«Железная хватка» братьев Коэнов лучший вестерн со времен «Непрощенного».
Братья Коэны, Итан и Джоэл, уже давно заняли в голливудской иерархии место живых классиков. На их счету — 25-летний опыт работы с суперзвездами, россыпь и полтора десятка выдающихся фильмов. Однако самый успешный фильм вышел в американский прокат всего полтора месяца назад. Дебютировав на широком экране накануне католического Рождества, к началу февраля заработала свыше 150 миллионов долларов только в США и Канаде, а теперь готовится к своей европейской премьере.
Премьера запланирована на 10 февраля, когда откроет программу 61-го . На следующий день фильм можно будет увидеть и в российских кинотеатрах. Можно и даже нужно — если кассовые сборы убеждают не всегда и не всех, то с еще одной цифрой — 10 номинаций на — спорить сложно. Оставшись без внимания жюри «Золотого глобуса», фильм считался темной лошадкой призового сезона, но Киноакадемия сказала свое слово: картина фигурирует во всех ключевых номинациях, включая «Лучший фильм», «Лучшая режиссура», «Лучший адаптированный сценарий», «Лучшая мужская роль» и «Лучшая женская роль второго плана».
Однажды фильм под названием уже принес премию одному именитому актеру — получив в 1970 году один из последних шансов наградить легенду вестерна Джона Уэйна, академики его не упустили. Как и картина 40-летней давности, новый фильм братьев Коэнов рассказывает историю несовершеннолетней девочки, нанявшей многоопытного (и много пьющего) маршала, чтобы найти и наказать убийцу своего отца. Но, вопреки распространенному заблуждению, «Железная хватка» Коэнов не ремейк одноименного вестерна, а еще один взгляд на роман Чарльза Портиса, изданный в 1968 году, немедленно экранизированный, на долгое время забытый, но недавно вернувшийся в списки бестселлеров — стараниями братьев.
«Мы прочли все пять романов Портиса, и показалась нам наиболее кинематографичной, объясняет Итан Коэн. Рассказ ведется от имени 14-летней девочки. Это как Алиса в Стране Чудес, потому что девочка оказывается в абсолютно непривычном для нее окружении». Существенным аргументом в пользу экранизации стало и то, что Портис, в отличие от Кэрролла, писал в стилистике, изначально родственной жанру вестерна, к которому Коэны уже подступались (их награжденный четырьмя триллер «Старикам тут не место» принято считать неовестерном). Наконец, сам язык романа — динамичный, живой, остроумный и невозмутимый — был словно создан для Итана и Джоэла, чье сценарное мастерство было признано еще раньше, чем уникальность их режиссерского почерка.
«Когда Коэны сказали, что собираются снимать , я удивился — ее ведь уже снимали, зачем повторяться? — вспоминает Джефф Бриджес. Однако они хотели снять не ремейк старого фильма, а вестерн по книге Чарльза Портиса. Я прочитал книгу и сразу понял, что они имели в виду. Она словно просит, чтобы ее экранизировали братья. Бриджес — голливудский ветеран и всеобщий любимец, работе с Коэнами обязанный своей самой яркой и культовой ролью (Чувака в «Большом Лебовски»). Согласившись сыграть маршала Рубена «Задиру» Когберна — человека с той самой железной хваткой — Джефф не избежал сравнений с Уэйном, но испытание это выдержал с честью, заработав свою шестую оскаровскую номинацию. (Долгожданная победа далась Бриджесу год назад, за роль падшей кантри-звезды в «Сумасшедшем сердце».)
Куда более сложным с самого начала представлялся кастинг на роль Мэтти Росс, 14-летней девочки с недетской уверенностью в собственных силах и правоте, от лица которой ведется повествование. Дебютантка Хейли Стайнфелд, которой на момент съемок едва исполнилось 13, была выбрана из 15 тысяч претенденток на роль, покорив сначала режиссеров, а затем и коллег. «Поначалу я волновался за Хейли, признается Бриджес. Ведь это ее дебютная картина. Но уже к концу первого дня съемок я сказал: господи, как же нам с ней повезло! Она очень мила, но и жесткость своей героини показать может». Помимо номинированных на Бриджеса и Стайнфелд, в актерском ансамбле выделяются Мэтт Дэймон («Умница Уилл Хантинг», «Отступники», шпионская трилогия имени Джейсона Борна) в роли болтливого техасского рейнджера и Джош Бролин («Старикам тут не место», «Харви Милк») в роли подлого Тома Чейни, преследованием которого заняты главные герои.
Братья Коэны, как водится, разделили амплуа продюсеров, режиссеров и сценаристов своего фильма, самостоятельно его смонтировав (под традиционным псевдонимом Родерик Джейнс) и вновь доверившись обычным подозреваемым: художнику Джессу Гончору, костюмеру Мэри Зофрис, композитору Картеру Беруэллу и оператору Роджеру Дикинсу. Последний, снимающий с Коэнами с 1991 года, только что заработал премию американской гильдии операторов за выслугу лет и, хочется верить, получит, наконец, давно заслуженного (эта его номинация — девятая по счету). Что до верных себе Итана и Джоэла, то они над вниманием академиков лишь саркастически посмеиваются. «Сидел я в зале во время прошлогодней церемонии, вспоминает Итан. — Огляделся и подумал: а я ведь здесь уже не впервые, и большинство этих людей мне знакомо. Неужели я стал своим в Голливуде?»
На правах рекламы.