Сюита в белом | Театр | Time Out

Сюита в белом

Анна Гордеева   7 февраля 2011
2 мин
Сюита в белом
Спектакль о том, как прекрасен коллаборационизм.

Год премьеры — 1943-й. Немцы давно в Париже. Главный театр французской столицы возглавляет Серж Лифарь — уроженец Киева, двадцать с лишним лет назад покинувший его ради дягилевской антрепризы. То, что Лифарь согласился остаться на своем посту в период оккупации, сделало его «нерукоподаваемым» для многих прежних поклонников — а визиты Гитлера и затем Геббельса в Оперу и вовсе привели к внесению в составляемые Сопротивлением черные списки. Появившаяся легенда о том, что Лифарь при занятии немцами Киева послал Гитлеру приветственную телеграмму, также сработала против него. Когда Францию освободили, — Лифаря из-за этого вытурили из Оперы, ему пришлось уехать из страны (впрочем, потом вступился де Голль, и балетмейстер вернулся). Но это было потом — а в 1943-м надо было сохранять театр, давать работу коллегам и вообще как-то жить. Как?


Рецепт Лифаря — постройка башни из слоновой кости. Никаких намеков, фиг в кармане и тайной «Марсельезы» — балет выше всего на свете, утверждал Лифарь. Выше Парижа и Берлина, Сопротивления и гестапо — вот эти мужчины и женщины, все в белом. Не изобретая никакого сюжета, он сочиняет изумительный текст — ансамбли и вариации, рафинированная классика. Вы там что хотите делайте под Курском (премьера — 23 июля), мы же будем показывать, как воздушны антраша и графичны арабески. На сегодняшний взгляд в этом потрясающем сочинении чуть-чуть многовато пафоса — но, может быть, дело не только в том, что время поменялось. Может быть, Лифарь и тогда понимал, что не совсем прав, — и этот пафос «надмирности» означал, что он убеждает не только публику, но и себя тоже. В любом случае — это балет из разряда великих, к просмотру обязателен.


Сюита в белом Э. Лало. Хореограф С. Лифарь.