Санжар Султанов: «Кино требует полной самоотдачи» | Кино | Time Out

Санжар Султанов: «Кино требует полной самоотдачи»

  4 марта 2011
6 мин
Санжар Султанов: «Кино требует полной самоотдачи»
3 марта на экраны выходит дебютная картина Санжара Султанова «Время не ждет», главную роль в которой исполнил Роберт Неппер, звезда сериалов «Побег» и «Герои».

Основанный на рассказах Джека Лондона, фильм снимался в Канаде, где 22-летний режиссер живет уже не первый год. Кроме Санжара, среди исполнителей главных ролей вы больше не увидите ни одного нашего соотечественника. По сути, «Время не ждет» — полноценный западный продукт с казахстанскими корнями. Подробности Санжар Султанов рассказал Андрею Мануйлову.

Когда вы поняли, что хотите быть режиссером? Как оказались в Нью-Йорке, в Институте театра и кино Ли Страсберга, где изучали режиссерство и актерское искусство?
Я практиковался как актер еще и в Downside School, и в Upper Canada College, но на постановке «Макбет» и «Короля Лира» уже помогал режиссеру, и вот тогда у меня появился вкус к этому делу. Когда встал вопрос: какую все-таки выбрать профессию, я уже не сомневался. Мой выбор был полностью поддержан родителями. После колледжа послал документы сразу в 4 вуза. Уже на прослушивании экзаменационная комиссия института Ли Страсберга сразу же сделала мне предложение. Обычно это происходит несколько иначе. Конечно же, я согласился. Ведь основатель института — великий педагог, которого чтит вся Америка. Ли Страсберг был преданным сторонником системы Станиславского, портрет которого украшает вестибюль этого учреждения. Именно при Ли институт окончили Роберт де Ниро, Аль Пачино, Мартин Скорсезе, Анжелина Джоли, Болдуины и многие-многие другие актеры и режиссеры, ставшие символом и гордостью мирового кинематографа. Вы, наверное, помните по «Крестному отцу» Хаймана Рота?

Да, как раз недавно пересматривал.

Так вот Ли Страсберг пошел на эту роль, чтобы посмотреть как работают его любимчики Де Ниро и Аль Пачино. Последнего он часто подвергал нещадной критике, говорил, что он не готов к большой работе… На похороны учителя Аль Пачино опоздал, приехал уже на кладбище и не в черном костюме, как следует, а в обычной одежде, сразу с аэропорта. Плача над гробом учителя, Пачино сказал: «Вот видишь Ли, я опять не готов»… Я многому там научился, но главный урок был в том, что кино требует абсолютной самодисциплины, терпения и полной самоотдачи.

Приступая к съемкам своей первой картины, вы ознакомились с уже имеющимися экранизациями Джека Лондона? Возможно, оглядывались на другие фильмы, снятые в этом жанре или похожей стилистике…
Я работал так, как меня учили. Конечно, при этом очень волновался и переживал. Но в прямом смысле на что-либо оглядываться и стремиться скопировать — у меня потребности и желания не было. Я и советский фильм с аналогичным названием посмотрел только после завершения своей картины. Поверьте, как только начнешь что-то копировать, то и получится плохая копия. Зачем? В то же время, разумеется, подсознательно увиденное ранее, в том числе, лучшее кино, как я думаю, не могло не сказаться в работе, в выборе тех или иных приемов, подходов.

Почему главной звездой фильма выбрали Роберта Неппера? Знаю, что также велись переговоры с Майклом Мэдсеном, да и вообще изначально планировали позвать на роль «Время не ждет» актера с характерной внешностью — крупного и мускулистого.
Мы рассматривали несколько кандидатов на эту роль — того же Мэдсена, Вэла Килмера. Но, остановив свой выбор на Неппере, хотели сыграть на контрасте. Все знают его как отрицательного героя, а тут герой Клондайка, сильный, мужественный, в чем-то даже романтичный. В этом был известный риск, но я видел насколько большой актерский диапозон у Роберта. Я был уверен, что в эту роль он внесет свежую струю, по-новому покажет нам Элама Харниша. Мы рассчитывали уйти от стандарта. Думаю, что это нам удалось. Сам Роберт очень доволен ролью, своей работой, после которой он стал получать самые различные предложения.

В одной из главных ролей также снялся Пол Кэлдерон, чье имя вряд ли известно широкому кругу зрителей, но он снимался в знаковых фильмах у таких режиссеров, как Тарантино, Иньярриту, Содерберг, Феррара. На что вы делали ставку, приглашая Кэлдерона?
Пол Калдерон — блестящий актер, разноплановый. Не случайно он работает преподавателем в институте Ли Страсберга. Готовит актеров, обучает их всем премудростям актерского мастерства. И делает это отлично. Я знаком с ним с института, он работал у меня в моей первой короткометражке «Родственные души». Скажу вам по секрету, что во «Время не ждет» он был внештатным консультантом там, где мне самому пришлось быть в кадре. Гонял он меня до седьмого пота. Роль, в которой снялся Пол, труднейшая — она потребовала от него максимум самоотдачи. И он с ней справился блестяще.

Уверен, буду прав, сказав, что опыт работы с Неппером и Кэлдероном — неоценим. Каково было с ними работать на съемочной площадке и чему вы у них научились?
Работать с большими мастерами, с профи высокого класса одно удовольствие. Потому что они — образец дисциплины и самотдачи. Бывали дни, когда мы снимали до полуночи, когда уже роптать начинали даже самые стойкие. Роберт и Пол только пошучивали над ними, прикалывая, что они могут и всю ночь работать, не то что эта молодежь… Конечно, я многому учился у них, но прежде всего — профессионализму.

В вашем фильме также были заняты актеры, для которых «Время не ждет» стало дебютом в художественном кино. Основываясь на чем, вы доверили одни из главных ролей в своей картине Кристоферу ДеМео и Эдриан Коуан?
Крис ДеМео — мой друг. Да, он начинающий актер, но я вижу, что это очень талантливый актер, вы еще услышите о нем, поверьте. К тому же он умный, разносторонне развитый человек. Что касается Эдриан, то ее мы выбрали из почти 150 претенденток на эту роль. Она сразу понравилась всей группе, и как я полагаю, хорошо справилась со своей работой.

Бюджет у фильма довольно скромный даже по российским меркам, но на экране выглядит все намного дороже. Как вам удалось добиться такого эффекта?
Вообще-то реальный бюджет фильма не тот, который везде звучит… Но этот вопрос — к продюсерам. А то, что локации и декорации, костюмы и прочее вам кажутся дорогими и хорошими, то это заслуга всей команды, которая работала не только умело и добросовестно, но главное, с любовью к фильму. Мы все полюбили наш фильм с самого начала.

Съемки фильма, действие которого разворачивается в наши дни, считаются менее дорогостоящими. Почему же вы все-таки предпочли воспроизвести на экране эпоху, описанную в рассказах Лондона?
Этот фильм — мой дебют, а если бы и сценарий был от дебютанта — не слишком ли много риска тогда было бы? Главным образом, поэтому мы и остановили свой выбор на одном из лучших рассказчиков всех времен и народов — Джеке Лондоне. Конечно, мы могли бы выбрать и что-то современное и остросюжетное… Но уж больно хотелось усложнить свою работу, per aspera ad astra!