а с другой— мы строим нашу работу на внутренних совпадениях, и они — огромны. Это не умственный контакт, мы общаемся скорее на интуитивном уровне, не логическом. Он прекрасно меня понимает и дает мне чрезвычайно много.
Что вам больше всего нравится в современном искусстве?
В последнее время, как ни странно, в моей жизни возникла опера. Все началось с премьеры «Бориса Годунова» обожаемого мной Сокурова. А потом я ездила за границу, смотрела очень много оперных постановок, и как-то в меня это очень попало. Может быть, потому, что трагедия — мой любимый театральный жанр — сродни оперному искусству.
Владимир Панков
Кто: Актер, режиссер и музыкант, который долго играл в чужих спектаклях и писал музыку для театра, а два года назад придумал новый жанр — саундраму.
Было: «Док.тор» в «Театре.doc» — музыкальный спектакль о буднях провинциального врача, «Переход» Центра драматургии и режиссуры — мюзикл о метро.
В прошлом сезоне: «Морфий» в Театре Et Cetera по Михаилу Булгакову. Герой «удачно» сочетает в себе две страсти: к музыке и к наркотикам.
В этом сезоне: проект студии Soundrama «Гоголь. Вечера» (премьера первой части состоялась в сентябре, остальные — в следующем году), русско-французский проект «Молодец» по поэме Марины Цветаевой в Театре наций.
Что такое саундрама?
Очень просто: звук и драма. Где драма становится звуком, а звук — драмой. Театр, основанный на чувствах, ритме, музыкальном и ассоциативном ряде. Не обязательно идти за сюжетом, потому что сюжетом здесь становится чувственный, инфернальный язык музыки. Здесь можно и нужно играть жанрами: тут есть и опера, и музыкальный, и драматический театр.
Вы ставите Гоголя и Марину Цветаеву. Что между ними общего?
Да одно только общее— развитие саундрамы. Саундрама — это всегда смешение языков. В случае с Цветаевой мы столкнулись не только со смешением поэтического и музыкального текста, но и со смешением двух культур, русской и французской. Самое интересное рождается именно там, где они сталкиваются.
Дмитрий Крымов
Кто: Художник, сын Анатолия Эфроса, вместе со своим курсом сценографов в ГИТИСе создал жанр театрального представления, построенного не на драматическом сюжете, а на визуальных образах.
Было: В «Школе драматического искусства» Крымов поставил «Недосказки», забавный полудетский спектакль, построенный на русских народных сказках, «Торги», вариацию на тему «Вишневого сада», и остроумный спектакль «Донкий Хот».
В прошлом сезоне: Спектакль «Демон. Вид сверху» был поставлен в зале «Глобус» здания «Школы драматического искусства»: вытягивая шеи, зрители наблюдали, как из лермонтовского «Демона» вылезала вся история русской литературы. Есть все шансы, что именно за этот спектакль Крымов наконец-то получит «Золотую Маску» в номинации «Новация».
В этом сезоне: «Корова» по Платонову — октябрьская премьера Крымова. У несчастной коровы, которую в спектакле играет девочка в красном берете, забирают теленка, и она с горя бросается под поезд.
Адольф Шапиро
Кто: Без преувеличения великий режиссер, с 1962-го по 1992 год возглавлявший Рижский молодежный театр. Работает в основном в России и иногда ставит в Прибалтике на русском языке.
Было: Самый известный спектакль Шапиро в Москве — «Вишневый сад» 2004 года с Ренатой Литвиновой в главной роли в МХТ им. Чехова . В том же МХТ вот уже семь лет идет его «Кабала святош» по Булгакову, где Олег Табаков играет Мольера.
В этом сезоне: Ставит в театре Et Cetera роман Брэдбери «451° по Фаренгейту» о сожжении книг. Премьера— декабрь.
Почему Брэдбери?
Тут все и случайно, и закономерно. Я недавно перечитал эту книгу и понял, что сейчас это все очень важно. Потому что сейчас, когда идет такая агрессия поп-культуры, надо противопоставлять ей что-то истинное.И книга Брэдбери как раз дает возможность создать спектакль на эту тему.
Но ведь сейчас ничто специально не уничтожается…
Но уничтожение книг — это ведь образ, сжигание может быть не только физическое, правда ведь? Уничтожение духовности и курс на создание общества потребления, на стандартизацию — это все связано в одну систему, ничего случайного нет.
Константин Богомолов
Кто: Выпускник филологического факультета МГУ, разлюбил филологию и ушел в театр.Один из самых успешных молодых театральных режиссеров.
Было: «Что тот солдат, что этот» (Бертольт Брехт) на Малой сцене Театра им. Гоголя в 2003 году, «Бескорыстный убийца» Ионеско на Малой сцене РАМТа в 2004-м.
В прошлом сезоне: Константину Богомолову наконец-то дали большую сцену, и в одном сезоне он выстрелил трижды: детским спектаклем «Муми-тролль и комета», «Театральным романом» Булгакова в Театре им. Гоголя и тонким и популярным спектаклем по «Много шума из ничего» Шекспира в Театре на Малой Бронной.
В этом сезоне: «Процесс» Кафки в Театре п/р Олега Табакова. Премьера— ноябрь.
Почему «Процесс» Кафки?
Кафка очень театральный автор, и вещи, о которых он пишет, актуальны и сегодня. Например, как можно продолжать спокойно жить в мире, где все пронизано судом и следственными действиями. О том, что есть суд и есть художники, которые обслуживают суд.
А куда после «Процесса»? В современную драму не хотите податься?
Интересных текстов сейчас масса, перечислять долго, выбрать трудно. Но современная драма— это не для меня. Я не вижу там хорошей литературы.
Юрий Чурсин
Кто: Молодой талант МХТ им. Чехова, крепнущий день ото дня.
Было: Чурсин начинал в Театре им. Вахтангова. Он прославился, когда его открыл Кирилл Серебренников. У него Чурсин сыграл молодого повесу Буланова в «Лесе» Островского, где герой в последние минуты превращался в Путина, сыночка Петеньку в «Господах Головлевых» и манекен для следственных экспериментов в фильме «Изображая жертву».
В прошлом сезоне: Сыграл плохого следователя в спектакле Серебренникова «Человек-подушка» и с Дмитрием Дюжевым переодевался в женское платье в «Примадоннах» Кена Людвига на сцене МХТ.
В этом сезоне: Сыграет одного из героев «Школы злословия» Романа Козака по пьесе Шеридана на сцене МХТ им. Чехова.
Что для вас сейчас важнее — кино или театр?
Две совершенно разные дисциплины, у каждой из которых свое место. Театр — это место моей службы, а приглашения в кино зависят от обстоятельств, так что пока, наверное, театр на первом месте.
Как вы попали в спектакль Козака?
По сути, это случайность или, если угодно, судьба, предопределенная моим местом работы — МХТ.
Не проявится ли у вас «комплекс отсутствия Серебренникова», с которым вы так много работали?
Мне кажется, вы склонны переоценивать фактор осознанного выбора. На договорной основе у Кирилла Серебренникова я сыграл только в «Откровенных полароидных снимках». Все остальные мои работы в его спектаклях — результат мхатовского распределения. Я штатный сотрудник, который выполнял свою работу у Серебренникова, и не вижу, почему мне не продолжить это делать под руководством Козака.
Какая у вас в «Школе злословия» рольи как она вам дается?
Я играю Джозефа Серфеса, одного из двух братьев. Личных чувств к персонажу пока не испытываю, на данном этапе — только профессиональные.
Мириам Сехон
Кто: Актриса Студии театрального искусства, лидер ВИА «Татьяна», исполняющего шлягеры 20—30-х годов, солистка группы Green Point Orchestra.
Было: Мириам можно увидеть хоть и не в главных ролях, но почти во всех знаменитых спектаклях Студии театрального искусства — единственного студийного театра Москвы, очередь в который стоит как на премьеры к Петру Фоменко. В частности, она играет Ниночку в «Мальчиках», Луну в «Как вам это понравится», а также Антонину Петровну Хотетову и Ксению Матвеевну в спектакле «Захудалый род».
В прошлом сезоне: Снялась у Павла Лунгина в фильме «Ветка сирени».
В этом сезоне: Сыграет одну из главных ролей в спектакле по Чарльзу Диккенсу «Битва жизни», который готовит сейчас Сергей Женовач. Премьеру обещают в декабре, уже на новой сцене Студии.
ВИА «Татьяна» собирает полные залы без рекламы
Роман Козак
Кто: Режиссер и актер, художественный руководитель Театра им. Пушкина.
Было: В 2001 году Роман Козак возглавил Театр им. Пушкина, и с тех пор почти все его силы уходят на превращение театра в успешный проект. Кажется, получается.
В прошлом сезоне: Практически целиком ушел в проекты в собственном театре, поставил пьесу Айвона Менчелла «Девичник Club», где Вера Алентова, Лариса Голубкина и Мария Аронова играют трех вдов, оплакивающих погибших мужей.
В этом сезоне: «Школа злословия» Шеридана в МХТ им. Чехова (декабрь), «Саранча» Биляны Срблянович в Театре им. Пушкина, в ролях Николай Фоменко, Игорь Ясулович, Виктор Вержбицкий (весна).
Какие для вас главные события сезона в вашем театре?
Михаил Бычков — режиссер, в которого очень верю (он делал у нас спектакль «Счастливые дни» с Верой Алентовой в главной роли), — будет ставить малоизвестную пьесу Луиджи Пиранделло «Человек, зверь и добродетель».В ней в наш театр вернется Мария Голубкина, а главную роль сыграет Валерий Гаркалин. Премьера в декабре.
А ваши планы каковы?
Пока Бычков репетирует, я ставлю в МХТ «Школу злословия» Шеридана. Там звездный состав — Семчев, Золотовицкий, художник Саша Боровский, с которым мы работаем со студенческой скамьи, но впервые делаем спектакль вместе.
Ваше имя становится залогом успешного театрального проекта. Есть ли у вас рецепт успеха?
Главное — не думать об успехе.А там уж жизнь покажет.
Николай Фоменко
Кто: Известный шоумен, автогонщик и хороший драматический актер.
Было: Последние роли Фоменко сыграл в начале нулевых в Театре им. Пушкина и после спектаклей «Академия смеха» и «Трое на качелях» сделал в своей сценической карьере почти пятилетний перерыв.
В этом сезоне: Фоменко возвращается на сцену в «Саранче» Биляны Срблянович в постановке Романа Козака на сцене Театра им. Пушкина — премьера в апреле.
Зачем вам на данном этапе карьеры театр?
Странный вопрос. Я никогда не думаю о карьере, об этапах, я думаю о конкретных проектах. В данном случае мы решили, что будем делать «Саранчу», потому что не могли не делать. У меня так всегда. В этом, как мне кажется, и состоит цель творчества как такового. Мы работаем не для зрителей, а для себя самих. Это вопрос о целях творчества: когда ты что-то делаешь, ты не составляешь бизнес-планы. Плюс еще театр — это всегда некий энергетический эксперимент.
А как же месседж, посылаемый аудитории?
Чтобы имело смысл посылать месседжи, на той стороне должны обладать какой-то программой по расшифровке. Без этого речь идет о выставлении себя напоказ. Мне заниматься этим уже поздно.
Есть ли в ваших планах другие роли в театре?
Скорее всего. Только не в Москве, а в Петербурге, где мы собираемся поставить «Детей Ванюшина». Не исключено, что будут и другие роли. Я планирую заниматься творчеством, без «Танцев на льду» и всего такого прочего. Этот происходящий вокруг цирк — не для меня.
Нелли Уварова
Кто: Красотка из РАМТа, известная по роли дурнушки.
Было: Нелли Уварову несложно увидеть в театре: она играет в половине культовых спектаклей РАМТа. Среди самых успешных ее работ — Ирина в «Трех сестрах», Дуся в «Тане» и моноспектакль «Правила поведения в современном обществе».
В прошлом сезоне: Пауза вместе с большей частью труппы РАМТа — Уварова готовилась к премьере «Берега утопии».
В этом сезоне: В масштабном полотне «Берега утопии» по пьесе Тома Стоппарда Нелли играет сразу три роли: Натали Байер, Натали Герцен, жену Александра Герцена, и Мэри Сатерленд, любовницу Огарева.
Вы известная телеактриса, и при этом вас постоянно можно увидеть в театральных постановках. Почему?
Я училась в киноинституте на актерском факультете.Но при этом нам всегда внушали, что театр — это главное для актера. Это возможность быть в процессе каждый день, здесь и сейчас, ежедневная школа.
Вы любите совершенствоваться?
Я живу процессом, а не результатом. Кино — это тоже процесс и очень интересный, но он ограничивается рамками съемок. И конец — это значит навсегда.А я не могу жить от звонка до звонка.
И что было для вас самым интересным в «Береге утопии»?
Безумно счастлива одной из ролей, которую играю, — Натали Герцен. Это очень многогранный персонаж, мне с ней трудно и по сей день. И по-человечески она меня вырастила, можно сказать, что не я сделала эту роль, а роль сделала меня. Это как Настасью Филипповну сыграть в «Идиоте» — роль, которая дает возможность ежедневно будить в себе все самое-самое.