Первый канал подался в гонзо
Наверное, едва ли пять процентов аудитории Первого канала знает, кто такой писатель Хантер С. Томпсон. Даже те, кому когда-то довелось видеть «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» на пиратском VHS, вряд ли понимают, что все безумие, разыгранное там Джонни Деппом практически сплошной театр.док. Что ж, тем сильнее должен быть эффект от ликбез-документалки Алекса Гибни, режиссера, который вообще-то и сам не хуже Томпсона наверное, нет ни одной темы, действительно важной для образованного человека с критической позицией, которую он не пробовал бы осветить. Аль-Каида, фрикономика, «Энрон», военные эксперименты по управлению сознанием, злодеяния американцев в Ираке и Афгане, Викиликс, наконец.
Художественное значение «Гонзо» ерунда по сравнению с вдохновленными витийствами Майкла Мура, например. Зато тут все четко и по делу. Львиную долю фильма составляет хроника Ангелы Ада, бойня в Чикаго 1968-го, предвыборная кампания Томпсона, баллотирующегося на пост шерифа родного Аспена. Среди моря архивных материалов то и дело выныривают очевидцы бывшая жена («Хантер был из тех мужчин, которые никогда не плачут»), бывшие друзья («Он разрушил мой брак и научил моих детей курить траву!»), коллеги по цеху — например, мастодонт «новой журналистики» Том Вулф в своем фирменном белом костюме. Сплошной поток воспоминаний о сорванных дедлайнах, а также восторженные отзывы о потрясающем профессиональном навыке Томпсона пить, есть, нюхать и курить все на свете, не теряя при этом журналистской хватки и наблюдательности. Собственно, творческий метод героя пресловутая «гонзо-журналистика» бегло рассматривается на примере освещения Томпсоном президентской кампании сенатора Джона МакГоверна (серия репортажей, составившая потом книгу, была заказана Rolling Stone, единственным журналом, готовым мириться с закидонами Томпсона).
Разумеется, здесь слишком много чисто американской, непонятной российскому зрителю фактуры действительно, какая нам сейчас разница, что там происходило на подступах к Белому дому в 1970-х? Однако обаяние Хантера С.Томпсона так заразительно, что его деструктивная и в то же время вдохновляющая решительность пробивает даже броню времени. Сам образ жизни этого человека был непрерывной подрывной деятельностью, несовместимой даже с заботливо-патерналистским, не говоря уж о полицейском, государством. В итоге для Томпсона все кончилось глубочайшим разочарованием в Америке и пулей в голову. А мы, наоборот, дожили: пейот, горы кокаина, а также неявная пропаганда марихуаны, нигилизма и охоты на кабанов с автоматом на главном канале страны. На это, ей богу, стоит посмотреть.
Гонзо: жизнь и творчество доктора Хантера С. Томпсона
Сб 5 февраля, 23.40, Первый
Василий Корецкий