Неотложный вопрос
Мало кто звонит в скорую помощь, будучи совершенно спокойным, – это не тот номер, который принято набирать без веского повода. Но взять себя в руки очень важно, что бы ни случилось. Скорость и эффективность специалистов этой службы зависят не только от врачей, но и от того, насколько грамотно был сделан сам вызов.
Вроде бы все просто: главное – позвонить, а там разберутся. Однако, по мнению самих медиков, больше половины вызовов скорой помощи не имеет обоснований – проще говоря, ничего экстренного в них нет. Может быть, это происходит оттого, что звонящий не может поставить себе диагноз или правильно описать симптомы?
Анатолий Лазуткин, врач скорой помощи: «А пациент и не должен самостоятельно ставить диагноз. На «неотложке» работают диспетчеры – люди со специальным медицинским образованием, прошедшие серьезную стажировку. Они могут задать дополнительные вопросы, помогающие оценить состояние и определить, насколько оно серьезно».
Случается, что люди, действительно нуждающиеся в «неотложке», остаются без своевременной помощи, потому что их близкие либо неправильно оценили ситуацию, либо не сообщили важную информацию. Вот несколько советов тем, кто набирает 03.
1. БУДЬТЕ ГОТОВЫ ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ
Из них главные: где, что и с кем случилось, сколько пострадавших (это важно, потому что может понадобиться несколько машин). Старайтесь говорить коротко, однако «человеку плохо» – не ответ. Дайте максимально полную и точную информацию о том, как до вас добраться.
Нередко люди, вызвав скорую, забывают сообщить диспетчеру код домофона, и бригада элементарно не может попасть в подъезд. Если вы на улице, опишите любые заметные детали, которые видите. И никогда не кладите трубку раньше, чем ее положит диспетчер!
2. ИНОГДА СТОИТ СЛЕГКА СГУСТИТЬ КРАСКИ
Конечно, ни в коем случае не надо врать диспетчеру, выдавая, к примеру, защемленный дверью палец за вырванный с корнем. Но в разумных пределах преувеличить проблему иногда имеет смысл.
В конечном счете вы, не имея медицинского образования, не обязаны сами оценивать, насколько серьезна ситуация с болью в животе у ребенка и действительно ли истекает кровью жертва поножовщины, которую вы обнаружили на остановке или в подъезде.
3. ВЫ НЕ ОБЯЗАНЫ ТОЧНО НАЗЫВАТЬ ВОЗРАСТ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОМУ НУЖНА ПОМОЩЬ
Многие боятся услышать отказ, вызывая скорую к родственнику в возрасте «за 70». Во-первых, вы не обязаны конкретизировать, сколько лет пострадавшему. Достаточно сказать, что он юный или пожилой. Во-вторых, отказ в медицинской помощи только на том основании, что пациент очень стар, незаконен.
То же касается и ситуаций, когда пациента нужно транспортировать от дома до машины. Например, когда дороги занесло снегом или больной живет на глухой окраине, куда машине трудно добираться. Отказаться делать это работники скорой не могут. В Уголовном кодексе есть статьи № 124 «Неоказание помощи больному» и № 125 «Оставление в опасности».
4. ВСЕ ЗВОНКИ ПО ТЕЛЕФОНУ 03 ЗАПИСЫВАЮТСЯ
Это для пациента большой плюс в случае неудовлетворенности решением медицинских работников всегда найдется, чем аргументировать. В свою очередь, хамство и угрозы, пьяная брань и ложь граждан также остаются на ленте магнитофона и хранятся в архиве.
5. НЕ ЖДИТЕ, ЧТО СКОРАЯ ПОМОЩЬ БУДЕТ МОМЕНТАЛЬНОЙ
Это технически невозможно. По закону, «неотложка» должна добираться до пациента в течение 15-20 минут. Именно с таким расчетом в крупных городах организуются подстанции скорой помощи.
Насколько она будет скорой, зависит и от того, по какому именно поводу ее вызвали. Понятно, что человеку с инсультом врач нужен быстрее, чем тому, кто лежит с температурой в страхе перед свиным гриппом.
6. ПОМНИТЕ:
Бригада скорой помощи не выписывает рецептов, не выдает больничных листов и справок и не проводит освидетельствования на алкогольное и наркотическое опьянение.
В КАКИХ СЛУЧАЯХ НАДО ЗВОНИТЬ В «НЕОТЛОЖКУ» БЕЗ РАЗДУМИЙ?
У ребенка высокая температура (для детей младше 3 лет таковой считается температура 39 градусов и выше), начались судороги, нарушилось дыхание, есть симптомы обезвоживания.
Помощь нужна беременной женщине.
Любые внезапные состояния, которые угрожают жизни – потеря сознания, приступы удушья, проблемы с сердцем, поражения током, сильные кровотечения и т.д.
У человека непрекращающаяся рвота.
Травмы головы, позвоночника, внутренних органов.
Острые отравления химикатами, медикаментами.
Бессознательное состояние, чем бы оно ни было вызвано.
ВРАЧ БРИГАДЫ СКОРОЙ МЕДИЦИСНКОЙ ПОМОЩИ ОБЯЗАН:
1. Обеспечивать немедленный выезд бригады после получения вызова и прибытие ее на место происшествия в пределах установленного норматива в данной административной территории.
2. Владеть навыками ранней диагностики угрожающих жизни состояний, их профилактики, оказания скорой медицинской помощи.
3. Обеспечивать щадящую транспортировку с одновременным проведением интенсивной терапии и госпитализацию больного (пострадавшего).
ВРАЧ БРИГАДЫ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ИМЕЕМ ПРАВО:
1. В случае отказа больного от медицинской помощи и госпитализации предложить ему, а при его недееспособности – родственникам подтвердить отказ письменно в «Карте вызова».
2. Разрешать или запрещать родственникам сопровождение больного (пострадавшего) в санитарном автомобиле.
Источник: Gorod55.ru