Кадзуо Исигуро: «У меня был свой шпион на съемочной площадке»
Что заставило вас согласиться на экранизацию?
В первую очередь то, что у меня был свой человек на площадке, можно сказать, шпион! (Смеется.) Имею в виду автора сценария Алекса Гарлэнда. Мы с ним познакомились, когда он только написал «Пляж», и давно сдружились. Алекс держал меня в курсе всей своей работы над сценарием, а потом и съемочного процесса.
Долго он вас уговаривал?
Да нет, все как-то само собой сложилось. У меня не было сомнений в Гарлэнде — он же у меня на глазах заматерел как писатель и сценарист. Я знал его стиль и прекрасно представлял, какой у него получится альтернативная реальность «Не отпускай меня».
А почему вы сами не взялись за сценарий?
О, я бы тогда возненавидел и фильм, и книгу, и себя самого. Не думаю, что нашел бы силы и мотивацию, чтобы вновь пройти через весь этот материал. Да и Алекс куда более опытный сценарист, чем я. «Не отпускай меня» с самого начала задумывался романом о превратностях клонирования? Нет, я пытался выдумать сюжет о молодых людях, вынужденных как-то мириться с тем, что продолжительность их жизни вместо обычных 70–80 лет сжата до 30. Вопрос был в том, как это обосновать — и, не найдя ответа, я бросил книжку в какой-то момент. Это было в середине 90-х, а в начале нулевых пресса начала писать про овечку Долли, обсуждать клонирование — и оно неожиданно оказалось недостающим фрагментом пазла. Я искал метафору — клонирование ею и оказалось.
Фильм уже посмотрели? Как он вам?
Больше всего я рад тому, что кино получилось бескомпромиссным (а возможности смягчить, например, финал наверняка были), кого-то оно даже наверняка расстроит. Не то чтобы это был какой-то хит, но лично я им очень доволен.
А выбором актеров на главные роли вы довольны?
Очень. По-моему, и Эндрю Гарфилд, и Кэри Маллиган с Кирой Найтли сыграли просто потрясающе. У них свой особенный стиль — они каким-то образом отражают то, каково жить здесь и сейчас. Думаю, одно из достоинств кино — возможность увидеть лучших представителей этого поколения в одном фильме.