Фабио Мастранжело: «Дирижировать по Skype еще не научился. Но все возможно». | Город | Time Out

Фабио Мастранжело: «Дирижировать по Skype еще не научился. Но все возможно».

  14 февраля 2011
4 мин
Итальянский музыкант занял место за дирижерским пультом в Омске.

На сцене дворца искусств «Сибиряк» прошел концерт Омского Симфонического оркестра, за пульт которого впервые встал итальянский дирижер Фабио Мастранжело.

Уже более 10 лет Мастранжело выступает в России, его именем пестрят афиши Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Казани, Москвы то с симфоническим концертом, то с оперным спектаклем, то с камерным вечером. TimeOut пообщался с маэстро, который весьма свободно, легко и не без шуток изъяснялся по-русски.

Расскажите, как возможно руководить таким количеством музыкальных коллективов? Как вам это удается дистанционно?

Не только дистанционно, я и непосредственно у них иногда бываю (смеется). Ну, сами знаете, сейчас все возможно. По «Скайпу» дирижировать пока не научился, но, наверное, скоро будем и так репетировать. Естественно, хочется уделить внимание каждому коллективу, но времени мало. Чуть больше года назад у меня родился сын. И на тот момент, когда ему исполнилось 4 месяца, я пропустил из его жизни целых полтора месяца – самое важное время. С большой радостью приветствовал назначение главного дирижера Эрмитажного оркестра, это прибавило мне времени. Сейчас продолжаю работать в Новосибирске, в Казани. И вот с вами.

Какую роль в вашей дирижерской деятельности играет Новосибирский симфонический оркестр и «Камерата»?

Эти коллективы очень высокого профессионального уровня. Об этом уже говорит то, что они долгое время работали под управлением Арнольда Каца. Он создал оркестр и был его руководителем около 60 лет – гениальный дирижер. Для меня большая честь стать главным приглашенным дирижером сразу после него, тем более приятно слышать от музыкантов, что я его напоминаю. Это высшая похвала. Наверное, поэтому я согласился стать руководителем камерного оркестра «Новосибирская Камерата», который тоже создал Арнольд Михайлович, а я имею честь стать его наследником.

А как вы «сработались» с сибирским темпераментом музыкантов?

Отлично. Мы с ними сразу поняли друг друга, до сих, как говорится, наша love-story не закончилась.

Есть ли у вас кумиры в музыкальном мире?

Среди дирижеров – Юрий Темирканов, Валерий Гергиев и Клаудио Аббадо. Они – мои любимые дирижеры. Но я еще и пианист, и как у пианиста у меня тоже есть идеалы: для личности – Маурицио Поллини, для страсти – Святослав Рихтер. Как воплощение виртуозности – Денис Мацуев.

У вас музыкальная семья?

Мой отец – музыкант. Он даже не спрашивал меня, а просто посадил за фортепиано. Как вы понимаете, все дети хотят играть. И не на инструментах, а просто – играть. А мне прежде чем просто играть, нужно было играть на фортепиано. Но конечно, через некоторое время я понял, что папа был прав. Я до сих пор ему очень благодарен ему за то, что он дал мне жизнь, потому что для меня уже невозможно отделить профессию от жизни. Это все благодаря папе.

Вы уже 10 лет живете в России. Как вы приехали к нам и как обзавелись русской женой?

Я приехал в Санкт-Петербург на мастер-класс маэстро Александра Канторова (дирижер, заслуженный артист России, дирижер Санкт-Петербургского симфонического оркестра – прим. ред.). Благодаря ему я и получил первое приглашение в филармонию. А с женой познакомился в Риме, во время репетиций «Свадьбы Фигаро». Познакомились мы благодаря моему другу Сергею Словачевскому, дирижеру и виолончелисту, за что я ему бесконечно благодарен. Сережа сказал, что Олеся – лучшая подруга его жены, умная, талантливая и красивая и обязательно мне понравится. Она уже смотрела мои фото, видео, видела, как я дирижирую, а я ее нет. Мой друг не ошибся: как только мы встретились в аэропорту, сразу поняли, что созданы стать друг другу супругами. У нас с ней много общего, в том числе и любовь к музыке: Олеся – флейтистка.

Вы получали образование во многих странах, бывали чуть ли не во всех уголках мира. Где на ваш взгляд могут дать лучшее образование дирижеру?

Чтобы получить дисциплину, самое лучшее место – Северная Америка. Я учился в Канаде, и в Америке брал множество уроков, мастер-классов. На Западе все репитиции с оркестром стоят больших денег. Дирижеры, которым приходится работать там, делают это очень четко. Конечно, творческий процесс, талант – это все присутствует, но все остальное очень строго. Сегодня мы, например, репетировали так: «Ну давайте, сейчас на 10 – 15 минут перерыва задержимся, а вы потом домой пойдете пораньше?». В Торонто, например, такой вопрос бесполезно задавать, лучше не пробовать. Если перерыв должен быть, то он будет, и ровно столько, сколько нужно. А учиться для души и ради творчества лучше всего в России и Италии.