История «Красного Октября»
Во второй половине XIX века москвичи стали объедаться печеньем «Эйнем». Печенье получило название по фамилии немецкого коммерсанта, который в 1850 году приехал в Москву в надежде открыть свое дело. Человек он, видимо, был деловой и напоминал по характеру экспатов, поваливших в Москву после перестройки. Тогда, как, впрочем, и сейчас, было много свободных полочек для бизнеса. В 1857 году Федор Карлович — так прозвали у нас Эйнема — открыл на Арбате небольшую мастерскую, которая выпускала шоколад и конфеты. Вскоре на Театральной площади появился их первый кондитерский магазин, а на берегу Москвы-реки, на Софийской набережной, началось строительство будущей шоколадной империи «Красный Октябрь», а тогда «Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики шоколадных конфектъ и чайных печений».
Эйнем прославился своими западностью и цивилизованностью, не особо принятыми в купеческой среде Москвы. С каждого проданного фунта нового печенья Эйнем жертвовал пять копеек серебром, из которых половина суммы поступала в пользу благотворительных заведений Москвы, а другая половина — в пользу Немецкой школы для бедных и сирот. Много внимания он уделял рекламе и стильной красочной упаковке. Коробки отделывались шелком, бархатом, кожей. В 1908 году старик плавно отошел от дел, после революции к власти на фабрике пришли большевики, и в 1922 году она стала «Красным Октябрем». Именно в те годы придуманы ирис «Кис-кис», «Мишка косолапый», «Южная ночь». Сейчас фабрика, как вы уже поняли, не работает по своему профилю.
Факт
Трудовой день в середине XIX века составлял 10 часов. Кондитеры, большинство из которых были выходцами из подмосковных деревень, жили в общежитии при фабрике, а питались в фабричной столовой.
1853—1856 В годы Крымской войны Эйнем становится поставщиком фронта. Он очень удачно выполняет заказ и получает большую прибыль, что позволяет ему перевести свою фабрику на Мясницкую улицу.
1861 Строится большая фабрика на Софийской набережной.
1867 Основание производства «Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики шоколадных конфектъ и чайных печений».
1870 Компаньоном Эйнема становится немецкий коммерсант Юлиус Гейс, обладавший незаурядным талантом бизнесмена.
1879 Налажено производство компотов, сиропов, варенья, джемов, мармелада и глазированных фруктов.
1886 Фабрика становится акционерном обществом, основными держателями акций которого являются дети Гейса.
1889 Эйнем и Гейс начинают строительство нового комплекса — на Берсеневской набережной возводятся просторные здания с многочисленными цехами, служебными помещениями и крытыми переходами из корпуса в корпус.
1900 Гран-при Всемирной выставки в Париже.
1913 «Эйнемъ» удостаивается звания поставщика двора Его Императорского Величества.
1914 Завершение строительства на Берсеневской набережной.
1917 Фабрика национализирована и стала называться «Государственная кондитерская фабрика №1, бывшая Эйнемъ».
1922 Фабрика переименована в «Красный Октябрь».
1941—1945 Кондитерское производство практически свернуто. Налажен выпуск военной продукции.
1960-е Технологическая модернизация, новые прокатные линии.
1992 Фабрика преобразована в Открытое акционерное общество.
1994 На фабрике был открыт музей.
1999 В состав ОАО «Красный Октябрь» вошла петербургская кондитерская фабрика им. Самойловой (бывшее «Товарищество Ж. Бормана»).
2007 Цеха «Красного Октября» были выведены из центра Москвы. Новое здание для фабрики площадью 48 тысяч кв. м было построено на Малой Красносельской улице, производственные мощности здесь выросли на 45%.
В ближайших планах компании
«Гута-Девелопмент», осуществляющей управление «Красным Октябрем», выпустить к весне карту-путеводитель по территории острова, а также разместить на самом острове схемы и указатели, призванные помочь с навигацией на «Красном Октябре». К осени 2011 года должен быть утвержден проект строительства жилого и офисного комплекса на территории «Красного Октября». Частью комплекса должен стать 9-этажный дом, построенный по проекту Нормана Фостера. Договор с архитектором уже подписан, однако официально о предстоящем сотрудничестве пока не заявляют.
План реорганизации «Красного Октября» включает частичное ограничение въезда автотранспорта на его территорию. Вполне вероятно, что скоро на острове появятся зоны, предназначенные исключительно для пешеходов. Одна из идей решения проблем с транспортом на «Красном Октябре» — создание подземной и подводной парковки.
Несмотря на то что на территории «Красного Октября» находится лишь три признанных памятника архитектуры, при реорганизации будет сохранено больше зданий.