Александр Велединский: В любом фильме важен эффект «рукотворности»
Time Out Moscow: Расскажите про «Эксперимент 5IVE». Чем он вас заинтересовал?
Алекcандр Велединский: Мне интересна работа в новом, непривычном формате. Всего пять минут, за которые при этом надо рассказать историю с заданной отправной точки. Но зато по условиям я никак не ограничен с формой своей короткометражки — и здесь я пошел на эксперимент.
TO: И в чем заключается этот эксперимент с формой?
АВ: Я попробовал поработать в стилистике комикса. Визуально это такое черно-бело кино с какими-то вкраплениями ярких цветов, чем-то может быть похоже на «Город Грехов». Я, правда, еще не закончил монтаж, но уже какие-то выводы могу сделать. Так что проба пера уже состоялась, а опыт можно назвать полезным. Да и к тому же я оказался в компании интересных мне людей. Алексей Попогребский, Петр Буслов, Игорь Волошин и Андрей Звягинцев – они все хорошие режиссеры, им есть что сказать.
Я легко иду на эксперименты во время съемочного процесса
ТО: А сами съемки долго длились?
АВ: Все отсняли за два дня. Правда, сняли чуть больше заявленных пяти минут, и теперь надо сокращать. К тому же, обнаружилась одна хитрость: классическая форма, в которой записан сценарий, не очень подходит для короткометражки, надо точно понимать, что ты даешь зрителю, чтобы он успел это «переварить». Вот и сейчас: снял на шесть минут, а по условиям должно быть пять – придется укорачивать. Но я вообще не люблю слишком длинное кино, так что не стесняюсь вырезать все на монтаже. В «Живом» вырезал полчаса, потому что понял – все рассказал, хватит. Хотя двух сцен все-таки жаль…
ТО: Вы легко идете на эксперименты во время съемочного процесса?
АВ: Да, я и актерам прощаю импровизации, и сам могу в последний момент все поменять. Как-то на съемках у меня была сцена, где просто стоят пять человек и говорят. Банальное место, на которое мы бы вряд ли потратили больше получаса. Но в ночь перед съемками я включил телевизор… и увидел точь-в-точь такую же сцену. Следующие полдня мы со съемочной группой провели, устанавливая и расписывая все по новому – зато получилось отлично.
ТО: А как вы считаете, доступность спецэффектов поможет молодым режиссерам?
АВ: В любом фильме, будь это артхаус или какое-то жанровое кино, важен эффект «рукотворности». И здесь сами по себе спецэффекты никогда не заменят хорошего режиссера. Если этой рукотворности нет, никакие эстетики и стилистики не спасут фильм, он пройдет мимо и не запомнится зрителям.
ТО: То есть сама по себе новая форма ничего не гарантирует?
АВ: Нет, конечно. Я два года был в жюри фестиваля мобильного кино, смотрел работы – было много всего любопытного, но ни одного шедевра. Это все те же истории, просто снятые на другую технику.
ТО: Есть какие-то новаторские фильмы, которое за последнее время произвели на вас впечатление?
АВ: Сейчас вообще сложно говорить о новаторском кино. С одной стороны, технически постоянно появляются какие-то новинки, но на самом деле глубинных революций в кино не было со времен Годара, с его протестными фильмами. А из относительно недавнего стоит отметить, например, фильм Александра Миндадзе «Отрыв». Это важное кино, оно прямо лезет в душу.
В Эксперименте 5IVE всего за пять минут надо рассказать историю с заданной отправной точки. Но зато по условиям я никак не ограничен с формой своей короткометражки.
ТО: А в будущем десятилетии кто, по-вашему, из нынешних молодых режиссеров сможет проявить себя?
АВ: Да кто угодно. Вот сидим мы с вами, разговариваем, а где-то в общежитии сидит парень – или девушка, пьет чай без сахара и придумывает фильм, который нас покорит лет через пять. Как Леша Сидоров, который придумал «Бригаду», еще когда мы жили в общаге и могли себе позволить только гречневую кашу.
ТО: Может, попробуете дать этому молодому таланту какой-то совет? Вдруг он к нему прислушается, прочитав это интервью…
АВ: Он простой: надо быть искренним. Рассказывайте историю так, чтобы человек удивлялся, видел что-то новое. Конечно, многое зависит от твоего профессионализма, технической оснащенности, но режиссер – это всегда «рукотворец». Им и надо оставаться.