Итоги-2007
Комик года
«Наша Russia»
Нынешний год стал переходным сразу для нескольких российских юмористов. Comedy Club Production запустила на ТНТ скетчком «Наша Russia» с участием Михаила Галустяна и Сергея Светлакова. Проект занял первые места в телевизионных рейтингах. У актеров большой шанс на повышение после того, как звезда «Комеди Клаба» и соавтор «Наша Russia» Гарик Мартиросян появился в проектах Первого канала. К тому же Галустян произвел сильнейшее впечатление на Аллу Пугачеву, выступив в «Ледниковом периоде» в ее облике. Когда Михаил шлепнулся, поп-дива хохотала до слез.
Народный комик года
Гарик Мартиросян
Если Галустян стал новым Мартиросяном, то Мартиросяна можно назвать новым Петросяном. С февраля он ведет на Первом канале шоу талантов. «Минута славы», скорее всего, большинству кажется менее смешной, чем «Клаб». Но для Мартиросяна она вполне может стать трамплином для прыжка в нишу Евгения Петросяна и его «аншлаговских» сотоварищей.
Девушка года
МакSим
Марина Максимова, или просто МакSим, недавно приехавшая в столицу из Татарстана, уже продала рекордные 1,2 млн легальных копий дебютного альбома. Гиперлиричные мелодии и незатейливые тексты МакSим рассчитаны на учениц выпускных классов (хотя певица тщательно скрывает свой возраст, очевидно, что она сама в их числе была не так давно). За МакSим не стоит никто из серьезных продюсеров, она исполняет песни собственного сочинения и как тренд являет собой нечто законченное и безусловно позитивное.
«Спасибо» года
Земфира
По прошествии десяти лет с момента как «вороны-москвички ее разбудили» приходится констатировать, что Земфира от этих самых «ворон» стала практически неотличима. Она органично интегрировалась в мир московского истеблишмента, а после выхода альбома «Спасибо» — действительно оригинальное название! — Земфиру уже сложно назвать рок-певицей, куда больше подходит «девушка с обложки».
Лучшие диски-2007
Западные
The National «Boxer»
Burial «Untrue»
Radiohead «In Rainbows»
Eluvium «Copia»
Kanye West «Graduation»
Отечественные
Аукцыон «Девушки поют»
2H Company «Искусство ухода за АК-47»
Самое Большое Простое Число «Самое Большое Простое Число»
Сплин «Раздвоение личности»
МакSим «Мой рай»
Сексуальное потрясение года
Даша Пушкина
Глядя на диджея Дашу Пушкину, сложно представить, что всего несколько лет назад она играла скучный драм-н-бейс, годящийся для танцев разве что вчерашним школьникам. Теперь Пушкина ориентирована на более взрослую и искушенную аудиторию. Каждый ее сет запоминается зрителям не только очень качественным музыкальным содержанием, но и новыми, неизменно завораживающими нарядами. Музыкальные вкусы имеют свойство меняться как у аудитории, так и у диджеев и со временем могут перестать совпадать. А вот артистизм и умение эпатировать публику — они либо есть, либо их нет. У Даши Пушкиной — есть.
Просто потрясение года
Тина Канделаки
В 2007 году рот Тины Канделаки был едва ли не более обсуждаем, чем цена нефти под 100 долларов за баррель. Похоже, Тина хорошо изучила запросы целевой аудитории и умеет время от времени ею манипулировать. Во-первых, прошлой осенью она одновременно болела свинкой дома и попала в аварию вместе с бизнесменом и депутатом Керимовым на Променад дез Англе. Хотя насчет двух мест — нельзя исключать, что речь идет о настоящей Тине и «человеке, похожем на Тину».
Но если в первом случае «потрясло» прежде всего саму Тину — в буквальном смысле,— то во втором уже она потрясла окружающих. Вручая в сентябре Ксении Собчак награду «Человек года», Канделаки поздравила коллегу неожиданно долгим, эмоциональным поцелуем в губы. По количеству задействованных мускулов поцелуй Тины Канделаки напомнил аналогичные действия последних генеральных секретарей партии.
При чем тут Мадонна и Бритни — мы деликатно умолчим.
Хозяева года
Промоутеры «Солянки»
Еще за несколько месяцев до того, как закрылось прибежище наиболее отвязных и готовых идти до конца московских тусовщиков, «Микс», его бывший арт-директор Сергей Сергеев открыл новый клуб. Если не по оформлению, то по духу «Солянку» многие считают полноценным наследником «Микса». Ресторан-клуб, начавший работу задолго до официального открытия, получил известность под именем улицы, на которой стоит.
Хотя тэглайн «Солянки» с самого открытия был «никому не рассказывать», очереди образовались у ее входа довольно быстро.И тут промоутеры слегка припозднились с тем, чтобы разделить публику: формат «только для своих» работает до тех пор, пока «своих» не становится слишком много. Для тех, у кого деньги и кому все равно, всегда остаются «Rай» и «Дягилевъ».
Гость года
Бейонсе Ноулз в «Олимпийском»
Казалось бы, свершилось: здравствующая звезда приехала! Думается, даже не умеющие читать жители китайских деревень уже хорошо знакомы с таким культурным явлением, как попа или грудь Бейонсе. Но особенность концерта приехавшей в октябре звезды r’n’b №1 заключалась в том, что, как выяснилось, возможность услышать Бейонсе вживую не вдохновила даже 50 тысяч москвичей. Сложно назвать причину: дороговизна билетов, игра сборной России по футболу против англичан или зрители предвидели часовую задержку перед стартом.
Миллионер года
Александр Стриженов
Как говорил Гете, ничто так не сопутствует успеху, как успех.Так что если мы не будем скупиться на похвалу Александру Стриженову, то, может, он снимет нам еще таких фильмов, как «Любовь-морковь» — трехмиллионный проект собрал в прокате 11 млн долларов.
Удивительным образом при просмотре «Моркови» не только смеешься, но и не испытываешь отвращения к самому себе за то, что смеешься. Вполне распространенная на Западе традиция переодеваний в одежду противоположного пола впервые со времен «Здравствуйте, я ваша тетя» удачно реализовалась в российском кино. И оставим зрителям и критикам спорить, кто убедительнее — Куценко, играющий женщину, или Орбакайте, ставшая мужчиной.
Гордость коллекции года
Эрик Булатов
Давно живущий за границей художник вернулся еще в конце прошлого года с тщательно сделанной и очень успешной ретроспективой в Третьяковке — больше 100 произведений собирали буквально по всему миру. Еще год назад в российских собраниях старых классических работ мастера не было вовсе. Вскоре у коллекционеров появился шанс их получить, и аукционные цены еще раз подтвердили высокий статус Булатова: на аукционе Phillips de Pury 22 июня в Лондоне его знаменитая картина «Не прислоняться» ушла за 1,8 млн долларов. На этом фоне следующие продажи, в том числе и классической картины музейного класса «Брежнев. Советский космос» за 1,6 млн долларов, показались чуть ли не неудачей. Главное— все картины покупали отечественные коллекционеры, а самого Булатова можно видеть в Москве, и он работает над новым проектом.
Признание года
«Изгнание» в Каннах
Есть фильмы, про которые можно писать, не упоминая кассовых сборов, и созерцательное «Изгнание» Андрея Звягинцева определенно попадает в эту категорию. Фильм на основе повести Уильяма Сарояна «Повод для смеха» стал одним из главных событий Каннского кинофестиваля.
Успех «Изгнанию» в первую очередь принес получивший приз за лучшую мужскую роль Константин Лавроненко, карьера которого меньше всего предполагала случившееся. После ряда не слишком, по его собственному мнению, удачных ролей в кино актер сконцентрировался на театре. Почти 20 лет спустя его заметил Звягинцев и позвал сыграть в «Возвращении». Задумав «Изгнание», режиссер вновь не нашел альтернативы Лавроненко, который принес удачу не только фильму, но и всему отечественному кино: впервые за всю историю Каннского фестиваля русский актер награжден за лучшую мужскую роль.
Утешение года
«12» в Венеции
Никита Михалков получил на Венецианском фестивале специального «Золотого льва» за фильм «12»: за совокупную работу всей съемочной группы, а также «за великую способность воплощать бытие во всей его сложности с безграничным мастерством и гуманизмом».Учитывая формулировку, режиссера поощрили за актуальную чеченскую тему. При этом главный приз дали фильму китайского режиссера Энга Ли «Вожделение».
Лучшие фильмы-2007
«Типа крутые легавые», режиссер Эдгар Райт, Великобритания
«4 месяца, 3 недели и 2 дня», режиссер Кристьян Мунджу, Румыния
«Отрыв», режиссер Александр Миндадзе, Россия
«Пристрели их» , режиссер Майкл Дэвис, США
«Груз 200», режиссер Алексей Балабанов, Россия
«Superперцы», режиссер Грег Моттола, США
«Персиполис», режиссеры Венсан Паронно и Маржане Сатрапи, Франция — США
«Доказательство смерти», режиссер Квентин Тарантино, США
«Простые вещи», режиссер Алексей Попогребский, Россия
«Рататуй», режиссер Брэд Берд, США
Кастинг года
«СТС зажигает суперзвезду»
Шоу «СТС зажигает суперзвезду» — очередной проект из серии «Алло, мы ищем таланты» — неожиданно оказалось нескучным. Во-первых, все поют живьем и сияют собственным светом — дуэтов со звездами здесь нет. Во-вторых, представлены все возможные вокальные жанры — от оперных арий до рэпа, а жюри иногда не снижает оценки даже за неверно взятую ноту — общее впечатление оказывается куда важнее абсолютного слуха. Практически отсутствует элемент «реалити», а стало быть, и жюри, и зрители оценивают только номера, а быт участников остается за кадром. К тому же после каждого выступления здесь случаются довольно жесткие обсуждения: юной певице как-то прямо сказали, что петь ей категорически не стоит.
Чем меньше участников остается в проекте, тем очевиднее, что аналогов этому хоть и попсовому,но весьма прогрессивному шоу на нашем ТВ просто нет.
Конвейер года
«Фабрика звезд-7»
Перед запуском седьмой «Фабрики» решили усилить реалити-составляющую шоу.То есть сделать жизнь обитателей «звездного» дома зрелищнее. Но формат пятничных отчетных концертов это не сильно изменило. А главное, мы попросту устали от артистов-выпускников, которые, за редким исключением, так и не становятся реальными звездами.
Скандалист года
Андрей Ерофеев
Скандалистом куратор Андрей Ерофеев стал не по своей воле, а стараниями желающих быть оскорбленными граждан, к которым присоединился и министр культуры Соколов.Отдельную рекламу шоу «Запретное искусство» в Сахаровском центре составила прокуратура, открыв уголовное дело по ст. 282-1 УК РФ (возбуждение религиозной или национальной ненависти). А новую версию успешно показанной в Третьяковке выставки «Соц-арт», сделанную для Парижа, министр назвал «позором России». Особо отмечена была фотография «Эра милосердия» группы «Синие носы»: пара милиционеров, целующихся в зимней березовой роще. Всего с выставки стараниями чиновников и сотрудников Третьяковки было снято 16 работ — за эротику, политику, религию и разнообразные их сочетания.
Кайфолом года
Владимир Меньшов
Отказавшись вручать премию русского MTV фильму «Сволочи», режиссер Владимир Меньшов прямо во время церемонии заявил, что не будет «вручать приз фильму, позорящему его страну». Расстроенные создатели «Сволочей» премию, конечно, получили, но праздник был испорчен. Произошло это весной, а уже осенью пошли оценки, позорнее/реальнее ли «Сволочей» «Код апокалипсиса», в котором 68-летний оскароносец принял деятельное участие. Все потому, что режиссер забыл золотое правило Пушкина: каждого автора должно судить по его собственным законам. В этой системе премия MTV и фильм «Сволочи» — элементы одного уровня: источники сильнейших переживаний для старшеклассниц.
Повтор года
«Бой с тенью-2»
После сносно-позитивных откликов на первую часть кинокомпания «Централ партнершип» была просто обязана снять «Бой с тенью-2». Конечно, тем, кто ищет в фильмах глубины и сложности, не стоит беспокоиться. Все остальные получили удовольствие, наблюдая за тем, как российский боксер-самородок снова медитирует, любит свою женщину и наказывает плохих. В последние годы каждый наш экшен-фильм сдавал экзамен на то, чтобы оказаться «не хуже» американских аналогов. «Бой с тенью» продолжает дело «Брата» и «Бригады», постепенно увеличивая бюджеты.
«Один по цене двух» года
«Параграф 78»
Всякие повторы мы видели, но такого, чтобы дважды взять со зрителей деньги за один фильм, не бывало со времен «Убить Билла». Интересно, что наши киношники придумают в следующий раз. Брать со зрителей отдельно за экспозицию, завязку, развязку, кульминацию и финал? Блестяще! Но даже два фильма о тяжелой доле спецназавцев в сумме не смогли отбить денег, потребовавшихся для создания «Параграфа».
Пираты года
Lostfilm.tv, Novafilm.tv
Благодаря сайтам вроде Lostfilm.tv или Novafilm.tv новейшие американские сериалы стали доступнее. Теперь не надо дожидаться, пока не имеющие мотивации к росту каналы или лишенные вкуса пираты станут закупать «Декстер», «Грязь», «Героев» или «Калифорникацию». Интернет-энтузиасты сделают это значительно быстрее. При этом быстрота чаще всего зависит от популярности продукта.
Строго говоря, называть эти ресурсы пиратскими было бы неправильно. Все материалы на них предлагаются исключительно с ознакомительной целью, и кто может сказать, что обычный «ознакомительный» лимит был в каком-то определенном случае превышен?
Чувство же безнадежности, охватывающее при просмотре большинства отечественных сериалов, при ознакомлении с продукцией этих сайтов отпускает, уступая место надежде. Выясняется, что иностранный теле- и кинопродукт находится гораздо ближе, чем нам раньше казалось.
«Без посредников» года
Radiohead
Именно Radiohead впервые выпустили в октябре маленький альбом, который может стать большим скачком для музыкальной индустрии. Все дело в лейбле и цене: у альбома «In Rainbows» не оказалось ни того, ни другого.
И в самом деле, зачем, если кругом все свои? Имея возможность скачать с сайта записи с «In Rainbows» за любую цену, начиная от одного пенса, поклонники группы еще до конца октября (альбом поступил в продажу 10-го) выложили за него около 9 млн долларов. И хотя мало кто может сравниться по уважению в среде меломанов с этими грустными парнями из Оксфорда, попытки других исполнителей последовать их примеру — вопрос времени.
Что касается саунда «In Rainbows», то это типичный Radiohead, возможно, даже более типичный, чем все, что они до этого делали. То есть и здесь группа проявила максимум уважения к слушателям: было бы крайне некрасиво продать таким образом фанатам экспериментального кота в мешке.
Уход года
Султанна Французова, Евгения Островская и «Ж»
Султанна Французова и Евгения Островская остаются теми же уникальными дизайнерами, которые не против, чтобы их клиентки хорошо питались. Они намерены оставить им на это денег за счет демократичной ценовой политики. Французова с Островской изменились только как юридические лица. Компания «Ж» оказалась большим алчным «мидлмэном», намеренным за счет количества магазинов и низких цен получать сверхприбыль. В погоне за деньгами «Ж» случайно забыла отследить качество товара. Неискушенный российский потребитель ничего не заметил. Зато заметили сами дизайнеры, которые решили подумать не об улучшении компенсационных частей своих контрактов, а о собственной репутации. Уходя, Французова с Островской оставили «Ж», ни много ни мало, торговые марки имени себя и теперь будут выпускаться в качестве SoFrench и E2O.Так закончилось казавшееся очень перспективным еще в 2005-м сотрудничество.
Развод года
Ирина Маландина и Роман Абрамович
В отличие от Французовой и Островской Ирина Маландина хотя бы имела возможность оставить девичью фамилию. Хотя что такое фамилия в сравнении с самой большой суммой алиментов/отступных в истории человечества? Самая важная часть капитала Абрамовичей — 15 лет совместной жизни и пятеро детей. Но, имея варианты, взять солидные отступные и уйти или терпеть мужа, который мотается из Лондона в Москву на концерт Земфиры… А с 6 млрд долларов Ирина может получить любого.
Лучшие спектакли-2007
«Рассказ о счастливой Москве»
Режиссер Миндаугас Карбаускис, Театр п/р О. Табакова
«Игроки»
Режиссер Алексей Левинский, театр «ОКОЛО дома Станиславского»
«Игроки»
Режиссер Сергей Женовач, театр «Студия театрального искусства»
«Роберто Зукко»
Режиссер Кама Гинкас, Московский ТЮЗ
«Берег утопии»
Режиссер Алексей Бородин, РАМТ
«Этот ребенок»
Режиссер Жоэль Помра, театр «Практика»
«Шведская спичка»
Режиссер Никита Гриншпун, Театр наций
«Королева красоты»
Режиссер Константин Райкин, театр «Сатирикон»
«Женитьба Белугина»
Режиссер Сергей Пускепалис, Театр п/р О. Табакова
«Человек-подушка»
Режиссер Кирилл Серебренников, МХТ им. А. П. Чехова
Нацмен года
Евгений Миронов
Евгению Миронову в этом году доверили Театр наций. Первым делом новый директор начал самый важный процесс для театра, существующего без труппы, — реконструкцию здания. Параллельно ремонту на год были задуманы четыре премьеры, но ежегодный фестиваль «Территория» Миронов откладывать не стал. Новая должность потребовала от актера некоторых личностных изменений. Один из самых закрытых для прессы артистов превратился в менеджера, с охотой рассказывающего и о себе, и о своей работе.
Нацбол года
Захар Прилепин
Сравнения с Горьким — главный роман автора «Санькя» называют новой «Матерью» — вывели Захара Прилепина на место главного национал-большевика, которое всегда занимал Лимонов. Впрочем, главный нацбол — все равно нацбол, а следовательно — перманентный аутсайдер. Беда в том, что перед тем, как отправиться за автоматами, нацболы заворачивают в бутики и прикупают себе дорогих костюмов.
Лучшие книги-2007
Алексей Иванов «Блуда и МУДО»
Майя Кучерская «Бог дождя»
Мария Елиферова «Смерть автора»
Киран Десаи «Наследство разоренных»
Диана Сеттерфилд «Тринадцатая сказка»
Стивен Фрай «Моав — чаша моя умывальная»
Филипп Рот «Заговор против Америки»
Брет Истон Эллис «Лунный парк»
Джоанн К. Роулинг «Гарри Поттер и дары Смерти»
Гаутама Малкани «Лондостан»
Полезный хай-тек года
Константин Ивлев
В начале этого года Константин Ивлев, работавший раньше шефом в нескольких громких, но не слишком стабильных ресторанах, воцарился в качестве экзекьютившефа на кухне GQ Bar. Само меню, согласно традициям заведений Аркадия Новикова, оказалось более чем обширным и эклектичным, но подлинным его событием стало отдельное предложение от шефа на пару страниц под названием «Русский тренд». Мощь передовой кулинарной технологии, а также прогрессивный гастрономический дизайн — все это было приложено к русской кухне,к той самой,которую в лучшем случае ассоциируют с рестораном «Пушкинъ». Итог: приготовленная модным «вакуумным» способом «жареная белуга с бланшированной спаржей и соусом тартар» невесомо-постных свойств и радикальное «филе стерляди, томленное в березовом соке».
Бесполезный хай-тек года
iPhone
Двойственное отношение к iPhone в России обусловлено прежде всего его ценой. Когда тебе привозят невесть откуда нечто звонящее за тысячу долларов, оно автоматически получает статус артефакта. Друзья просят дать подержать, девушки начинают кокетливо улыбаться. Но это эффект новизны, которому жить — максимум до весны. Компания Apple не стала ничего придумывать, а просто взяла набор давно используемых всеми функций и добавила чисто эппловского гротеска. Большие экраны? Отлично, получите мини-наладонник! Mp3-плееры? Получите восемь гигабайтов на музыку! GPRS-интернет? Вот вам телефон, больше годный для браузинга, чем для звонков! Нравятся тач-пады? Так мы уберем кнопки вообще! В результате появился объект мечты любого журнального редактора: про достоинства iPhone можно писать бесконечно, игнорируя тот факт, что большая их часть уже существовала.