Ребенок против родителей
Несколько десятилетий назад воспитанием детей занималось общество и неизменные моральные устои. Понятий «детская психологическая травма» и «все комплексы из детства» практически не существовало. Дети воспитывались по однотипным семейным догмам. В настоящее время взгляд на воспитание детей меняется, мнение детей обретает значительный вес, даже подросток может подать в суд на незадачливого родителя. Как справиться с давлением общества, детскими капризами и не сойти с ума, рассказывают родители.
Как справиться с ребенком, если он:
Скандалит, кричит
Наталия, редактор, 38 лет. Дочери Маша, 14 лет, Аня, 9 лет.
«У нас в семье главный успокаивающий фактор, это фраза: «Все расскажу папе». Девочки сразу успокаиваются и ведут себя мирно. При этом папа никогда их не наказывал. Вероятно, они просто не знают, чего от него ожидать, и поэтому сами придумывают себе в голове наказание, которое, возможно, он применит».
Оксана, менеджер, 25 лет. Сын Денис, 4,5 года.
«Если Денис перестает реагировать на мои слова, уговоры, я сажусь за его рабочий столик и начинаю собирать мозаику или пазл. При этом обязательно увлеченно комментировать, что картинка очень красивая, и мне так интересно ее собирать. Покричав минут пять, Денис, как правило, присоединяется к моей игре, забыв обо всем. И в этот момент можно начать разъяснительную беседу. Поговорить с ним о том, чем он был расстроен и чем надо ему помочь».
Дерется
Наталия, редактор, 38 лет. Дочери Маша, 14 лет, Аня, 9 лет.
«У моей дочери был такой период, что она начала ко мне задираться — то стукнет случайно, то толкнет. Когда это стало происходить постоянно, пришлось действовать. Я стала слегка давать ей сдачи, не в полную силу, конечно. Для ребенка это было неожиданностью, и она перестала задираться и ко мне, и к окружающим».
Не хочет идти в садик
Оксана, менеджер, 25 лет. Сын Денис, 4,5 года.
«Со сборами в садик мой муж справляется лучше, чем я. Когда он одевает Дениса, то напоминает ему какой-то интересный случай, который с ними случился, или рассказывает смешную историю. Даже если сын не выспался и капризничает, он отвлекается, начинает посмеиваться и с хорошим настроением идет в садик. Бывает так: чтобы не разгорался конфликт, я разрешаю ему взять в садик машинку, которую обычно нельзя брать, или надеть праздничную любимую футболку. Я знаю, что это не педагогично, но иногда приходится так действовать».
Елена, помощник руководителя, 36 лет. Сын Данил, 9 лет.
«Сейчас Данил уже школьник и договориться с ним проще. Если назревает конфликт, мы садимся за «стол переговоров» и обсуждаем проблему. Он ставит себе цель, например, купить дорогую машинку, и сам к ней идет. Хорошо учится, копит деньги, помогает мне и этим заслуживает покупку и поощрения. А когда был малышом, то приходилось идти на хитрости. Был у него в детском саду любимый зайка, ради которого он туда и шел. Воспитатель по моей просьбе прятала зайку, а Данил его искал. И за такой интерес он шел в садик без проблем. Если же даже зайка не помогал, то в ход шли уговоры, песни, смешные стихи, которые я ему рассказывала, игры в догонялки».
Татьяна, контент-менеджер, 37 лет, сын Паша, 12 лет.
«Когда первый раз привела Пашу в садик, забыла накануне объяснить ему про сон. Про остальное рассказала, чтобы его подготовить, а про укладывание в кровать не упомянула. Весь сончас он плакал, воспитатели звонили нам домой, чтобы мы Пашу забрали, но нас не было. Потом он все же уснул. Вечером я объяснила ему и про укладывание, еще раз проговорила, чтобы он был готов. На следующий день воспитатели не позвонили, хотя я дежурила у телефона».
Требует купить в магазине новую игрушку
Денис, физик, 30 лет. Дочь Вероника, 6 лет, сын Гоша, 2,9 лет.
«Когда Вероника видит игрушечный киоск, она начинает требовать, чтобы ей что-то купили. Против ее упорного «хочу» есть только одно средство — купить что-то дешевое: ручку, блокнот или наклейки. Главное, чтобы покупка случилась. А в общем, она у нас девочка настойчивая. Договорилась с бабушкой, что по понедельникам и пятницам у нее выходной в садике, и в эти дни она в садик не ходит».
Наталья, руководитель проекта, 32 года. Дочь Катя, 8 лет.
«В магазинах истерики бывали, иногда приходилось покупать игрушку. Но, зная Катю, я говорю ей, что игрушка китайская, и она сразу перестает ее хотеть. С детьми всегда надо разговаривать, при возможности переориентировать, если чувствуешь, что буря уже близко. Нас спасают компьютерные игры или 157 чудесных серий мульта про Winx».
Настаивает на своем мнении
Наталья, контент-менеджер, 26 лет. Сын Демьян, 3 года.
«Когда Демьян начал проявлять свой характер, у него появилось выражение «Я сам!», против которого действует только что безмерное терпение. Если он говорит, что сам застегнется, то я спрашиваю, нужна ли ему помощь. Попыхтев пять минут, он позволяет помочь ему с трудной застежкой. Если же он хочет «побороться за власть», то помогает только возможность выбора. Он сам выбирает, будет ли он есть кашу или суп, будет ли он рисовать или лепить. Для меня и то, и другое хорошо, а сын чувствует, что его мнение имеет вес и проще уступает в других случаях».
Татьяна, контент-менеджер, 37 лет, сын Паша, 12 лет.
«Паша у нас такой спорщик, у него сейчас подростковый возраст, он активно отстаивает свою точку зрения. Его трудно убедить, но мнение мое он спрашивает. Даже если просит советы, то часто их отвергает. Мы стараемся прийти к компромиссу, но если я знаю, что он неправ, приходится настаивать на своем опыте, пользоваться родительским авторитетом».
Не понимает слово «нельзя»
Наталья, руководитель проекта, 34 года. Дочери София, 12 лет, Ева, 1,5 года.
«С детьми надо общаться на их языке, опускаться на их уровень мышления. Спокойный уверенный тон действует лучше криков и рукоприкладства. Если назревает конфликт, надо объяснить, почему «нельзя», даже если на разговор потребуется 3 часа. Если не понимает и начинает кричать, я завожу дочь в комнату и оставляю там одну, пока не успокоится. Могу взять за запястье — неожиданное прикосновение привлекает большее внимание. Дети любят испытывать терпение родителей, не советую идти у них на поводу».
Наталья, контент-менеджер, 26 лет. Сын Демьян, 3 года.
«Все подряд запрещать нехорошо. «Нельзя» надо использовать только, когда действительно нельзя этого делать — это опасно или принесет вред людям и окружающим предметам. Я объясняю сыну, что острые предметы — это опасно и больно, если порезаться, а телевизор не покажет мультики, если его сломать. И поэтому с такими вещами играть нельзя. Объяснения срабатывают лучше безусловных запретов».
Когда родители бьют детей:
Детей бить нельзя! В этом сходятся большинство психологов. Побои и шлепки развивают в ребенке агрессию и провоцируют на драки со сверстниками. Но случалось, что многие родители не сдерживались от шлепка или подзатыльника своему дорогому отпрыску.
Оксана, менеджер, 25 лет. Сын Денис, 4,5 года.
«Однажды был случай, что Денис швырнул в соседку по песочнице камнем и попал ей в лоб, недалеко от виска. У девочки пошла кровь. Еще немного и могло закончиться смертью. Я тогда его отшлепала очень сильно в состоянии аффекта. Муж сына забрал и долго проводил с ним беседу за закрытыми дверьми. Денис был наказан, три дня не ходил на улицу, а потом пошел к девочке извиняться, с шоколадными конфетами».
Саша, программист, 29 лет, и Ира, бухгалтер, 26 лет, дочь Настя, 4 года
« В конфликтах сходимся на компромиссных вариантах, если есть такая возможность. Если ты сказал вначале ребенку «нет», а потом через несколько минут делаешь с точностью до наоборот, то ребенок думает, что это игра или надо просто сильнее возмутиться. Ну, например: хочет она нести в садик большую игрушку. Мы не против, но говорим, что нести она ее будет сама. Если вдруг уронит, то мы ей помогать не будем. Сама ее поднимет. Нести тоже не будем. А т. к. она большая и неудобная, то Настя в любом случае захочет отдать ее нам. Вот и говорим, что если отдаст нам, то мы ей не вернем, т. к. надо рассчитывать свои силы. Поэтому предлагаем ей взять поменьше, пока получается. А бить ремнем — не бьем, это нам не интересно».
Ольга, редактор, 39 лет, дочь Галя, 15 лет, сын Илья, 8 лет.
«Наказывать ребенка должен только мужчина. Женщине бить ребенка ни в коем случае нельзя, потому что это противоречит стереотипам о женском поведении. А девочек бить категорически не рекомендуется, это тяжело для их психики. Мы с мужем детей не бьем никогда. Они реагируют на наши слова и договоренности. Сейчас у меня с дочерью очень доверительные отношения. И это важно, чтобы я была в курсе, чем она дышит. А сыну прилетело от меня всего раз, но он одарил меня таким укорительным взглядом, что больше этого не повторялось».
Как успокоиться маме, если ребенок выводит из себя:
Как быть, если маму захлестнули эмоции? Чтобы она не начала орать громче беснующегося чада, поберечь нервы и не нанести ребенку психологическую травму, необходимо следовать рекомендациям психологов:
— для начала нужно осознать, что есть конфликт,
— если нервы на пределе, маме лучше уйти в другую комнату, на кухню — выпить чаю или отдать ребенка мужу или другому родственнику на некоторое время. Отдалившись от конфликта, мама сможет прийти в себя, досчитать до ста, спокойно подышать, отвлечься. Успокоившись сама, она сможет справиться и с ребенком.
— если это не помогает, стоит попробовать прокричаться в подушку, прореветься в ванной с включенной водой, которая не только заглушит истошные всхлипы доведенного взрослого, но и успокоит нервы.
— еще один вариант — позвонить подруге и пожаловаться ей на свою тяжелую судьбу, в красках описать, что и как натворил ребенок. Заканчивать разговор надо на позитивной ноте, что все же он очень хороший и самый замечательный на свете.
— чтобы стало совсем светло на душе, надо улыбнуться своему отражению в зеркале и пообещать себе какой-нибудь подарочек за то, что смогла справиться с эмоциями: пирожное, шоколадку или ту помаду, о которой давно мечтала. И с хорошим настроением идти к чаду, которое уже наверняка отвлеклось на свои игры.